Начало урока 6-7 мин. | Организационный момент Приветствие. ЗАДАНИЕ Как вы понимаете смысл высказывания? То, что позади нас, и то, что впереди нас, значит так мало по сравнению с тем, что внутри нас. Ральф У. Эмерсон Корзина идей Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что понимает под выражением «то, что внутри нас» (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. (В конце урока ученики возвращаются к данному высказыванию ) ↓ Выход на тему урока Запись в тетрадях числа. Знакомство с целями урока. | Презентация http://www.wisdoms.one/tsitati_pro_vnutrenniy_mir.html |
Середина урока 27-28 мин. | О ком вы говорили на прошлых уроках? (О знаменитых людях) Сегодня вы будете изучать произведение знаменитого человека. Евгений Александрович Евтушенко — один из самых популярных и хорошо известных поэтов ХХ – ХI вв. Имя Евтушенко давно и прочно вошло в современную поэзию. Более того, оно широко распространилось в самой нашей жизни среди людей разных поколений, разных профессий, разных взглядов на жизнь и разных литературных вкусов. Обширное признание Евтушенко заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он известен также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр. Слушание 9.1.2.1 понимать значение слов общественно-политической тематики Аудиотекст Учащиеся слушают текст. Заполняют таблицу. ЗАДАНИЕ Прослушайте текст. Впишите в таблицу слова общественно-политической лексики (ОПЛ) согласно определению. Слова для справок: «Оттепель», шестидесятники, гражданственность, статус девиза Наибольшую известность в Период Оттепели и в 70-ых годах приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения Советского Союза. Это поэты, граждански мужественные. Звучала шире всего четвёрка: Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017) воспринимался как подлинный лидер всего шестидесятничества. Поэт ставит задачу возродить гражданственность истинную, причём противопоставляет гражданственность истинную и гражданственность казённую. По его словам, гражданственность – это нравственность в действии. Недаром у Евтушенко есть несколько стихотворений под таким названием. Поэзия Е. Евтушенко обращена к актуальным общественно-политическим проблемам эпохи. Евгений Евтушенко написал более шестидесяти сборников. Самый большой успех данного автора была поэма «Братская ГЭС», в строчках которой появилось выражение, получившее статус девиза: «Поэт в России больше, чем поэт». Также играл в кино и на сцене. После развала СССР переехал вместе со всей семьей в США. | Таблица для заполнения. | – это условное название периода в истории, длившегося с середины 1950-х годов по середину 1960-х годов. Период после XX съезда КПСС (1956 г.) | | - это молодые представители творческой интеллигенции СССР 60-х годов. Плеяда поэтов(лидеры - Евтушенко, Вознесенский, Рождественский ), сформировавшаяся в период «оттепели». | | – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека; это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране. | | «Поэт в России больше, чем поэт». | Ф И Самооценивание На интерактивной доске демонстрируется таблица с правильными ответами. Учащиеся оценивают свою работу «Оттепель». | – это условное название периода в истории, длившегося с середины 1950-х годов по середину 1960-х годов. Период после XX съезда КПСС (1956 г.) | Шестидесятники | - это молодые представители творческой интеллигенции СССР 60-х годов. Плеяда поэтов(лидеры - Евтушенко, Вознесенский, Рождественский ), сформировавшаяся в период «оттепели». | Гражданственность | – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека; это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране. | Статус девиза | «Поэт в России больше, чем поэт». | И - Какова роль данных слов ОПЛ в данном тексте? Что они помогли понять? Запишите ответы на вопросы, правильно используя формы глагола (одиночное деепричастие или деепричастный оборот). Ф К Ученики передают тетради по часовой стрелке (вперёд на 1 человека) и оценивают написанное. Чтение 9.3.1.1 понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию Текстовая работа И / П ЗАДАНИЕ Прочитайте, выполните задания по тексту. О чем это стихотворение? Найдите в тексте выражения, подтверждающие вашу мысль (главная информация). Запишите их в таблице. Найдите в тексте примеры тропов и стилистических фигур, указанных в таблице (выявление второстепенной информации, подтекста). Тема (О чём стихотворение?) | Главная информация текста | О жизни и смерти человека. (Философская тема осмысления человеческой жизни) | Людей неинтересных в мире нет. | У каждого — свой тайный личный мир. | Не люди умирают, а миры. | Выпишите из текста стихотворения примеры с тропами и стилистическими фигурами | СРАВНЕНИЕ | Их судьбы — как истории планет. | РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ | ЭПИТЕТЫ | СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ | Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час… Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? | ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР | А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтерестностью своей. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег… Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? И про отца родного своего мы, зная всё, не знаем ничего. | УМОЛЧАНИЕ | И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой... Уходят люди... Их не возвратить. | Евгений Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтересностью своей. У каждого — свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это все неведомо для нас. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой… Все это забирает он с собой. | Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты, да, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит все равно! Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них? Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? И про отца родного своего мы, зная все, не знаем ничего. Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать. | Ф П Взаимооценивание в парах Учащиеся работают в парах над вопросами. Обсуждают их в парах и свои рассуждения высказывают перед классом (по 1 заданию на пару.) ЗАДАНИЕ Ответьте на вопросы: С чем сравнивает автор судьбы людей? Почему? (Человеческие судьбы сравнимы по загадочности с историями дальних планет. В произведении провозглашается факт неповторимости каждого представителя рода людского, даже самого обычного, невзрачного, ничем не выделяющегося из толпы, не обладающего какими-то выдающимися способностями) Как вы понимаете утверждение лирического героя «У каждого — свой тайный личный мир»? Какую роль здесь играют лексические повторы и синтаксический паралллелизм? (Он утверждает, что у всех есть тайный личный мир, наполненный лучшими мгновениями и страшными часами. Умирает индивидуум, а вместе с ним умирает его первый снег, первый поцелуй, первый бой. И ничего с этой несправедливостью нельзя поделать. Уходят люди, забирая с собой свои тайные миры, которые никогда не возродить.) Определите авторскую позицию.Какой вывод из « закона безжалостной игры» делает герой? (Конечно, от людей остаются книги и холсты, машины и мосты, но что-то обязательно и навсегда покидает землю. Из этого герой выводит вечный закон существования — «не люди умирают, а миры»). Какими вопросами задаётся автор в конце стихотворения? Какие проблемы человеческой жизни поднимаются в стихотворении? (Риторические вопросы,лексические повторы, синтаксический параллелизм помогают читателю разглядеть проблемы, поднятые авторм : проблему человеческого одиночества, проблему взаимоотношений с близкими людьми, проблему места человека в обществе) И ВЫВОД Подумайте, какова основная мысль стихотворения? Выразите своё мнение о важности роли человека в обществе, в мире. Справочный материал Справочный материал . ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое построение речи, главным образом поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут. А. С. Пушкин | Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. В. Брюсов | УМОЛЧАНИЕ - невысказанность, недоговоренность. Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о высказанном. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты! И. А. Бунин | Хотя страшился он сказать, Нетрудно было б отгадать, Когда б… но сердце, чем моложе, Тем боязливее, тем строже… М. Ю. Лермонтов | ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» - вместо «лев») ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР – это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. | Ф К Взаимооценивание ЗАДАНИЕ НА ПОВТОРЕНИЕ Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях, объясните их постановку. Реализуя свои уникальные таланты и способности мы обретаем счастье и богатство. Составив список своих талантов и способностей а так же список любимых дел вы найдете свои уникальные таланты. С радостью принимая дары от других дарите им так же радость и бескорыстную помощь. Говорение 9.2.4.1 создавать высказывание (рассуждение, убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию Учащиеся знакомятся с «Приёмами привлечения внимания аудитории», представленной в презентации. Затем ученикам предлагается вернуться к началу урока – к эпиграфу. Учащиеся объединяются парами в группы и работают над заданием. Г ЗАДАНИЕ Составьте устное высказывание. Используйте формулу ПОПС. Для подтверждения аргументоов (2-х) используйте примеры из изученных на уроке текстов и примеры из собственного опыта жизни. Используйте следующие слова и выражения для привлечения аудитории: - личные местоимения (я, мы с вами, вы), - обращения, - глаголы 1, 2 лица (прошу вас, поробуем понять, оговоримся, отметим). Используйте в речи деепричастия и деепричастные обороты: самоутверждаясь, развиваясь как личность, соединяя в себе неповторимые индивидуальности. Целевая аудитория - учащиеся старших классов вашей школы. Тема выступления Согласны ли вы с высказыванием Ральфа У. Эмерсона «То, что позади нас, и то, что впереди нас значит так мало по сравнению с тем, что внутри нас». Ф Г Взаимооценивание Спикерам от групп даётся 3 мин на выступление. Оценивание по стратегии «Три хлопка, две звезды, одно пожелание» | Презентация Раздаточный материал ПОЭТИЧЕСКИЙ БУМ 1960-Х ГГ. ТВОРЧЕСТВО Е. ЕВТУШЕНКО, ВОЗНЕСЕНСКОГО, РОЖДЕСТВЕНСКОГО, АХМАДУЛИНОЙ. https://students-library.com/library/read/46436-poeticeskij-bum-1960-h-gg-tvorcestvo-e-evtusenko-voznesenskogo-rozdestvenskogo-ahmadulinoj Приложение 1 Приложение_2 |