Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
Целью данного урока является
1Обобщение и углубление знаний об именах существительных;
Развитие умений распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. »
Учитель МКОУ «СОШ № 13»
с.Надежда
Соболева Людмила Ник.
Цели урока
Обобщение и углубление знаний об именах существительных;
Развитие умений распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа.
Ход урока
I. Организационный момент
Запись числа и классной работы.
II. Словарная работа
- Перед вами текст. В этом тексте в словарных словах пропущены буквы - орфограммы. Вам нужно вставить эти буквы. Перед записью каждого слова поставьте его в начальную форму и в тетради записываете словарные слова в 2 столбика:
Одушевлённые имена
Неодушевлённые имена
существительные
существительные
- Далее ставите ударение и подчеркиваете только одну орфограмму - непроверяемую безударную гласную в корне слова.
- Записали? Поменяйтесь тетрадями и проверьте в парах
животное
альбом
собака
тарелка
медведь
хобот
петух
яблоня
III. Введение в тему урока:
- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости (Дедушка Имя Существительное)
- Вы помните, что он волшебник? У него есть волшебная палочка, с помощью которой он превращается в разные предметы.
- Посмотрите, во что он превращается сегодня.
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие эти предметы? Назовите их.
- Правильно. (кто? что?)
- Ребята, давайте вместе прочитаем вопрос, который вам задает дедушка:
"О какой части речи мы сегодня будем говорить?" (Об имени существительном)
- Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока:
"Что мы знаем об именах существительных ?"
- Сегодня мы с вами вспомним всё, что уже узнали об именах существительных для того, чтобы правильно использовать имена существительные в нашей речи.
Для этого мы будем находить имена существительные, определять все их категории. И в конце урока мы проверим свои знания.
IV. Упражнения по закреплению материала:
В словарной работе мы с вами уже повторили одну категорию имени существительного - одушевлённость и неодушевлённость.
А теперь наш домовой Афанасий со своим дедушкой принесли для вас задание:
"Найди лишнее слово"
- В каждой группе слов найдите лишнее слово, выпишите, определите и запишите род каждого имени существительного.
Чулки, носки, яблоки, сад.
Чистота, сапоги, груши, рельсы.
Медали, село, камни, острова.
Школьники, скрипки, утро, столы.
Папа, волны, ключи, перья.
Ромашки, ягоды, встреча, огни.
- Проверьте, пожалуйста.
Сад (м. р.), чистота (ж. р.), село (ср. р.), утро (ср. р.), папа (м. р.), встреча (ж. р ).
- Мы повторили еще одну категорию имени существительного - род.
Итак, имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Изменяются ли имена существительные по родам или имеют постоянный род?
- Скажите, а если бы я попросила вас определить род всех остальных имен существительных из этого задания, что бы вы сделали сначала? (Поставили бы их в единственное число.)
- Зачем? (Во множественном числе мы не можем определить род имени существительного. )
б) А теперь дедушка Имя Существительное предлагает вам поиграть в игру:
"Волшебные превращения"
- Мы будем превращать взрослых животных в маленьких и записывать это в тетради.
Слон - слонёнок
ёж - ежонок
кукушка - кукушонок
волк - волчонок
лось - лосёнок
медведь - медвежонок
лиса - лисёнок
- Какие суффиксы нам помогали? (-онок, -ёнок)
- Какое явление вы увидели в 2-х последних парах слов? (Чередование согласных на конце корня)
- С помощью этой игры мы вспомнили, что в русском языке существует очень много суффиксов для образования имен существительных.
- Вам понравилась игра? Давайте поблагодарим дедушку Имя Существительное за интересную игру.
Физминутка.
Имя Существительное, мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное Имя Существительное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Чтобы всё отличным стало, существительных немало.
Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.
- Спасибо. Садитесь.
- И снова к нам в гости домовой Афанасий.
в) Он предлагает вам прочитать стихотворение В. Викторова о том, как берёзка встречает весну.
Она весну встречает - серёжки надевает.
Накинута на спинку зелёная косынка
И платьице в полоску. Ты узнаёшь берёзку?
- Вот какое задание приготовил для вас Афанасий. Найдите в этом стихотворении имена существительные. Выберите любые два из них и сделайте их разбор как части речи. (Образец разбора на карточках в помощь - на столах)
- У доски разбор выполнят два ученика. Они выберут по одному слову, сделают разбор, а мы проверим вместе с вами.
- Ребята, наш домовой Афанасий тоже выбрал два слова для разбора. Давайте проверим его работу. Со всем ли вы согласны?
- Хорошо. Спасибо.
VII. Итог урока.
- Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова нашего сегодняшнего урока.
Имя существительное
Часть речи
Одушевлённое и неодушевлённое
Что? Кто?
Мужской род, женский род, средний род
Единственное число и множественное число.
- Молодцы. Ребята, я открою вам тайну. Это ещё не все категории имени существительного На следующем уроке мы познакомимся ещё с другими категориями этой части речи и узнаем о ней ещё много нового. Спасибо вам за работу. Дедушка Имя Существительное прощается с вами до следующих встреч.
VIII. Домашнее задание.
- Придумайте 2 одушевлённых и 2 неодушевлённых имени существительных и сделайте их разбор, как части речи.