Конспект урока для учащихся 8 класса по теме "Порядок слов в предложении". В течении урока повторяются синтаксические единицы предложения и происходит знакомство и закрепление нового материала по теме. Использованы доступные примеры для учащихся, интересные задания.Кроссворд для повторения названия синтаксических единиц, упражнения, упражнения для речевой компетенции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Порядок слов в предложении»
Конспект урока на тему: «Порядок слов в предложении»
(8 класс)
Тип урока: - урок изучения и первичности закрепления нового материала;
Цель урока: - знать о понятиях прямой порядок слов и обратный порядок слов (инверсия);
- устранять речевые ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении.
Оборудование к уроку: презентация, раздаточный материал: (лист с кроссвордами на каждую парту).
Ход урока.
Организационный момент. Запись числа, темы урока
Повторение.
Форма работы: по парам. Учащиеся заполняют графы кроссворда на раздаточных листах. Кроссворд
1
2
3
4
5
По горизонтали:
2. Тип связи в словосочетании рано утром; (примыкание)
3. Тип связи в словосочетании разгореться с яркостью; (управление)
4. Тип связи в словосочетании багряное солнце; (согласование)
5. Соединение двух или более слов на основе подчинительной связи. (словосочетание)
По вертикали:
Раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний и предложений. (синтаксис)
Проверка кроссворда осуществляется методом взаимоконтроля.
- Слово, которое получилось по вертикали, является названием раздела изучающего …..
Повторение понятий синтаксис.единиц
Выполнение упр.по определению членов предложения.
3. Активизация знаний. Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит узнать, почему выдающийся ученый-лингвист А.М. Пешковский, автор книги «Русский синтаксис в научном освещении» назвал порядок слов главной сокровищницей русского языка.
4. Изучение новой темы.
Записываем первую подтему: «Интонация».
Произнесите строку из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»: Мороз и солнце, день чудесный... с разной эмоциональной окраской
1. Так, как будто вы читаете дневник метеоролога.
2. Так, как произнес бы человек, который сидит в помещении и грустно смотрит в окно.
3. Как увлеченный конькобежец, который отправляется на каток и потирает руки от удовольствия.
4. Как человек, который проснулся и вдруг увидел, что вместо вчерашней метели с ее грустными завываниями – мороз и солнце. Он будит родных и просит с ним полюбоваться неожиданной переменой в природе.
Вывод: важна ли интонация?
Вывод…
Записываем вторую подтему: «Логическое ударение».
Сделайте вывод :Логическое ударение играет смысловую роль?
Петров завтра едет в Москву.
Петров завтра едет в Москву.
Петров завтра едет в Москву.
Петров завтра едет в Москву.
Вывод: Логическое ударение играет смысловую роль.
Третья подтема – «Порядок слов».
Учитель: В синтаксическом строе многих языков определен строгий порядок членов предложения. Например, в английском языке каждый член предложения должен стоять на своем месте. В повествовательном предложении подлежащее предшествует сказуемому. Если сказуемое будет стоять перед подлежащим, то получится вопросительное предложение. В русском языке порядок слов в предложении свободный. Докажем это.
В русском языке порядок слов считается свободным. Это значит, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места в предложении.
Запишем определения в грамматич.тетрадь:
В предложениях, в которых подлежащее предшествует сказуемому, порядок слов прямой.
В предложениях, где сказуемое предшествует подлежащему, порядок слов обратный.
В стихотворных строчках такой порядок называют инверсией.
5. Закрепление
Тренировочное упражнение.
Задание: измените порядок слов в предложении так, чтобы получились стихотворные строки. Вставьте пропущенные буквы.
1. К_стер красной р_бины г_рит в саду …
2. Унылая пора! Оч_рованье очей!
Твоя пр_щальная краса пр_ятна мне...
3. Я вых_жу на д_рогу один...
Ответ:
1. В саду горит костер рябины красной ... (С. Есенин) 2. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса ... (А.С. Пушкин) 3. Выхожу один я на дорогу … (М.Ю. Лермонтов)
Учитель: Что изменяется в строках при обратном порядке слов? На какие слова падает логическое ударение? Какое настроение создается при помощи приема инверсии?
6. Речевое упражнение.
Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.
Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. – Была организована выставка работ из природного материала, сделанных детьми и их родителями.
Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. – Привитую учителем любовь к рисованию и прекрасному я храню в душе и по сей день.
Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.- Кабинет с небольшими проходами заставлен партами.
7. Подведение итогов. Рефлексия
8. Домашнее задание:
Выписать отрывок (3-5 предложений) из художественного произведения в нем, кроме определения порядка слов, сделать синтаксический разбор предложений.
Приложение:
Кроссворд
1
2
3
4
5
По горизонтали:
2. Тип связи в словосочетании рано утром;
3. Тип связи в словосочетании разгореться с яркостью;
4. Тип связи в словосочетании багряное солнце;
5. Соединение двух или более слов на основе подчинительной связи.
По вертикали:
Раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний и предложений.