kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Порядок слов в предложении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для учащихся 8 класса по теме "Порядок слов в предложении". В течении урока повторяются синтаксические единицы предложения и происходит знакомство и закрепление нового материала по теме. Использованы доступные примеры для учащихся, интересные задания.Кроссворд для повторения названия синтаксических единиц, упражнения, упражнения для речевой компетенции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Порядок слов в предложении»

Конспект урока на тему: «Порядок слов в предложении»

(8 класс)

Тип урока: - урок изучения и первичности закрепления нового материала;

Цель урока: - знать о понятиях прямой порядок слов и обратный порядок слов (инверсия);

- устранять речевые ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении.

Оборудование к уроку: презентация, раздаточный материал: (лист с кроссвордами на каждую парту).

Ход урока.

  1. Организационный момент. Запись числа, темы урока

  2. Повторение.

Форма работы: по парам. Учащиеся заполняют графы кроссворда на раздаточных листах. Кроссворд






1












2









































3


























4




























5














По горизонтали:

2. Тип связи в словосочетании рано утром; (примыкание)

3. Тип связи в словосочетании разгореться с яркостью; (управление)

4. Тип связи в словосочетании багряное солнце; (согласование)

5. Соединение двух или более слов на основе подчинительной связи. (словосочетание)

По вертикали:

  1. Раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний и предложений. (синтаксис)

  2. Проверка кроссворда осуществляется методом взаимоконтроля.

- Слово, которое получилось по вертикали, является названием раздела изучающего …..

Повторение понятий синтаксис.единиц

Выполнение упр.по определению членов предложения.

3. Активизация знаний. Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит узнать, почему выдающийся ученый-лингвист А.М. Пешковский, автор книги «Русский синтаксис в научном освещении» назвал порядок слов главной сокровищницей русского языка.

4. Изучение новой темы.

  • Записываем первую подтему: «Интонация».

Произнесите строку из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»: Мороз и солнце, день чудесный... с разной эмоциональной окраской

  • 1. Так, как будто вы читаете дневник метеоролога.

  • 2. Так, как произнес бы человек, который сидит в помещении и грустно смотрит в окно.

  • 3. Как увлеченный конькобежец, который отправляется на каток и потирает руки от удовольствия.

  • 4. Как человек, который проснулся и вдруг увидел, что вместо вчерашней метели с ее грустными завываниями – мороз и солнце. Он будит родных и просит с ним полюбоваться неожиданной переменой в природе.

  • Вывод: важна ли интонация?



Вывод…

  • Записываем вторую подтему: «Логическое ударение».

Сделайте вывод :Логическое ударение играет смысловую роль?

Петров завтра едет в Москву.

Петров завтра едет в Москву.

Петров завтра едет в Москву.

Петров завтра едет в Москву.

Вывод: Логическое ударение играет смысловую роль.

  • Третья подтема – «Порядок слов».

Учитель: В синтаксическом строе многих языков определен строгий порядок членов предложения. Например, в английском языке каждый член предложения должен стоять на своем месте. В повествовательном предложении подлежащее предшествует сказуемому. Если сказуемое будет стоять перед подлежащим, то получится вопросительное предложение. В русском языке порядок слов в предложении свободный. Докажем это.

В русском языке порядок слов считается свободным. Это значит, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места в предложении.

Запишем определения в грамматич.тетрадь:

  • В предложениях, в которых подлежащее предшествует сказуемому, порядок слов прямой.

  • В предложениях, где сказуемое предшествует подлежащему, порядок слов обратный.

  • В стихотворных строчках такой порядок называют инверсией.

5. Закрепление

Тренировочное упражнение.

Задание: измените порядок слов в предложении так, чтобы получились стихотворные строки. Вставьте пропущенные буквы.

1. К_стер красной р_бины г_рит в саду …

2. Унылая пора! Оч_рованье очей!

Твоя пр_щальная краса пр_ятна мне...

3. Я вых_жу на д_рогу один...

Ответ:

1. В саду горит костер рябины красной ... (С. Есенин) 2. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса ... (А.С. Пушкин) 3. Выхожу один я на дорогу … (М.Ю. Лермонтов)

Учитель: Что изменяется в строках при обратном порядке слов? На какие слова падает логическое ударение? Какое настроение создается при помощи приема инверсии?

6. Речевое упражнение.

Задание: исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

Была организована выставка работ родителей, детей из природного материала. – Была организована выставка работ из природного материала, сделанных детьми и их родителями.

Привитую любовь к рисованию и прекрасному учителем я храню в душе и по сей день. – Привитую учителем любовь к рисованию и прекрасному я храню в душе и по сей день.

Кабинет заставлен партами с небольшими проходами.- Кабинет с небольшими проходами заставлен партами.

7. Подведение итогов. Рефлексия

8. Домашнее задание:

Выписать отрывок (3-5 предложений) из художественного произведения в нем, кроме определения порядка слов, сделать синтаксический разбор предложений.





























Приложение:

Кроссворд






1












2









































3


























4




























5














По горизонтали:

2. Тип связи в словосочетании рано утром;

3. Тип связи в словосочетании разгореться с яркостью;

4. Тип связи в словосочетании багряное солнце;

5. Соединение двух или более слов на основе подчинительной связи.

По вертикали:

  1. Раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний и предложений.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Порядок слов в предложении

Автор: Савченко Наталья Петровна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Порядок слов в предложении. "
    ["seo_title"] => string(32) "poriadok-slov-v-priedlozhienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "229202"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441642041"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Порядок слов в предложений "
    ["seo_title"] => string(30) "poriadok-slov-v-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "127059"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415266274"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка "Как составить из слов предложение?" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-kak-sostavit-iz-slov-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "126238"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415127968"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка: «Порядок слов в предложении»"
    ["seo_title"] => string(59) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_poriadok_slov_v_predlozhenii"
    ["file_id"] => string(6) "606751"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1652428838"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по немецкому языку по теме "Порядок слов в предложении""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-niemietskomu-iazyku-po-tiemie-poriadok-slov-v-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "250333"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447073040"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства