- совершенствовать трудовые и учебные навыки при работе в индивидуальном режиме и при работе в группах.
Задачи:
- усвоить порядок разбора СПП т.е. найти способы или алгоритмы выполнения каждого пункта разбора СПП.
- формулировать полный устный ответ при комментировании разбора предложения.
- выполняя задания к тексту, формулировать собственное мнение.
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации
Итак, на доске предложения:
Прочитайте:
Если бы я был в Алматы я поднялся бы на Медеу.
Выглянуло солнце и сразу потеплело.
Расставьте недостающие знаки препинания.
Определите, какие это предложения сложные или простые? Докажите.
Определите тип предложения:
Определите тип предложения (СПП или ССП)? Докажите.
Найдите главное предложение:
Попробуйте разбить СПП на две простые предложения!
Сравните! Какое предложение имеет смысловую законченность?
Какое предложение начинается с союза?
Значит главное предложение то, которое имеет смысловую законченность, а придаточное то, которое не имеет логическую завершенность и начинается с союза.
Итак главное Я поднялся бы на Медеу, а придаточное Если бы я был в Алматы.
Поставьте вопрос от главного к придаточному, и определи тип.
Определи, что обозначает придаточное предложение? (условие)
Вспомни! На какой вопрос отвечает придаточное условия?
Задай вопрос от главного к придаточному.
Укажите средства связи придаточного с главным:
Вспомни союзы при помощи, которых связываются придаточные условия.
Посмотри, имеется ли какой-нибудь из союзов в данном предложении?
Если имеется, то выдели.
Если бы я был в Алматы, я поднялся бы на Медеу
Определите место придаточного по отношению к главному.
Составь схему данного предложения
Определи! Где находится придаточное впереди, после или внутри главного предложения?
( Если….), [ ]
Укажите, как придаточное отделяется от главного?
Посмотри, какой знак препинания стоит между главным и придаточным предложением
V. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении.
Разбор предложения.
Каждой группе по одному предложению на разбор. ( на каждый стол алгоритм разбора.)- 7 минут
1 группа – Если жидкости поступает слишком мало, организм постепенно обезвоживается.
2 группа - Не жди уважения от других, если сам себя не уважаешь
3 группа – Если растение не поливать, то оно засохнет
4 группа – Будет теплая метель, раз воробьи зимой чирикают.
Проверка. Корректировка
VI. Творческое применение знаний и умений.
Работа с текстом. Чистый родник
Раздать отрывки текстов группам
Прочитайте отрывок. Озаглавьте отрывок.
Ответьте на вопросы. – 5 минут
Выступление групп.
Восстановите текст
Сверьте восстановленный текст с текстом на стр.63
Кто правильно восстановил текст? Какие недочеты. Корректировка
Дискуссионная карта ( индивидуально и в группах)
Как вы думаете, кто прав из них, с кем бы вы согласились и почему?
Найдите в тексте предложение СПП и произведите разбор, пользуясь опорным конспектом. – 5 минут
Взаимопроверка. ( обменялись тетрадями)
Какие ошибки допущены?
Корректировка.
VII. Подведение итога урока
Рефлексия
Какие знания приобрел(а)?
Какие умения развивала и приобрел(а)?
Что не усвоил(а)?
1. узнала порядок разбора СПП.
2.знаю способы выполнения каждого пункта разбора
3. знаю отличительные признаки ССП и СПП
4. знаю общие признаки ССП и СПП
5. знаю признак главного и придаточного предложения
6. знаю схему СПП
1.отвечать на вопросы по тексту.
2. формулировать свое мнение
3.работать самостоятельно, в паре, в группе
4.собирать рассказ по смыслу
5. умею определять тип сложного предложения
6. умею различать главное предложение от придаточного
7. умею ставить вопрос от главного к придаточному
8. умею находить союз, при помощи которого связаны части СПП
9. умею определять место придаточного по отношению к главному.
10. умею ставить знаки препинания в СПП.
11. умею производить синтаксический разбор СПП и комментировать устно
1. порядок разбора СПП.
2. способы выполнения каждого пункта разбора
3.отличительные признаки ССП и СПП
4. общие признаки ССП и СПП
5.признак главного и придаточного предложения
6. схему СПП
VIII. Домашнее задание: подобрать по 3 предложения и произвести разбор
IX. Оценивание. Лидеры групп посчитайте количество по формуле и выведите среднюю оценку.
Х. Вернемся к таблице, и заполните графу «Ваше внутреннее состояние на конец урока»
Признаки
сложноподчиненных предложений с придаточным условия
вид придаточного
при помощи, каких союзов связываются части СПП
придаточное предложение
отвечает на вопрос
на что указывает в главном
что поясняет в главном
где находится по отношению к главному
придаточное условия
Признаки
сложноподчиненных предложений с придаточным условия
вид придаточного
при помощи, каких союзов связываются части СПП
придаточное предложение
отвечает на вопрос
на что указывает в главном
что поясняет в главном
где находится по отношению к главному
придаточное условия
Рефлексия
Какие знания приобрел(а)?
Какие умения развивала и приобрел(а)?
Что не усвоил(а)?
1. узнала порядок разбора СПП.
2.знаю способы выполнения каждого пункта разбора
3. знаю отличительные признаки ССП и СПП
4. знаю общие признаки ССП и СПП
5. знаю признак главного и придаточного предложения
6. знаю схему СПП
1.отвечать на вопросы по тексту.
2. формулировать свое мнение
3.работать самостоятельно, в паре , в группе
4.собирать рассказ по смыслу
5. умею определять тип сложного предложения
6. умею различать главное предложение от придаточного
7. умею ставить вопрос от главного к придаточному
8. умею находить союз, при помощи которого связаны части СПП
9. умею определять место придаточного по отношению к главному.
10. умею ставить знаки препинания в СПП.
11. умею производить синтаксический разбор СПП и комментировать устно
1. порядок разбора СПП.
2. способы выполнения каждого пункта разбора
3.отличительные признаки ССП и СПП
4. общие признаки ССП и СПП
5.признак главного и придаточного предложения
6. схему СПП
Рефлексия
Какие знания приобрел(а)?
Какие умения развивала и приобрел(а)?
Что не усвоил(а)?
1. узнала порядок разбора СПП.
2.знаю способы выполнения каждого пункта разбора
3. знаю отличительные признаки ССП и СПП
4. знаю общие признаки ССП и СПП
5. знаю признак главного и придаточного предложения
6. знаю схему СПП
1.отвечать на вопросы по тексту.
2. формулировать свое мнение
3.работать самостоятельно, в паре , в группе
4.собирать рассказ по смыслу
5. умею определять тип сложного предложения
6. умею различать главное предложение от придаточного
7. умею ставить вопрос от главного к придаточному
8. умею находить союз, при помощи которого связаны части СПП
9. умею определять место придаточного по отношению к главному.
10. умею ставить знаки препинания в СПП.
11. умею производить синтаксический разбор СПП и комментировать устно
1. порядок разбора СПП.
2. способы выполнения каждого пункта разбора
3.отличительные признаки ССП и СПП
4. общие признаки ССП и СПП
5.признак главного и придаточного предложения
6. схему СПП
Какие из перечисленных чувств соответствуют вашему внутреннему состоянию?
в начале урока
в конце урока
Равнодушие, тревога, заинтересованность, желание познать что-то новое, неопределенность, нежелание учиться чему-то, радость.
Равнодушие, тревога, заинтересованность, желание познать что-то новое, неопределенность, нежелание учиться чему-то, радость, восторг, удовлетворенность работой, желание познать еще больше.
Какие из перечисленных чувств соответствуют вашему внутреннему состоянию?
в начале урока
в конце урока
Равнодушие, тревога, заинтересованность, желание познать что-то новое, неопределенность, нежелание учиться чему-то, радость.
Равнодушие, тревога, заинтересованность, желание познать что-то новое, неопределенность, нежелание учиться чему-то, радость, восторг, удовлетворенность работой, желание познать еще больше.
Какие из перечисленных чувств соответствуют вашему внутреннему состоянию?
в начале урока
в конце урока
Равнодушие, тревога, заинтересованность, желание познать что-то новое, неопределенность, нежелание учиться чему-то, радость.
Равнодушие, тревога, заинтересованность, желание познать что-то новое, неопределенность, нежелание учиться чему-то, радость, восторг, удовлетворенность работой, желание познать еще больше.
Какие из перечисленных чувств соответствуют вашему внутреннему состоянию?
в начале урока
в конце урока
Равнодушие, тревога, заинтересованность, желание познать что-то новое, неопределенность, нежелание учиться чему-то, радость.
Равнодушие, тревога, заинтересованность, желание познать что-то новое, неопределенность, нежелание учиться чему-то, радость, восторг, удовлетворенность работой, желание познать еще больше.
Чистый родник
Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вода в роднике была чистая и холодная и блестела , как стекло. На месте, откуда вытекала вода, были высечены слова: « Путник будь чистым, как этот родник».
Кто встретился у родника?
Откуда вытекал родник, и какая в нем была вода?
Какие слова были высечены у родника?
Путники вдоволь напились воды, прочитали надпись. Один из них, по-видимому, купец, сказал:
- Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, в него вливаются другие ручейки. Так постепенно ручеек превращается в большую реку. Если человек не будет лениться, останавливаться в пути, работать днем и ночью, то будет великим и достигнет цели.
1.Кем был первый путник?
2.Что сказал он о надписи?
Второй путник был бедным муллой. Качая головой, он сказал:
- Этот родник готов служить каждому: дает прохладу, утоляет жажду, но ни от кого не жаждет награды. Смысл надписи такой: если делаешь добро, то делай молча, не жди вознаграждения.
1. Кем был второй путник?
2. О чем рассуждал второй путник?
Третий путник, стройный и красивый юноша, молчал. Его спросили, что он думает. Юноша ответил:
- Если бы вода в этом роднике стояла бы спокойно, то его замутили бы травы и мусор. Люди не стали бы любить родник. Родник же течет днем и ночью, он постоянно очищается. Вот за это его любят люди. Если это так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник. В нем отражаются блеск солнца, отсветы травы, если они глядятся в него. Душу держи открытой для всех, пусть в ней будет все. Вот, по-моему, о чем говорит надпись.
1. Кто был третьим путником?
2. Каково его мнение о надписи?
Алгоритм
разбора сложноподчиненного предложения.
1. Прочитайте предложение
Определите, какое это предложения сложное или простое? Докажите, обратив внимание на количество грамматических основ.
Вспомните признаки ССП и СПП.
Определите тип данного предложения (СПП или ССП)? Докажите.
Попробуйте разбить СПП на две простые предложения!
Сравните! Какое предложение имеет смысловую законченность?
Какое предложение начинается с союза? Предложение, имеющее смысловую законченность, является главной. Найдите главное предложение.
4. Определите, что обозначает придаточное предложение? Определите вид.
Вспомните! На какой вопрос отвечает придаточные условия?
Задайте вопрос от главного к придаточному.
5. Вспомните союзы, при помощи которых связываются придаточные условия. Посмотрите, имеется ли какой-нибудь из союзов в данном предложении? Если имеется, то укажите
6..Составьте схему данного предложения
Определите! Где находится придаточное? ( впереди, после или внутри) главного предложения? Определите место придаточного.
7.Посмотри, какой знак препинания стоит между главным и придаточным предложением. Укажите, как отделяется придаточное от главного?
Опорный конспект
Это предложение является _____________________________потому что__________________________. Главным предложением является________________________________________________________________.
От главного предложения к придаточному задаем вопрос______________________
_____________. Так как придаточное указывает на __________________в главном, это придаточное __________________________. В данном предложении главное и придаточное предложение связаны при помощи союза________________________.
Придаточное в этом предложении находится ________________________________.
Придаточное в данном предложении отделяется от главного при помощи _____________________.
Опорный конспект
Это предложение является _____________________________потому что__________________________. Главным предложением является________________________________________________________________.
От главного предложения к придаточному задаем вопрос______________________
_____________. Так как придаточное указывает на __________________в главном, это придаточное __________________________. В данном предложении главное и придаточное предложение связаны при помощи союза________________________.
Придаточное в этом предложении находится ________________________________.
Придаточное в данном предложении отделяется от главного при помощи _____________________.
Жалаулинская средняя школа
Имени Н.Алшинова
Открытый урок по русскому языку в 5 казахском классе по теме
«РОД ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО»
Провела: Назымбекова С.А.
2007/2008уч.год.
Тема: «Род имени существительного».
Цели: 1. Обеспечить усвоение учащимися знания о принадлежности слова к одному из трёх родов; согласовывать прилагательное с существительным.
2. Создать условия для формулирования умений сравнивать, классифицировать изучаемые факты и понятия.
3. Воспитание личностных качеств; беседа о правилах поведения.
Задачи: обогащение словарного запаса и синтаксического строя речи; повторить правила правописания собственных имён существительных; мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих; правописание существительных мужского, женского и среднего родов.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Формы обучения: Групповая, в паре.
Методы: Частично-поисковый, словесный, наглядный.
План урока.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Выравнивание знаний.
Постановка учебной задачи.
II. Операционно-исполнительский этап.
Решение учебной задачи.
Графическое моделирование знаний о принадлежности существительного к одному из трёх родов.
Применение усвоенных знаний на практике.
III. Рефлексионно-оценочный этап.
Обобщение результатов урока, подведение итогов.
Домашнее задание.
Наглядность и оборудование.
Тесты (на каждого ученика).
Таблица.
Иллюстрации
Слова.
Ход урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Постановка учебной задачи.
Фронтальный опрос домашнего задания.
-дайте определение имени существительного.
-какие бывают имена существительные?
-как отличит одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
-нарицательные и собственные.
Имя существительное- это часть речи, обозначающая предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?
Одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос (кто?), а неодушевлённые на вопрос (что?).
Собственные имена существительные пишутся с большой буквы: названия единичных предметов, ФИО, клички животных.
II. Операционно-исполнительский этап.
☺☺☺☺☺
☺☺☺☺☺
☺☺☺☺☺
Задание №1
Мы продолжаем нашу основную тему «Имя существительное».
Текущая тема нашего урока «Род имени существительного».
-как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня?
-посмотрите на эти рисунки и определите, сколько родов в русском языке и какие? (иллюстрации мальчик, девочка, солнце).
-скажите, какие имена существительные относятся к мужскому, среднему и женскому роду? (слова на листе).
Работа в парах. Составьте из данных слов предложения.
-как мы можем определить род имени существительного?
Вывешиваем слова и определяем, к какой группе слов относятся данные местоимения, вопросы.
-а ещё мы можем определить род имени существительного по окончанию (таблица).
-отсюда вытекает, что в русском языке три рода. Скажите, в казахском языке делятся ли существительные на роды?
-на что оканчиваются существительные мужского рода?
-какие окончания имеют существительные среднего рода?
-что имеют на конце существительные женского рода?
Открываем учебники на стр. 94 упр.3
Напишите существительные в три столбика, обозначьте окончание. Укажите существительные с мягкой основой.
Определять род имени существительного.
Мальчик- он, чей? мой- мужского рода;
Девочка -она, чья? моя- женского рода;
Солнце-оно, чьё? моё- среднего рода.
Кукла, парта, класс, стул, окно, молоко.
В классе на парте стояла кукла. У окна на стуле стояла банка с молоком.
По местоимению или вопросу (он, она, оно; чей? чья? чьё? мой, моя, моё).
Прикрепляют нужное местоимение или вопрос к определённой группе слов.
Три ученика зачитывают по одному роду с примерами с таблицы, вывешенной на доске.
В казахском языке существительные не делятся на роды.
На твёрдый согласный, мягкий согласный или й.
Существительные среднего рода имеют окончания –о, е.
Существительные женского имеют на конце –а, -я, ь.
Три ученика выполняют у доски.
Гвоздикаяблоняморковь_
Незабудкавишня рожь_
Роза акацияель_
Ромашка
Фиалка
Черёмуха
Задание №2
Учебник стр. 94 упр. 5
Продолжите ряд существительных среднего рода. Выделите окончания –о, -е. Укажите существительные с твёрдой основой.
Один ученик выполняет у доски.
Поле, дерево, небо, солнце, сено, лето, утро, облако, сердце, озеро, молоко, море и т.д.
Мягкая основа, если после согласного кроме ж,ш,ц стоит –е;
Твёрдая основа -если оканчивается на –о.
Задание №3
Учебник стр.94 упр. 4
Напишите словосочетания из данных имён существительных и прилагательных.
Объясните написание мягкого знака.
У существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется ь.
Два ученика выполняют у доски.
Родная речь
Скорая помощь
Спелая рожь
Тёплая печь
Взрослая дочь
Старая вещь
Летняя ночь
Серая мышь
Современная молодёжь.
Задание №4
Учебник стр.94 упр. 6
Продолжите ряд существительных мужского рода.
Один ученик выполняет у доски.
Транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, поезд, самолёт, вертолёт и т.д.
Задание №5
☺☺☺☺☺
Работа в группах. Класс делится на три группы. Каждой группе выдаётся лист. На нём они записывают принадлежность слов к одному из трёх родов.
Мужской род:
Женский род:
Средний род:
Взаимооценка.
Задание №6
Учебник ср.93 упр.1
Работа с текстом.
-в каком предложении раскрывается основная мысль рассказа?
-какие слова при чтении надо выделить усилением голоса?
-что выражено в названии рассказа: тема или основная мысль?
-о каких правилах, которые ещё не усвоил мальчик, говорит старик?
(иллюстрация)
Чтение вслух текста.
Работа по вопросам.
В последнем предложении.
Восклицательные и вопросительные.
Основная мысль.
О правилах поведения.
Задание №7
☺☺☺☺☺
Словарная работа.
Жара (жары), вдвоём.
(на листе бумаги крупным шрифтом написаны словарные слова). В корне слова пишем о проверочное слово двойка.
-графически смоделируем ваши знания о существительном. Покажите самую лучшую модель классу (работа в группах).
Взаимооценка.
III. Рефлексионно-оценочный этап.
Обобщение результатов урока.
☺☺☺☺☺
Подведение итогов.
☺☺☺☺☺
IV. Домашнее задание.
☺☺☺☺☺
Раздача тестов по пройденной теме.
-какова была цель нашего урока?
-сколько родов в русском языке и делятся ли на роды существительные в казахском языке?
У каждого на партах есть солнышко, оно говорит о ясности понимании, если вы всё поняли и твёрдо можете определить род имени существительного, то тучку, которую я вам дам положите рядом с солнышком, если же есть недопонимание, то на солнышко.
Выписать из словаря по пять слов на каждый род имени существительного.
I Группа -домашние животные (мужского, среднего и женского рода).
II Группа –птицы (мужского, среднего и женского рода).
III Группа -дикие животные (мужского, среднего и женского рода).
Работают в парах.
Взаимооценка.
Определение рода имени существительного.
Три рода, в казахском языке нет деления на роды.
Определяют место нахождения солнышка.
Ключ к тесту по теме
«Род имени существительного»
Имя существительное
Что такое имя существительное?
А). Часть речи, которая обозначает предмет.
Б). Часть речи, которая обозначает признак.
В). Часть слова, которая стоит перед корнем.
Одушевлённые существительные отвечают на вопрос…
А). Что?
Б). Кто?
В) Кто? Что?
С большой буквы пишутся…
А). Одушевлённые имена существительные.
Б). Собственные имена существительные.
В). Нарицательные имена существительные.
Существительные женского рода оканчиваются на …
А). –а; -я; -ь.
Б). –о; -е.
В). Твёрдый согласный, мягкий согласный, или й.
Существительные мужского рода оканчиваются на …
А). –а; -я; -ь.
Б). –о; -е.
В). Твёрдый согласный, мягкий согласный, или й.
6. Существительные среднего рода оканчиваются на …
А). –а; -я; -ь.
Б). –о; -е.
В). Твёрдый согласный, мягкий согласный, или й.
а).
б).
б).
а).
в).
б).
ПАСПОРТ КАБИНЕТА
КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
☺ освещение
-естественное
☺ Ориентация
-Окна на южную сторону
☺ Площадь
-6 квадратных метров на одно рабочее место
☺ Наличие лаборатории
-нет
☺ Поверхность пола
-деревянная
☺ Электропитание
-щиток
☺ Наличие школьной доски
-есть
☺ Рабочие столы для учащихся
-12 столов
☺ Количество стульев
-24 стула
☺ Наличие шкафов
-2 шкафа
☺ Возможность проветривания помещения
-форточки
☺ Наличие занавесок на окнах
-есть
☺ Осветительные приборы
-Потолочные.
Дата 04.09.2007г
Учитель. _______
Словарная работа:
Вдвоём –(наречие)-екеуі
Пишем о проверочное слово двойка.
Жара (жары)-(сущ.).-қапырық.
Выписать из словаря по пять слов на каждый род имени существительного.
Домашнее задание:
I Группа -домашние животные (мужского, среднего и женского рода).
II Группа –птицы (мужского, среднего и женского рода).
III Группа -дикие животные (мужского, среднего и женского рода).
Вдвоём –(наречие)-екеуі
Пишем о проверочное слово двойка.
Жара (жары)-(сущ.).-қапырық.
Жара (жары)-(сущ.).-қапырық.
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Стихи Есенина на уроке русского языка"
Урок разработала и прислала: Лавренникова Нина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ "Кировский лицей",
г. Киров Калужской области.
Открытый урок, проводимый в 6 классе на тему: "Стихи Есенина на уроке русского языка" является ярким примером, как в творчестве С.Есенина ярко выразилась любовь к родному краю, к природе. Как привычные слова в его стихотворениях превращаются в нежный, лучистый, светлый и теплый свет и в то же время это свет его души.
Урок по теме: "Стихи Есенина на уроке русского языка".
Цели урока: познакомить учащихся с понятием "текст", повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики С.Есенина.
Ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта.
1. Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, что такое текст, а также обратимся к стихам великого русского поэта - Сергея Александровича Есенина, в которых он воспевает рязанские просторы. Нам откроется истинный русский поэт, беззаветно влюбленный в отчую землю, в ее природу.
2. Словарная работа.
На доске слова: березняк, лягушка, седина, пролилась, голова, Русь, звенит.
Распределите слова на два столбика:
1) слова, которые соответствуют представлению о красивом, нежном и
2) слова, соответствующие прозаическому, обыденному.
При работе над стихотворением мы ответим на вопрос, сохраняется ли привычное восприятие этих слов в поэзии Сергея Есенина.
3. Запишите предложение для синтаксического разбора:
"Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льет благодать".
Можно ли назвать это предложение текстом?
Текст - это два или более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности. Текст может иметь заглавие.
- Итак, записанное вами предложение еще нельзя назвать текстом. Посмотрим, как из восьми предложений поэт создает необыкновенно лиричный, пронизывающий тоскою, о родине текст.
(Тексты у всех на столе)
Ученик выразительно читает стихотворение:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою"
Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестные села. Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом, поехал в Москву, но навсегда, где бы потом ни жил он, поэт сохранил самые светлые воспоминания о дедовском крае. Живя то в Москве, то в Питербурге, Есенин возвращался на родину;
Я посетил родимые места,
Ту сельщину, где жил мальчишкой . . .
Возвращался в "низкий дом с голубыми ставнями", в страну "березового ситца".
Запишем в тетради и проанализируем строки;
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
Записанное выше - текст? Чем отличается текст от нескольких предложений?
Этот текст - описание? Рассуждение? Повествование?
- Чем описание отличается от рассуждения и повествования? (Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают делать речь более выразительной, живой, образной). При использовании выразительных средств окружающие нас предметы оживают. У Есенина "вызванивают ивы - кроткие монашки", "заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот", "шепчет синий ветер", "крапива . . . качаясь , шепчет шаловливо : "С добрым утром". И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях разговаривают, поют, ссорятся и цветы, и травы, и деревья, и озера. . .
А какому замечательному приему обязаны все эти превращения в художественных произведениях? (олицетворению)
На доске - определение олицетворения, уже известное ребятам: олицетворение - наделение неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью.
- При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку.
(Ищем примеры в текстах).
Например:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Часто неодушевленным предметам приписываются действия, доступные лишь людям. Есть ли такие действия неодушевленных предметов в нашем тексте?
("Тихо август прилег ко плетню", "держат липы в зеленых лапах птичий гомон . . .").
- Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы узнаем его стих.
- Какие еще художественные средства использует поэт, рисуя словами картину родительского дома?
(Метафору).
На доске: метафора - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства (по цвету, форме, объему, назначению и т.д.).
В литературе часто совмещаются близость в цвете и форме сопоставляемых предметов.
- В нашем тексте вы можете найти такую метафору? ("Проводов голубая солома"- здесь совмещение цвета и формы сопоставляемых предметов).
- Но не всегда удается определить, в чем заключается сходство, положенное в основу метафоры. Поэт же находит общие черты в самых разных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придает метафоре особую выразительность.
- Как могут связываться предложения в тексте?
- Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и другими средствами.
Сейчас мы за этим понаблюдаем.
В сборнике найдите стихотворение "Шаганэ ты моя Шаганэ!"
- Есенин никогда не был в Персии, но в 1924-1925г.г. он приезжал на Кавказ, где написал цикл лирических стихотворений - "Персидские мотивы". Одно стихотворение из этого цикла перед нами:
Шаганэ ты моя Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне;
Шаганэ ты моя Шаганэ . . .
(читаем стихотворение до конца)
- Пленительна красота восточной природы, но поэт думает о родных "рязанских раздольях", к которым он сохранил светлую любовь.
- Посмотрим, как связаны предложения в тексте.
(Предложения в этом тексте связаны повторением одних и тех же слов):(находим примеры повтора), это усиливает сердечность, эмоциональность стихотворения, грусть по своей родине.
- В 1925г. 13 сентября Есенин напишет стихотворение, посвященное своей сестре Шуре "Ты запой мне ту песню, что прежде . . .". В декабре этого года его не станет, а пока Есенин посвящает свои стихи "родимому дому", "калитке осеннего сада", "золотистым косам",березке под "родным окном".
Ласковые песни матери особенно дороги и памятны. Сестра поэта Александра Есенина, рассказывала, что когда Сергей Александрович приезжал в деревню, то очень любил слушать, как пела мать, а он с сестрой ей подпевал. Отсюда и появилось это название "Ты запой мне ту песню, что прежде . . .".
- Найдем это стихотворение в сборнике.
- Подумайте, как Есенин достигает напевности своего стихотворения?
(Слушаем запись есенинского стихотворения в исполнении хора)
Приходим к выводу после прослушивания, что напевность этого стихотворения достигается автором за счет повтора слов.
Записываем в тетради: Повтор - повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, подчеркивает важные мысли. Если повтор стоит в начале строки, то это называется анафорой.
(Определение анафоры на доске).
3. Далее дети читают любимые стихи Есенина.
4. Учитель: Сегодня на уроке мы попытались понять, как самое обычное слово обретает великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст, возникает яркая, запоминающаяся картина, образ "рязанских раздолий", которые все-таки красивее Шираза. Надеюсь, что творческие работы, которые вы сегодня создадите, будут написаны с такой же любовью к родной земле. А темой нашего сочинения-миниатюры будет строка из стихотворения С.А.Есенина: "Мой край, задумчивый и нежный . . .".
Образец сочинения-миниатюры ученицы 6 "В" класса Погребной Анастасии: Калужский край - душа России.
Я родилась здесь, в г.Кирове Калужской области и полюбила этот край всей душой. Когда прихожу в городской парк, который находится на берегу живописного озера, то часто любуюсь белоствольными березками и величавыми соснами. Поднимаю голову, смотрю на небо и порой плачу от счастья, потому что я живу именно здесь. Рядом никого, но одиночества не ощущаю - со мной природа. Чудесные истории рассказывают мне птицы, они щебечут о том, что как ни хороша чужая земля, милей родного края нет. И если Москва - сердце России, то душой ее по праву можно назвать землю с голубыми озерами, лесами и полями. И это все она - Калужская земля. На берегу прекрасного озера.
Тема: «Род имени существительного».
Цели: 1. Обеспечить усвоение учащимися знания о принадлежности слова к одному из трёх родов; согласовывать прилагательное с существительным.
2. Создать условия для формулирования умений сравнивать, классифицировать изучаемые факты и понятия.
3. Воспитание личностных качеств; беседа о правилах поведения.
Задачи: обогащение словарного запаса и синтаксического строя речи; повторить правила правописания собственных имён существительных; мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих; правописание существительных мужского, женского и среднего родов.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Формы обучения: Групповая, в паре.
Методы: Частично-поисковый, словесный, наглядный.
План урока.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Выравнивание знаний.
Постановка учебной задачи.
II. Операционно-исполнительский этап.
Решение учебной задачи.
Графическое моделирование знаний о принадлежности существительного к одному из трёх родов.
Применение усвоенных знаний на практике.
III. Рефлексионно-оценочный этап.
Обобщение результатов урока, подведение итогов.
Домашнее задание.
Наглядность и оборудование.
Тесты (на каждого ученика).
Таблица.
Иллюстрации
Слова.
Ход урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Постановка учебной задачи.
Фронтальный опрос домашнего задания.
-дайте определение имени существительного.
-какие бывают имена существительные?
-как отличит одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
-нарицательные и собственные.
Имя существительное- это часть речи, обозначающая предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?
Одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос (кто?), а неодушевлённые на вопрос (что?).
Собственные имена существительные пишутся с большой буквы: названия единичных предметов, ФИО, клички животных.
II. Операционно-исполнительский этап.
☺☺☺☺☺
☺☺☺☺☺
☺☺☺☺☺
Задание №1
Мы продолжаем нашу основную тему «Имя существительное».
Текущая тема нашего урока «Род имени существительного».
-как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня?
-посмотрите на эти рисунки и определите, сколько родов в русском языке и какие? (иллюстрации мальчик, девочка, солнце).
-скажите, какие имена существительные относятся к мужскому, среднему и женскому роду? (слова на листе).
Работа в парах. Составьте из данных слов предложения.
-как мы можем определить род имени существительного?
Вывешиваем слова и определяем, к какой группе слов относятся данные местоимения, вопросы.
-а ещё мы можем определить род имени существительного по окончанию (таблица).
-отсюда вытекает, что в русском языке три рода. Скажите, в казахском языке делятся ли существительные на роды?
-на что оканчиваются существительные мужского рода?
-какие окончания имеют существительные среднего рода?
-что имеют на конце существительные женского рода?
Открываем учебники на стр. 94 упр.3
Напишите существительные в три столбика, обозначьте окончание. Укажите существительные с мягкой основой.
Определять род имени существительного.
Мальчик- он, чей? мой- мужского рода;
Девочка -она, чья? моя- женского рода;
Солнце-оно, чьё? моё- среднего рода.
Кукла, парта, класс, стул, окно, молоко.
В классе на парте стояла кукла. У окна на стуле стояла банка с молоком.
По местоимению или вопросу (он, она, оно; чей? чья? чьё? мой, моя, моё).
Прикрепляют нужное местоимение или вопрос к определённой группе слов.
Три ученика зачитывают по одному роду с примерами с таблицы, вывешенной на доске.
В казахском языке существительные не делятся на роды.
На твёрдый согласный, мягкий согласный или й.
Существительные среднего рода имеют окончания –о, е.
Существительные женского имеют на конце –а, -я, ь.
Три ученика выполняют у доски.
Гвоздикаяблоняморковь_
Незабудкавишня рожь_
Роза акацияель_
Ромашка
Фиалка
Черёмуха
Задание №2
Учебник стр. 94 упр. 5
Продолжите ряд существительных среднего рода. Выделите окончания –о, -е. Укажите существительные с твёрдой основой.
Один ученик выполняет у доски.
Поле, дерево, небо, солнце, сено, лето, утро, облако, сердце, озеро, молоко, море и т.д.
Мягкая основа, если после согласного кроме ж,ш,ц стоит –е;
Твёрдая основа -если оканчивается на –о.
Задание №3
Учебник стр.94 упр. 4
Напишите словосочетания из данных имён существительных и прилагательных.
Объясните написание мягкого знака.
У существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется ь.
Два ученика выполняют у доски.
Родная речь
Скорая помощь
Спелая рожь
Тёплая печь
Взрослая дочь
Старая вещь
Летняя ночь
Серая мышь
Современная молодёжь.
Задание №4
Учебник стр.94 упр. 6
Продолжите ряд существительных мужского рода.
Один ученик выполняет у доски.
Транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, поезд, самолёт, вертолёт и т.д.
Задание №5
☺☺☺☺☺
Работа в группах. Класс делится на три группы. Каждой группе выдаётся лист. На нём они записывают принадлежность слов к одному из трёх родов.
Мужской род:
Женский род:
Средний род:
Взаимооценка.
Задание №6
Учебник ср.93 упр.1
Работа с текстом.
-в каком предложении раскрывается основная мысль рассказа?
-какие слова при чтении надо выделить усилением голоса?
-что выражено в названии рассказа: тема или основная мысль?
-о каких правилах, которые ещё не усвоил мальчик, говорит старик?
(иллюстрация)
Чтение вслух текста.
Работа по вопросам.
В последнем предложении.
Восклицательные и вопросительные.
Основная мысль.
О правилах поведения.
Задание №7
☺☺☺☺☺
Словарная работа.
Жара (жары), вдвоём.
(на листе бумаги крупным шрифтом написаны словарные слова). В корне слова пишем о проверочное слово двойка.
-графически смоделируем ваши знания о существительном. Покажите самую лучшую модель классу (работа в группах).
Взаимооценка.
III. Рефлексионно-оценочный этап.
Обобщение результатов урока.
☺☺☺☺☺
Подведение итогов.
☺☺☺☺☺
IV. Домашнее задание.
☺☺☺☺☺
Раздача тестов по пройденной теме.
-какова была цель нашего урока?
-сколько родов в русском языке и делятся ли на роды существительные в казахском языке?
У каждого на партах есть солнышко, оно говорит о ясности понимании, если вы всё поняли и твёрдо можете определить род имени существительного, то тучку, которую я вам дам положите рядом с солнышком, если же есть недопонимание, то на солнышко.
Выписать из словаря по пять слов на каждый род имени существительного.
I Группа -домашние животные (мужского, среднего и женского рода).
II Группа –птицы (мужского, среднего и женского рода).
III Группа -дикие животные (мужского, среднего и женского рода).
Работают в парах.
Взаимооценка.
Определение рода имени существительного.
Три рода, в казахском языке нет деления на роды.
Определяют место нахождения солнышка.
Ключ к тесту по теме
«Род имени существительного»
Имя существительное
Что такое имя существительное?
А). Часть речи, которая обозначает предмет.
Б). Часть речи, которая обозначает признак.
В). Часть слова, которая стоит перед корнем.
Одушевлённые существительные отвечают на вопрос…
А). Что?
Б). Кто?
В) Кто? Что?
С большой буквы пишутся…
А). Одушевлённые имена существительные.
Б). Собственные имена существительные.
В). Нарицательные имена существительные.
Существительные женского рода оканчиваются на …
А). –а; -я; -ь.
Б). –о; -е.
В). Твёрдый согласный, мягкий согласный, или й.
Существительные мужского рода оканчиваются на …
А). –а; -я; -ь.
Б). –о; -е.
В). Твёрдый согласный, мягкий согласный, или й.
6. Существительные среднего рода оканчиваются на …
А). –а; -я; -ь.
Б). –о; -е.
В). Твёрдый согласный, мягкий согласный, или й.
а).
б).
б).
а).
в).
б).
ПАСПОРТ КАБИНЕТА
КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
☺ освещение
-естественное
☺ Ориентация
-Окна на южную сторону
☺ Площадь
-6 квадратных метров на одно рабочее место
☺ Наличие лаборатории
-нет
☺ Поверхность пола
-деревянная
☺ Электропитание
-щиток
☺ Наличие школьной доски
-есть
☺ Рабочие столы для учащихся
-12 столов
☺ Количество стульев
-24 стула
☺ Наличие шкафов
-2 шкафа
☺ Возможность проветривания помещения
-форточки
☺ Наличие занавесок на окнах
-есть
☺ Осветительные приборы
-Потолочные.
Дата 04.09.2007г
Учитель. _______
Словарная работа:
Вдвоём –(наречие)-екеуі
Пишем о проверочное слово двойка.
Жара (жары)-(сущ.).-қапырық.
Выписать из словаря по пять слов на каждый род имени существительного.
Домашнее задание:
I Группа -домашние животные (мужского, среднего и женского рода).
II Группа –птицы (мужского, среднего и женского рода).
III Группа -дикие животные (мужского, среднего и женского рода).