Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Планируемые результаты (УУД, выполняемые учащимися ) |
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Приветствует учащихся. Предлагает вспомнить изученные разделы науки о языке и продолжить путешествие по стране Русского языка. Предлагает учащимся на протяжении всего урока оценивать свою деятельность по шкале оценки. | Приветствуют учителя. Вспоминают и систематизируют информацию о разделах науки о языке: орфография, морфология, фонетика. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | 1.Дает выполнить задание на дидактической карте в парах в форме блиц-опроса и из начальных букв составить слово, которое выведет на тему урока. часть речи, обозначающая предмет; падеж, отвечающий на вопрос кто?; неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?; название падежа, который отвечает на вопрос кем?; слова, противоположные по значению; часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов; морфема, стоящая между корнем и окончанием; самый распространенный союз; звук, который мы слышим на конце слова груз. Организует проверку по группам. 2.Предлагает из разбросанных букв на слайде составить слово, относящееся к теме урока. 3.Задает учащимся определить значение слов «пунктуация» и «синтаксис». | 1.Работают в паре, решают задания на дидактической карте, записывая начальные буквы ответа в таблицу, выходят к ответу «синтаксис». 2.Индивидуально составляют слово «пунктуация». Формулируют тему урока «Синтаксис и пунктуация». 3.Учащиеся испытывают затруднение. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей). |
3) Выявление места и причины затруднения. | Спрашивает: «Почему вам сложно ответить на вопрос?» | Отвечают, что эти слова им не знакомы и они не знают их значения. | Познавательные: ставят и формулируют проблему. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. |
4) Построение проекта выхода из затруднения. | Где можно найти значение слов «синтаксис» и «пунктуация?». | Можно найти в интернете, спросить у товарища, родителей, учителя или найти в книге или словаре. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
5) Реализация построенного проекта. | Организует работу в парах по толковому словарю с целью поиска в нем смыслового значения слов «синтаксис» и «пунктуация». Направляет на формулирование целей и задач урока. | Работая в парах, ищут значение слов по толковому словарю. С помощью словаря узнают, что синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает построение словосочетаний, предложений, текста. Пунктуация – это раздел науки о языке, который изучает правильную постановку знаков препинания. Работают над смыслом понятий. Формулируют цели и задачи урока. | Регулятивные: формулируют цель урока, принимают и сохраняют учебную задачу урока. |
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Организует фронтальную работу в классе. На доске написаны три столбика. 1)Иней, деревья, ветка, на, серебристый, сверкать. 2)Серебристый иней сверкает на ветках деревьев. 3)в, под, через, а, из, и, около Есть ли смысл в том, что записано в 1 столбике? А во 2-ом ? Почему? Что сделали, чтобы получилось предложение? Попробуйте составить предложение из слов третьего столбика. Какой вывод можно сделать? Докажите, что все слова в предложении связаны грамматически и по смыслу. | Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Формулируют собственные мысли. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. В 1-ом столбике - отдельные слова, они не связаны ни по смыслу, ни грамматически. Во 2-ом – предложение, т.к.несет информацию, слова связаны по смыслу и грамматически. Соединили по смыслу, изменили форму слова. Нельзя составить, так как это союзы и предлоги. Предложения можно составить только из слов, иногда изменяя форму слова. А союзы и предлоги лишь помогают строить предложения. Учащиеся находят грамматическую основу предложения, задают вопросы к второстепенным членам предложения. | Коммуникативные: уметь выражать свои мысли. Личностные: приобретают новые знания и умения, совершенствуют имеющиеся. |
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует работу в парах. На слайде записаны слова. Составьте предложения: 1 вариант. На, снег, след, около, лес, мы, заяц, увидеть. 2 вариант. Лес, стук, дятел, вечерний, в, раздаваться. Проверка выполненного задания по эталону. Беседа о знаках препинания. Синтаксис и пунктуация неразрывно связаны между собой. Почему? А все ли знаки препинания вы знаете? Сейчас я загадаю вам загадки о знаках препинания, попробуйте их отгадать. 1.Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом" 2.Бурным чувствам нет конца - пылкий нрав у молодца" 3."Загораживает путь - предлагает отдохнуть" 4."Ляжет палочкой на строчку, проходите по мосточку" 5.Если текст вдруг незаконченный, Вместо точки стоит... 6.Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко. Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов. В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю... 7. Словам раскрывают объятья: «Ждем вас в гости вас, милые братья!» 8. Так и хочется ему Разъяснить нам, что к чему.
Подсчитайте, сколько всего знаков препинания в нашем языке? Подумайте и запишите себе в тетрадь их Как вы думаете, какой знак самый нужный? Можно ли обойтись одним знаком препинания? Почему? Организует физкультминутку. | Составляют предложения. 1вариант. Около леса на снегу мы увидели следы зайца. 2 вариант. В вечернем лесу раздавался стук дятла. Проверяют составленные предложения по эталону. Чтобы знать правильное написание предложений, нужно знать правильную постановку знаков препинания. Отгадывают загадки о знаках препинания вопросительный знак восклицательный знак запятая тире многоточие точку скобки двоеточие Подсчитывают и записывают знаки препинания в тетрадь. Знаков препинания всего 10 – это . , : ; … - «» ( )! ? Делают выводы о значимости знаков препинания. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
8) Включение в систему знаний и повторение. | Организует работу по учебнику. Упр 119 стр 56 Упр 123 стр 59 Раздает карточку с текстом шуточного стихотворения. Кисель там варят из резины Там шины делают из глины Кирпич там жгут из молока Творог готовят из песка Стекло там плавят из бетона Плотины строят из картона Обложки там из чугуна Там варят сталь из полотна Кроят рубахи из пластмассы Посуду делают из мяса Котлеты стряпают из сажи Там ваксу делают из пряжи Прядут там нитки из сукна Костюмы шьют из толокна Кисель там варят… Прочитайте выразительно стихотворение. Почему стихотворение вызывает у нас улыбку? Расставьте правильные знаки препинания, чтобы получился связный текст. Организует взаимопроверку. Предлагает поставить запятую в предложении: «Казнить нельзя помиловать». Выполнив последние два упражнения, какой вывод можно сделать о знаках препинания? | Принимают участие в работе, выполняют упражнения по учебнику. Читают стихотворение, отвечают на вопросы по тексту. Расставляют пропущенные знаки препинания. Взаимопроверяют и оценивают индивидуальную работу одноклассника. Ставят запятую в предложении. Формулируют вывод о знаках препинания. От знаков препинания зависит смысл текста. Неуместно поставленный или пропущенный знак препинания может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного. | Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Личностные: понимают в чем значение знаний для человека. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают и обосновывают свою точку зрения. |
9) Рефлексия учебной деятельности. | Организует рефлексию, самооценку всей учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Предлагает учащимся подвести итог знаний по теме урока и дополнить любое из высказываний: Сегодня я узнал... Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что… Меня удивило… | По шкале оценивания формулируют конечный результат своей работы на уроке. Подводят итог знаний по теме урока, дополняют высказывания. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. |