Образовательные: познакомить учащихся с косвенной речью и знаками препинания при ней;
Развивающие: развивать умение находить предложения с косвенной речью и составлять их самостоятельно;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, прилежность
Ожидаемые результаты:
Учащиеся знают и умеют:
-заменять прямую речь косвенной, конструировать их
-правильно и грамотно писать
Ключевые идеи:
Косвенная речь, знаки препинания при косвенной речи
Этапы занятия
Деятельность учителя и учеников
Организационный момент
Приветствие, деление на группы
Опрос домашнего задания
Рассказать правило, привести примеры
Проверить выполнение упражнения
Изучение новой темы
Изучение теоретического материала, обсуждение в группе и защита постера
Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора; другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь) и присоединяется к первой союзами что, будто, чтобы, местоимениями и наречиями кто, что, как, какой, где, когда, почему и другими или частицей ли.Валя сказала,что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости. (Ср. «Я буду ждать тебя где-нибудьтут поблизости»,-сказала Валя.)
В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся. См. предложение в п.1.
Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее щзапятой.
После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.
Задание Составить диаграмму Венна
Прямая и косвенная речь
Закрепление новой темы
Выполнение упражнений по учебнику
Уровневые задания
Уровень А Замени прямую речь косвенной.
«Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - крикнул Николай Петрович.
«Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.
«Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, - проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».
«Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», - продолжал говорить Николай Петрович.
Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»
Я спроси его: «Да ты умеешь ли плавать?»
Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»
Уровень В
Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти ошибки.
Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
Меня спросили, где я раньше работал?
Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
Уровень С
Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены.
А. Ну, это ещё не на высоте подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой это инструмент спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
Д. Час от часу не легче подумал я.
Е. Врач велел чтобы я и сидел дома.
Ж. По мнению соседей он был угрюм.
Рефлексия
«Лестница успеха»
Оценивание
Формативное и суммативное оценивание
Домашнее задание
выполнить упражнение, выучить правило
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие о косвенной речи»
Дата: 24. 04.15 г.
Класс 9 «б»
Русский язык
Учитель:А.Бисенова
Школа-лицей№105им.А.Жанпеисова
Тема урока:
Понятие о косвенной речи
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с косвенной речью и знаками препинания при ней;
Развивающие: развивать умение находить предложения с косвенной речью и составлять их самостоятельно;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, прилежность
Ожидаемые результаты:
Учащиеся знают и умеют:
-заменять прямую речь косвенной, конструировать их
-правильно и грамотно писать
Ключевые идеи:
Косвенная речь, знаки препинания при косвенной речи
Этапы занятия
Деятельность учителя и учеников
Организационный момент
Приветствие, деление на группы
Опрос домашнего задания
Рассказать правило, привести примеры
Проверить выполнение упражнения
Изучение новой темы
Изучение теоретического материала, обсуждение в группе и защита постера
Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора; другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь) и присоединяется к первой союзами что, будто, чтобы, местоимениями и наречиями кто, что, как, какой, где, когда, почему и другими или частицей ли.Валя сказала ,что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости. (Ср. «Я буду ждать тебя где-нибудьтут поблизости»,-сказала Валя.)
В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся. См. предложение в п.1.
Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее щзапятой.
После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.
Задание Составить диаграмму Венна
Прямая и косвенная речь
Закрепление новой темы
Выполнение упражнений по учебнику
Уровневые задания
Уровень А Замени прямую речь косвенной.
«Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - крикнул Николай Петрович.
«Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.
«Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, - проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».
«Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», - продолжал говорить Николай Петрович.
Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»
Я спроси его: «Да ты умеешь ли плавать?»
Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»
Уровень В
Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти ошибки.
Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
Меня спросили, где я раньше работал?
Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
Уровень С
Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены.
А. Ну, это ещё не на высоте подумал я. Б. Может быть вы скажете какой это инструмент спрашивал учитель. В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом закономерны. Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее. Д. Час от часу не легче подумал я. Е. Врач велел чтобы я и сидел дома. Ж. По мнению соседей он был угрюм.
Рефлексия
«Лестница успеха»
Оценивание
Формативное и суммативное оценивание
Домашнее задание
выполнить упражнение, выучить правило
Работа ученика ______________________________
Уровень А Замени прямую речь косвенной.
«Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - крикнул Николай Петрович.
«Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.
«Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, - проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».
«Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», - продолжал говорить Николай Петрович.
Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»
Я спроси его: «Да ты умеешь ли плавать?»
Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»
Работа ученика ______________________________
Уровень В
Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи.
Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
Меня спросили, где я раньше работал?
Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
Работа ученика ______________________________
Уровень С
Укажи номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены.
А. Ну, это ещё не на высоте подумал я. Б. Может быть вы скажете какой это инструмент спрашивал учитель. В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом закономерны. Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее. Д. Час от часу не легче подумал я. Е. Врач велел чтобы я и сидел дома. Ж. По мнению соседей он был угрюм.