Цель урока: дать понятие о прямой и косвенной речи.
Задачи: Образовательные: научить составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, расставлять правильно знаки препинания. Развивающие: развивать творческое мышление, активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки. Воспитательные: способствовать формированию личностных качеств, творческой активности.
На уроке учащиеся научатся определять прямую и косвенную речь, составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, расставлять правильно знаки препинания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Прямая и косвенная речь »
Учитель: Байбасунова Гулия Ауезовна
Место работы: Республиканский учебно-оздоровительный центр «Балдаурен», Образовательный комплекс, Республика Казахстан
Класс: 7
Предмет:русский язык
Тема урока: Прямая и косвенная речь
Тип урока: УНЗ
Цель урока: дать понятие о прямой и косвенной речи.
Задачи: Образовательные: научить составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, расставлять правильно знаки препинания. Развивающие:развивать творческое мышление, активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки. Воспитательные:способствовать формированию личностных качеств, творческой активности. Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, слайды с текстами, бланки для ответов. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, диалогический.
Ход урока:
І. Организационный момент:
А) приветствие, эмоциональный настрой к уроку
- Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать на урок русского языка!
Психологический тренинг: Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Пусть этот урок несет вам радость общения и наполнит сердце благородными чувствами.
Б) Сообщение цели и задач урока
- Тему урока предлагаю вам отгадать. Внимательно послушайте отрывок из стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Это произведение вы изучали недавно и оно вам знакомо. Сюжет фантастический: поэт-труженик много работает и очень устает, его раздражает праздная жизнь солнца и он приглашает светило на беседу. Происходит встреча и разговор поэта с солнцем.
Я крикнул солнцу:
«Погоди! Послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
…В окошки,
в двери,
в щель войдя,
ввалилась солнца масса,
ввалилась;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого –
жара с ума сводила,
но я ему –
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
- Ребята! Вы внимательно слушали отрывок из произведения Маяковского… Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь на уроке русского языка? (Учащиеся отвечают) Правильно, тема урока «Прямая и косвенная речь». Сегодня мы вместе с вами научимся определять прямую и косвенную речь, составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, расставлять правильно знаки препинания.
ІІ. Объяснение новой темы
а) вступительное слово учителя по теме - Прямая речь – это чьи-либо слова, которые передаются дословно, без изменения. Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают на того, кто говорит, и к кому обращена прямая речь. Прямая речь и слова автора связаны между собой по смыслу и интонационно и образуют предложение с прямой речью.
Прямая речь может:
стоять перед словами автора: «Интересно, что будут читать мои правнуки?» - писал Л. Н. Толстой. «П?» – а.
находиться после слов автора: Алёна говорит: «Спорим, не пойдёт?». А: «П?»
разрываться словами автора: «Это вы нашли редкий цветок, - сказал мне садовод-любитель. – Называется приточная трава». «П, - а. – П».
- А косвенная речь – это чужая речь, которая передается от лица от автора, но в измененной форме. В отличие от прямой речи косвенная речь передает только содержание чужой речи. Например:
Прямая речь
Он сказал: «Я приду вовремя». А: «П».
Косвенная речь
Он сказал, что придет вовремя.
Предложение с косвенной речью имеет форму СПП с придаточным изъяснительным, в котором слова автора – главное предложение, а чужая речь – придаточное. (Мама спросила, где мы были. Он сказал, что мы были в театре.) Косвенная речь всегда следует после слов автора. Придаточные предложения, включающие косвенную речь, присоединяются к главному при помощи разнообразных союзов и союзных слов, среди которых основными являются: что и чтобы.
б) Работа по таблице (схемы)
в) Тренировочная работа. (Учащийся выходит к доске, записывает под диктовку предложения, составляет схемы предложений.) 1. «Пока у меня стучит сердце, - сказал Павка, - меня не оторвать от партии.» «П, -а,-п». 2. «Я хотел бы быть партизаном!» - сказал Олег товарищам. «П!»-а. 3.Командир, подняв руку, произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и важного дела». А: «П». ІІІ. Закрепление
Цифровой диктант Задание: распределите в три колонки номера предложений
Прямая речь стоит перед словами автора
Прямая речь стоит после слов автора
Слова автора разрывают прямую речь
1
3
4
2
5
6
1) «Завтра будет славная погода!» - сказал я. 2) «Как же у них празднуют свадьбу?» - спросил я у штабс-капитана. 3) Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?» 4) «Нехорошо, - подумал я. – Верно, чёрная кошка между ними проскочила». 5) Раздался чей-то голос: «К вам можно?» 6) «Диктант закончен!- сказала Татьяна Евгеньевна. - Проверьте, что вы написали и сдайте тетрадки ».
б) Устное задание: перед вами прямая речь и слова автора. Найдите пару для каждой части. 1. «Пожар! Пожар!» 2. «Что же ты не едешь?» 3. «Стой, братцы, стой»
в) Работа по учебнику: задание № 303 стр. 235. Выразительное чтение текста «Владимир Дубровский». Найдите в тексте прямую речь и слова автора.
д) Игра «Крестики-нолики». Предлагаю вспомнить все, что вы узнали сегодня о прямой речи. Отвечая на мои вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, напротив номера вопроса ставьте «х», не согласны - «о». 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вопросы: 1. Прямая речь – это чужая речь. 2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи. 3. Прямая речь пишется с маленькой буквы. 4. Прямая речь выделяется кавычками. 5. Прямую речь можно заменить косвенной речью. 6. Прямая речь сопровождается словами автора.
7. Прямая речь – это чужая речь, переданная в измененной форме. 8. Прямая речь пишется с большой буквы. 9. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная. 10. Речь, переданная дословно, без изменений – это прямая речь. Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. Кто выполнил задание без ошибок? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 х о о х х х о х х х ІV. Подведение итогов урока а) выставление оценок (в зависимости от набранных баллов). б) рефлексия:
- Ребята, сегодня вы многое узнали о прямой и косвенной речи. В конце урока хочется услышать ваше мнение об уроке в необычной форме: 1-й ученик говорит свое мнение, а 2-й – составляет предложение с прямой речью, используя речь 1 ученика. А затем, наоборот, 2-й ученик высказывает свое мнение, а 1-й – составляет косвенную речь. Например: 1-й ученик – Урок мне понравился. 2-й ученик – Адема убедительно сказала: «Урок мне понравился». 2-й ученик – Тема урока понятна. 1-й ученик – Она отметила, что тема урока была понятна.