kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Прямая и косвенная речь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Прямая и косвенная речь

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: дать понятие о прямой и косвенной речи.

Задачи:
Образовательные: научить составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, расставлять правильно знаки препинания. 
Развивающие: развивать творческое мышление, активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки. 
Воспитательные: способствовать формированию личностных качеств, творческой активности.  

На уроке учащиеся научатся  определять прямую и косвенную речь, составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, расставлять правильно знаки препинания.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Прямая и косвенная речь »


Учитель: Байбасунова Гулия Ауезовна

Место работы: Республиканский учебно-оздоровительный центр «Балдаурен», Образовательный комплекс, Республика Казахстан

Класс: 7

Предмет: русский язык

Тема урока: Прямая и косвенная речь

Тип урока: УНЗ


Цель урока: дать понятие о прямой и косвенной речи.

Задачи:
Образовательные: научить составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, расставлять правильно знаки препинания. 
Развивающие: развивать творческое мышление, активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки. 
Воспитательные: способствовать формированию личностных качеств, творческой активности.  
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, слайды с текстами, бланки для ответов.  
Методы обучения: наглядный, практический, словесный, диалогический.  

Ход урока: 

І. Организационный момент:

А) приветствие, эмоциональный настрой к уроку

- Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать на урок русского языка!

 Психологический тренинг: Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Пусть этот урок несет вам радость общения и наполнит сердце благородными чувствами. 


Б) Сообщение цели и задач урока

- Тему урока предлагаю вам отгадать. Внимательно послушайте отрывок из стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Это произведение вы изучали недавно и оно вам знакомо. Сюжет фантастический: поэт-труженик много работает и очень устает, его раздражает праздная жизнь солнца и он приглашает светило на беседу. Происходит встреча и разговор поэта с солнцем.

Я крикнул солнцу:

«Погоди! Послушай, златолобо,

чем так,

без дела заходить,

ко мне

на чай зашло бы!»

В окошки,

в двери,

в щель войдя,

ввалилась солнца масса,

ввалилась;

дух переведя,

заговорило басом:

«Гоню обратно я огни

впервые с сотворенья.

Ты звал меня?

Чаи гони,

гони, поэт, варенье!»

Слеза из глаз у самого –

жара с ума сводила,

но я ему –

на самовар:

«Ну что ж,

садись, светило!»


- Ребята! Вы внимательно слушали отрывок из произведения Маяковского… Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь на уроке русского языка? (Учащиеся отвечают) Правильно, тема урока «Прямая и косвенная речь». Сегодня мы вместе с вами научимся определять прямую и косвенную речь, составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, расставлять правильно знаки препинания. 

ІІ. Объяснение новой темы 

а) вступительное слово учителя по теме
- Прямая речь – это чьи-либо слова, которые передаются дословно, без изменения. Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают на того, кто говорит, и к кому обращена прямая речь. Прямая речь и слова автора связаны между собой по смыслу и интонационно и образуют предложение с прямой речью.

Прямая речь может:

  1. стоять перед словами автора: «Интересно, что будут читать мои правнуки?» - писал Л. Н. Толстой. «П?» – а.

  2. находиться после слов автора: Алёна говорит: «Спорим, не пойдёт?». А: «П?»

  3. разрываться словами автора: «Это вы нашли редкий цветок, - сказал мне садовод-любитель. – Называется приточная трава». «П, - а. – П».



- А косвенная речь – это чужая речь, которая передается от лица от автора, но в измененной форме. В отличие от прямой речи косвенная речь передает только содержание чужой речи. Например:

Прямая речь

Он сказал: «Я приду вовремя». А: «П». 

Косвенная речь

Он сказал, что придет вовремя.

Предложение с косвенной речью имеет форму СПП с придаточным изъяснительным, в котором слова автора – главное предложение, а чужая речь – придаточное. (Мама спросила, где мы были. Он сказал, что мы были в театре.) Косвенная речь всегда следует после слов автора. Придаточные предложения, включающие косвенную речь, присоединяются к главному при помощи разнообразных союзов и союзных слов, среди которых основными являются: что и чтобы.

б) Работа по таблице (схемы)

в) Тренировочная работа. (Учащийся выходит к доске, записывает под диктовку предложения, составляет схемы предложений.) 
1. «Пока у меня стучит сердце, - сказал Павка, - меня не оторвать от партии.» «П, -а,-п»
2. «Я хотел бы быть партизаном!» - сказал Олег товарищам. «П!»-а. 
3.Командир, подняв руку, произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и важного дела». А: «П». 
ІІІ. Закрепление

  1. Цифровой диктант 
    Задание: распределите в три колонки номера предложений

Прямая речь стоит перед словами автора

Прямая речь стоит после слов автора

Слова автора разрывают прямую речь

1

3

4

2

5

6





1) «Завтра будет славная погода!» - сказал я. 
2) «Как же у них празднуют свадьбу?» - спросил я у штабс-капитана. 
3) Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?» 
4) «Нехорошо, - подумал я. – Верно, чёрная кошка между ними проскочила». 
5) Раздался чей-то голос: «К вам можно?» 
6) «Диктант закончен!- сказала Татьяна Евгеньевна. - Проверьте, что вы 
написали и сдайте тетрадки ». 

б) Устное задание: перед вами прямая речь и слова автора. Найдите пару для каждой части.
1. «Пожар! Пожар!» 
2. «Что же ты не едешь?» 
3. «Стой, братцы, стой»

1.Раздался внизу отчаянный крик. 
2. Кричит Мартышка.

3. Спросил я ямщика с нетерпением. 


в) Работа по учебнику: задание № 303 стр. 235. Выразительное чтение текста «Владимир Дубровский». Найдите в тексте прямую речь и слова автора.

д) Игра «Крестики-нолики». Предлагаю вспомнить все, что вы узнали сегодня о прямой речи. Отвечая на мои вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, напротив номера вопроса ставьте «х», не согласны - «о».  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 

Вопросы: 
1. Прямая речь – это чужая речь. 
2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи. 
3. Прямая речь пишется с маленькой буквы. 
4. Прямая речь выделяется кавычками. 
5. Прямую речь можно заменить косвенной речью. 
6. Прямая речь сопровождается словами автора.

7. Прямая речь – это чужая речь, переданная в измененной форме. 
8. Прямая речь пишется с большой буквы. 
9. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная.  
10. Речь, переданная дословно, без изменений – это прямая речь.  
Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. Кто выполнил задание без ошибок? 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 
х о о х х х о х х х 
 ІV. Подведение итогов урока
а) выставление оценок (в зависимости от набранных баллов).
б) рефлексия:

- Ребята, сегодня вы многое узнали о прямой и косвенной речи. В конце урока хочется услышать ваше мнение об уроке в необычной форме: 1-й ученик говорит свое мнение, а 2-й – составляет предложение с прямой речью, используя речь 1 ученика. А затем, наоборот, 2-й ученик высказывает свое мнение, а 1-й – составляет косвенную речь. Например: 1-й ученик – Урок мне понравился. 2-й ученик – Адема убедительно сказала: «Урок мне понравился». 2-й ученик – Тема урока понятна. 1-й ученик – Она отметила, что тема урока была понятна.

Всем спасибо за урок!
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Прямая и косвенная речь

Автор: Байбасунова Гулия Ауезовна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126291

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) ""Строение предложений с прямой, косвенной речью" "
    ["seo_title"] => string(55) "stroieniie-priedlozhienii-s-priamoi-kosviennoi-riech-iu"
    ["file_id"] => string(6) "205542"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429931283"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урок английского языка -прямая и косвенная речь"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokanghliiskoghoiazykapriamaiaikosviennaiariech"
    ["file_id"] => string(6) "284720"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454008950"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "конспект урока по русскому языку на тему"Понятие о косвенной речи. Замена прямой речи косвенной" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-poniatiie-o-kosviennoi-riechi-zamiena-priamoi-riechi-kosviennoi"
    ["file_id"] => string(6) "228577"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441388295"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Тест по теме Reported Speech (Косвенная речь) с ключами 9 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "tiestpotiemiereportedspeechkosviennaiariechskliuchami9klass"
    ["file_id"] => string(6) "270633"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1451223616"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Предложения с косвенной речью" "
    ["seo_title"] => string(37) "priedlozhieniia-s-kosviennoi-riech-iu"
    ["file_id"] => string(6) "110660"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406381667"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства