Урок строится в традиционной форме. Применяется на уроках русского языка в 8 классе. Дается понятие «косвенная речь». У учеников формируется умение различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи. Урок способствует развитию мыслительных операций у учеников. Воспитывается интерес к изучению русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Строение предложений с прямой, косвенной речью" »
КЛАСС: 8
ТЕМА: Строение предложений с прямой, косвенной речью.
Цели:
- дать понятие «косвенная речь»; формировать умение различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи;
- способствовать развитию мыслительных операций;
- воспитание интереса к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Запись и анализ предложений.
1. «Ребята, вы были на выставке керамики?» - спросил учитель.
Учитель спросил ребят, были ли они на выставке керамики.
2. «Возможно, я этим летом поеду в деревню», - сказала Маша.
Маша сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню
3. «Помоги, пожалуйста, решить задачу», - попросил меня брат.
Брат попросил, чтобы я помог ему решить задачу.
- Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
- Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное, повествовательное, побудительное предложение?
- Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи?
2. Чтение теоретического материала § 39
3. Упр. 356 (1, 2, 3)
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью
1. Шофер хмуро спросил: «Все сели?»
2. Дед предложил гостю: «А ты выйди и погляди на зайца».
3. Женщина сказала шоферу: «Вы хороший человек».
4. Шофер продолжал рассказывать: «Оглянулся и увидел, что за мной целый поезд машин»
2. Цифровой диктант. Не записывая, определить вид предложений, содержание которых передается косвенной речью.
повествовательные- 1,5
вопросительные -3, 6
побудительные- 2, 4
1. Она пообещала, что принесет им молока.
2. Алеша уговаривал старушку, чтобы она не беспокоилась.
3. Дядя Леша сомневался, согласится ли его старуха готовить им.
4. Лесник попросил, чтобы его слова передали деду.
5. Лесник уверенно сказал, что пропадет лес без него.
6. Девушка поинтересовалась, не опоздают ли они к поезду.
3. Культура речи. Рабочая тетрадь, задание 154. Перепишите предложения, исправив ошибки, допущенные при замене прямой речи косвенной.
1). Лис обещает Маленькому принцу, что я открою тебе один секрет.
2). Бобчинский и Добчинский уверяют чиновников, что в городской гостинице мы обнаружили ревизора.
3). Князь Святослав упрекает Игоря и Всеволода, что рано вы начали себе славы искать.
4). С гордостью заявляет госпожа Простакова гостям, что мой сынок всем наукам выучился.
5). Риварес гневно кричит кардиналу Монтанелли, что ваш бог – обманщик.