Конспект урока русского языка для 9 класса речевой (коррекционной) школы. Тема: "Синтаксис простого предложения".Многие ученики считают русский язык трудным предметом. В разработке урока используются приемы, виды работ, возбуждающие интерес к языку: занимательные приемы, игровые моменты, элементы соревнования, подбираются яркие по содержанию и форме тексты, используются ребусы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие однородности и неоднородности определений »
Понятие однородных и неоднородных определений
Конспект урока русского языка в 9 классе
речевой коррекционной школы
ЦЕЛЬ: Помочь разобраться в понятии однородности – неоднородности определений.
ЗАДАЧИ: активизировать и обогащать словарь через обучение различным способам словообразования и словоизменения; развивать адъективную функцию речи; воспитывать любовь к литературному русскому языку.
ХОД УРОКА:
Здравствуйте, присаживайтесь. Открываем тетради, записываем число. Сразу же обратим внимание на его написание:
Одиннадцатое декабря.
Классная работа.
Сегодня мы начинаем изучать большой раздел русского языка «Предложения с однородными членами». Тему этого урока вы сможете сформулировать сами, поэтому оставьте место для написания темы.
Для начала, давайте запишем несколько предложений:
Чудесен, сказочен русский лес зимой. Белый и пушистый повис на ветвях снег. Покрытые пеленой просеки и лесные опушки искрятся на солнце.
(Словарная работа: лексическое и грамматическое значения слов «пелена», «просека».)
А для того чтобы записать следующее предложение, мы с вами поиграем. Игра вам знакома: «Составь предложение».
Работаете в группах, а результат зачитываете.
(На доске написаны 5 предложений.)
По сторонам дороги тянулись пышные сугробы.
Найдите в предложении подлежащее, поставьте его в предложный падеж множественного числа, полученное слово запишите.
Трудно спрятаться зверю от хитрого охотника.
Найдите в предложении определение, поставьте его в творительный падеж единственного числа.
Мороз рисует на окнах зимние узоры.
Найдите в предложении дополнение, поставьте его в творительный падеж единственного числа.
Много произведений написано о зиме.
Найдите в предложении сказуемое, поставьте его во множественное число.
Для того чтобы записать пятое и шестое слово в предложение, нужно разгадать эти 2 ребуса (в ребусах: заяц и лиса), от получившихся слов образовать притяжательные прилагательные, поставить их во множественное число именительного падежа, соединить их союзом «и».
Для написания последнего слова в предложении нужно вспомнить строчки из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»:
Там, на неведомых дорожках,
… невиданных зверей…
Итак, что у вас получилось? Чего не хватает до того, что бы получилось предложение?
Правильно, не хватает предлога. Давайте сверим с доской:
На сугробах хитрым узором написаны заячьи и лисьи следы.
Запишите полученное предложение в тетрадь.
Прочитайте внимательно все предложения в тетради и ответьте на вопрос: чем они осложнены?
Первое - однородными сказуемыми;
Второе – однородными определениями;
Третье – однородными подлежащими;
Четвертое – однородными определениями.
Вы увидели в каждом из этих предложений однородные члены. Это и не удивительно, ведь с этим понятием «однородные члены» вы уже хорошо знакомы. Поэтому, я думаю, что для вас не составит большого труда написать алгоритм определения однородных членов предложения.
/ Работа в группах./
Что у вас получилось?
/Зачитывают свои алгоритмы. Вместе составляют один общий алгоритм с учетом всех допущенных ошибок/.
Теперь для вас следующее задание: перед каждым из вас листок с предложениями. Внимательно прочитайте их и найдите в них однородные члены предложения, если они есть, конечно.
А вот на пригорке среди снежных, серебристых березок стоит красавица ель. Кажется, что пушистые, лохматые лапы ели рассказывают тебе старую зимнюю историю.
Итак, вы правильно определили, что снежных и серебристых, пушистые и лохматые – это однородные определения, а вот старую зимнюю? Почему между этими прилагательными нет знака препинания, ведь там же нет союза?
Это неоднородные определения, потому что характеризуют предмет с разных сторон и между ними нельзя поставить союз «и».
Какой вывод мы сделаем? Бывают определения однородные и неоднородные.
Можем ли мы сейчас сформулировать и записать тему урока? Давайте запишем ее себе в тетрадь, а я запишу на доске. Вы должны научиться определять однородные и неоднородные определения. Давайте вернемся к нашему алгоритму: все ли действия мы прописали?
/К этому времени в алгоритме два действия:
1. Отвечают на один и тот же вопрос.
2.Относятся к одному и тому же слову./
Добавим третье действие: Характеризуют предмет с одной стороны.
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием! А теперь посмотрите в свои тетради, прочитайте, что у вас получилось…(Д/з) Продолжите этот текст, сочините зимнюю историю, рассказанную елью. Обратите внимание на стиль текста, постарайтесь, что бы ваше продолжение было написано в этом же стиле.
И еще одно задание для вас, самое важное. Оцените свою работу на уроке и работу товарищей по группе. Не забудьте аргументировать свой ответ. Спасибо за урок. До свидания.