Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока русского языка / литературы
Тема урока: «Однородные и неоднородные определения»
Класс: 8
Участник конкурса:
Минязова Ильсеяр Илшатовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Староакбулатово Муниципального района Татышлинский район
Полный домашний адрес с почтовым индексом: РБ, Татышлинский район, с. Староакбулатово,
ул. Социалистическая,1. Индекс 452844
Телефоны: сотовый, домашний, служебный:8 (34778)3-37-58,89173695241
e-mail: iminyazova87@mail.ru
Уфа – 2014
Цель урока: дать понятие об однородных и неоднородных определениях
Задачи урока:
-научить различать предложения с однородными и неоднородными определениями;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: комбинированный с использованием СОТ и ЭОР.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах и др.
Необходимое техническое оборудование: учебник, толковые словари, компьютер, интерактивная доска карточки.
Ход урока
Учитель приветствует учеников.
Сегодняшний наш урок я бы хотела начать с небольшой разминки
Задание: поставить ударение в словах (слайд)
тОрты, свЁкла, звонИт, включИт, квартАл, договОр, дефИс, каталОг, намЕрение, обеспЕчение, облЕгчить, твОрОг, экспЕрт, оптОвый, принЯть, началсЯ.
- Ребята, перед вами два предложения (слайд)
Вот и пришла величественная, волшебная и необыкновенная пора. Ни одна пора года не может сравниться по красоте с белоснежной нарядной зимой.
- Прочитайте предложения и найдите однородные члены предложения ( величественная, волшебная и необыкновенная). Какую синтаксическую функцию они выполняют в этом предложение? (Это однородные определения). А есть ли ещё определения в данных предложениях (белоснежной, нарядной). Данные определения не являются однородными.
Наряду с однородными определениями, существуют неоднородные определения. Зная этот факт, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Слайд) Тема сегодняшнего урока «Однородные и неоднородные определения».
-Отталкиваясь от темы урока можно сформулировать цели нашего урока
Дать понятие об однородных и неоднородных определениях; научить различать на письме однородные и неоднородные определения.
Вопросы:
-Какие члены называются однородными?
-Какие члены могут быть однородными?
-Определения могут быть однородными и неоднородными и их не так просто распознать. Как же понять, являются ли определения однородными или нет? Для этого нужно знать несколько правил.
-Рассмотрим такое предложение (слайд)
Красные, синие, желтые шарики висят на ёлке.
-Это однородные определения, потому что обозначают признаки, которые создают единое впечатление о предмете ( в конкретном случаи обозначают цвет). Между ними можно вставит сочинительный союз и, они произносятся с перечислительной интонацией. Запятая между ними ставиться (слайд).
- Сейчас рассмотрим такое предложение (слайд)
Хлопьями осыпается легкий серебряный иней.
- В данном случае мы сталкиваемся с неоднородными определениями легкий серебряный. Они неоднородные, потому что характеризуют предмет с разных сторон (в данном случаи легкий – вес, серебряный – цвет). Между ними нельзя вставить сочинительный союз и, они произносятся без перечислительной интонации. Запятая между ними не ставиться. (слайд).
-Ребята, вы, наверно, знакомы с картинами русских художников, которые изображали зиму. (слайд) Это И.Шишкин, И.Гарабарь, К. Коровин, Васнецов, Бродский и др. Я предлагаю вам полюбоваться картиной, которую написал ученик нашей школы Фархуллин Айбулат, под музыку Петра Чайковского из цикла «Времена года». И за одно, совмещая приятное с полезным, составьте по картине предложения с неоднородными и неоднородными определениями. Я прочитаю стихотворение Федора Тютчева «Чародейкою Зимою»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
На доске записаны предложения. Вы должны объяснить какие определения являются однородными, а какие неоднородными. Нужно ещё расставить недостающие знаки препинания.
-Ребята, знаете что обозначает слова пороша и наста? (слайд)
Пороша – слой свежего снега, выпавшего за ночь, на котором отпечатываются свежие следы животных.
Наста – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.
Работа с карточками
-Подберите однородные и неоднородные определения о Зиме:
Снег (какой?) - …(белый, холодный, скрипучий)
Ветер зимой (какой?) - …(колючий, холодный, сильный)
Воздух зимой (какой?) - … (свежий, морозный, холодный)
Лед (какой?) - … (блестящий, зеркальный, скользкий)
Упражнение 244 (стр.115) – письменно. (Проверка по цепочке)
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какова роль однородных и неоднородных определений в тексте?»
Не забудьте, что рассуждение строится по схеме: (слайд)
-На сегодняшнем уроке мы научились различать однородные и неоднородные определения. Расскажите, чем отличаются однородные определения от неоднородных определений. Приведите примеры.
Рефлексия.
На доске – плакат с рисунком»горы знаний», к вершине которой стремились сегодня мы с вами.
- Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке. Как вам работалось? Легко? Интересно? Кто испытывал затруднение?
Учащиеся помещают фигурки с изображением человечков на «гору знаний».
Спасибо за внимание! До свидания!
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт