Конспект урока даёт возможность ученикам получить представление об обособлении, вспомнить пройденный материал об обособленном определении, выраженном причастным оборотом об обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.
Цели: ученики будут работать над понятием «обособление», в ходе урока получат возможность повторить основные сведения о причастном и деепричастном оборотах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие об обособленных членах предложения.»
Левчук Л.Н.,
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа №2»
Г.Атбасар
Конспект урока даёт возможность ученикам
получить представление об обособлении, вспомнить пройденный материал об обособленном определении, выраженном причастным оборотом о обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.
Урок русского языка, 8 класс
Тема: Понятие об обособленных членах предложения.
Цели: ученики будут работать над понятием «обособление», в ходе урока получат возможность повторить основные сведения о причастном и деепричастном оборотах.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Это Интересно! Слушание. О пользе знаков препинания
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несколькими фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял восклицательный знак и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало. Он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где они не проходили: в космосе, на Земле или в его собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной мысли, идеи, он все время кого-то цитировал.
Так совсем разучился мыслить и дошел до точки.
? Каким предложением вы бы предложили завершить текст?
Берегите знаки препинания!
? Попробуйте определить, чем мы будем заниматься в течение нескольких уроков? (Рассматривать вопросы пунктуации)
3. Из истории вопроса.
Пунктуация – ( от лат. Пунктум «точка») – 1) собрание правил постановки знаков препинания; 2) расстановка знаков препинания в тексте; 3) то же что знаки препинания. (Русский язык. Энциклопедия.)
Пунктуация , как составная часть письма, служит целям общения между людьми ( в данном случае между пишущим и читающим )…
Пунктуация является средством , при помощи которого пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание, а читающий ,видя пунктуационные знаки в написанном (напечатанном) тексте,на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.
Из сказанного вытекает, что значения и оттенки, выражаемые знаками препинания, должны быть совершенно одинаковыми как для пишущего ,так и для читающего (а так как все пишущие выступают и в роли читающих и, наоборот , все читающие – и в роли пишущих, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся тем или иным языком). (А.Б.Шапиро)
4. Актуализация знаний.
А) Приём «Аукцион». Отметку «5» получает, тот, кто быстрее всех вспомнит и графически отобразит изученные нами случаи постановки запятой.
В) Работа в парах. Завершите фразу. ( Ресурс раздаётся).
1. Второстепенный член предложения (один или вместе с зависимыми словами), выделяемый по смыслу и интонационно, называется…… обособленным
2. В русском языке различаются обособленные….. определения, дополнения, приложения, обстоятельства и уточнения.
3. Согласованные определения всегда обосабливаются, если относятся…. к личному местоимению.
4. Не являются обособленными обстоятельства, выраженные…. фразеологизмами
5. Обстоятельства уступки с предлогом «несмотря на» обособляются…. всегда
6. Общими условиями обособления определений являются случаи: ….1) позиция после определяемого слова; 2) отношение к личному местоимению; 3) наличие дополнительного обстоятельственного значения.
7. Если приложение с союзом «как» можно заменить сочетанием «в качестве», то оно….. не обособляется
8. Если одиночное деепричастие типа стоя, лежа потеряв глагольные признаки, перешло в наречие, то оно…не обособляется
После проверки ребята проводят самооценивание.
С) Запись предложений.
В непобедимый, мощный класс законы дружбы вяжут нас. ( разделительная)
Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. ( выделительная)
Задания к анализу предложений:
Объясните правописание –НЕ-, -НН-.
Дайте характеристику причастия.
Объясните знаки препинания.
Согласны ли вы с мыслью 2-го предложения?
Сравните функции запятой в предложении.
Запятая во втором предложении связана с обособлением.
Конкретизация цели урока. ( Обособленные члены предложения).
5. Работа по теме урока.
А) Запись в тетрадь. Обособленные члены - это такие члены предложения, которые выделяются по смыслу, при помощи интонации и порядка слов. На письме обособленные члены выделяются запятыми.
В) Лингвистический эксперимент . Работа в мини-группах. Продолжите известные строки, дописав обособленные обстоятельства или определения. ( Отрывки из поэмы М. Лермонтова «Мцыри». Ресурс раздаётся)
1. Немного лет тому назад,
Там, где,…..сливаяся, шумят,
….обнявшись, будто две сестры
Струи Арагвы и Куры…
2. Угрям и одинок,
………………..Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах…
3. ….на краю
Грозящей бездны я лежал,
Где выл,….крутясь, сердитый вал;
4. ………Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу.
5…. Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, ……сплетясь, как пара змей,
……Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
6. Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник,….. спутанный плющом.
Проверка выполнения задания. Определение роли обособленных членов предложения. Объяснение пунктуации.