Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений.
Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений.
Развитие познавательной деятельности требует использование более разнообразных и точных средств выражения мысли в языке, распространения предложений, усложнения их структуры прежде всего за счёт использования сложных предложений.
Овладев основными структурными компонентами сложного предложения учащиеся смогут абстрагировать и осмысливать отношения между предметами и явлениями, анализировать и оценивать поступки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений. »
Урок в 9 классе.
Тема: Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений.
Цель: совершенствование умений опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями; разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчинённые), определять средства синтаксической связи между частями сложного предложения; совершенствовать умения и навыки разграничивать простые и сложные предложения.
Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2014 год. Часть 2., раздаточный материал, схемы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Прогнозируемые результаты: учащиеся опознают сложные предложения и определяют их роль в речи; различают основные виды сложных предложений; определяют их структуру и средства связи между частями; конструируют сложные предложения разных видов.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Совершенствование орфографической грамотности. Орфографический тренинг стр. 24 учебника.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Интерактивный приём «Микрофон».
- Какую синтаксическую единицу называют простым предложением?
- Назовите признаки простого предложения.
- Какова стилистическая роль простого предложения?
- Пользуясь схемой, составьте связный рассказ о сложном предложении.
Сложное предложение
Сложное предложение состоит из …… или …… предикативных частей
Связаны:
- по смыслу;
- с помощью интонации
Связаны:
- по смыслу;
- с помощью интонации;
- с помощью подчинительных союзов
Связаны:
- по смыслу;
- с помощью интонации;
- с помощью сочинительных союзов
Сложноподчинённые
Сложносочинённые
Союзные
Бессоюзные
2. Развитие умений анализировать языковой материал. Различение понятий «сложное предложение» и «осложнённое предложение».
Стр. 24, упражнение №31.
- Выполняя данное упражнение, учащиеся формулируют вывод, что наличие запятых и иных знаков препинания с функцией выделения само по себе не делает предложение сложным (это может быть оформление простого осложнённого предложения, в котором лишь одна грамматическая основа), в то время как сложное предложение имеет несколько предикативных частей, каждая из которых может быть осложнена обособленными второстепенными членами, однородными членами.
IV. Работа над темой урока.
1. Развитие умений группировать сложные предложения по заданным признакам (с учётом смысловых отношений и средств синтаксической связи).
Стр. 25 учебника, упражнение №32. Выполнение данного упражнения лучше организовать по группам: 1-ая группа записывает только сложносочинённые предложения, 2-ая – сложноподчинённые предложения, 3-я – бессоюзные предложения.
2. практическая работа. Конструирование сложных предложений.
Задание 1 (раздаточный материал или запись на доске).
- Допишите предложения так, чтобы в одном из них союз и связывал однородные сказуемые, в другом – части сложного предложения. Грамматические основы подчеркните.
1) Прошёл дождь и (…). – Прошёл дождь, и (…). 2) Набежали лёгкие облака и (…). – Набежали лёгкие облака, и (…). 3) Костёр неожиданно разгорелся и (…). – Костёр неожиданно разгорелся, и (…).
Задание 2. Стр. 26 учебника, упражнение 34.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание:
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.