Урок химии в 8 классе
Тема: Типы химических реакций
Цель урока: Сформировать умение классифицировать химические реакции по числу и составу исходных и полученных веществ. Научиться определять тип реакции по данному химическому уравнению.
Основные понятия: Реакции разложения, соединения, замещения.
Планируемые результаты обучения, на достижение которых,
направлен урок.
Предметные: Знать определения реакций разложения, соединения, замещения. Уметь определять тип реакции по данному химическому уравнению.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; формирование познавательной и информационной культуры.
Метапредметные: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств их осуществления; умение планировать пути достижения целей, выбирать более эффективный способ, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения; умение работать в группе.
Основные виды деятельности учащихся. Записывать уравнения химических реакций различного типа. Определять тип реакции по данному химическому уравнению. Проводить простейший химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.
Демонстрации. Прокаливание медной пластинки, горение магния.
Лабораторные опыты. Разложение основного карбоната меди(II), замещение меди железом.
Методы: частично-поисковый, информационно-рецептивный, репродуктивный.
Средства обучения: лабораторное оборудование для проведения демонстрационных и лабораторных опытов, реактивы, необходимые для лабораторных и демонстрационных опытов, таблица «Типы химических реакций».
Учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений (+ DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман – 18-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2014 – 176с.
Этапы урока
Деятельность учителя
Планируемая деятельность учащихся
Оргмомент
1мин
Приветствует детей. Дает положительную установку на урок.
Ну, теперь проверь, дружок,
ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Приветствуют учителя
Проверка домашнего задания
8мин
Предлагает выполнение упражнений по теме «Химические уравнения». Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций
Задание 1.
Al(OH)3 →Al2O3 + H2O
S + O2 →SO2
2CО + O2→2CO2
3NO + O2→3NO2
Задание 2.
Ca + O2 → CaO
Mg + O2 → MgO
Na + H2O → NaOH + H2
ZnSO4 + HCl → ZnCl2 + H2SO4
Выполняют два варианта,
обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.
Актуализация субъективного опыта учащихся
3 мин
На прошлом уроке мы учились писать химические уравнения.
Что мы уже знаем о химических реакциях?
Продолжить предложение:
Химическая реакция –……
Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция.
Условия возникновения и течения химических реакций?
Что вам хотелось бы узнать еще о химических реакциях?
В природе, технике, в организмах растений и животных, в лабораториях и на заводах совершается множество различных химических реакций. Легко растеряться от такого огромного числа химических реакций, но они могут быть объединены в группы по определенным признакам. И х классифицируют.
Что такое классификация?
Существуют различные способы классификации химических реакций, мы сегодня попробуем разобраться только в одном из них.
Отвечают на вопросы
Это условная запись химической реакции посредством химических знаков и формул.
Это явление, при котором из одних веществ образуются другие.
Признаки ХР:
- Выделение газа
- Изменение запаха
- Выпадение или растворение осадка
- Выделение теплоты (или света)
- Изменение окраски
- Тесное соприкосновение (измельчение и перемешивание) веществ
- Нагревание до определенной температуры
При химических реакциях атомы не исчезают в никуда и не возникают из ниоткуда, происходит их перегруппировка.
Ответы учащихся.
Это деление чего-либо на группы.
Изучение новых знаний и способов деятельности
13 мин
Демонстрации. Прокаливание медной пластинки, горение магния
Какие вещества вступили в реакцию? Сколько веществ вступило в реакцию, сколько при этом образовалось? Назвать признак химической реакции.
Что общего в этих двух реакциях?
Лабораторные опыты.
1. Разложение основного карбоната меди(II).
CuCO3Cu(OH)2=CuO+CO2+H2O
Какие вещества вступили в реакцию? Сколько веществ вспупило в реакцию, сколько при этом образовалось? Назвать признаки химической реакции.
2. Замещение меди железом.
CuSO4+ Fe= Fe SO4+Cu
Какие вещества вступили в реакцию?
Сколько веществ вспупило в реакцию, сколько при этом образовалось? Назвать признак химической реакции.
Записывают уравнения химических реакций.
2Cu+ O2= 2 CuO
2Mg+ O2=2 MgO
Отвечают на вопросы.
Учащиеся должны самостоятельно дать определение реакции соединения.
Проделывают лабораторный опыт,
записывают признаки реакции и уравнение химической реакций.
Учащиеся должны самостоятельно дать определение реакции разложения.
Проделывают лабораторный опыт,
записывают признаки и уравнение химической реакции.
Учащиеся должны самостоятельно дать определение реакции замещения.
Физкультминутка
2 минуты
Встаньте, пожалуйста.
Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь ему.
Найдите глазами ряд активности металлов.
Посмотрите на периодическую систему. Найдите глазами элемент, порядковый номер которого соответствует дате вашего рождения. Определите его местоположение.
Поднимите вытянутую руку те, чей элемент находится в 1 ряду. Назовите ХЭ
- во 2 ряду;
- в 3 ряду;
- в 4 ряду и 5 рядах.
Первичная проверка понимания изученного
Мы с вами познакомились с 3 типами химических реакций.
Попробуйте при помощи букв записать схемы этих реакций, применяя условные обозначения:
А-простое вещество,
АВ- сложное вещество.
С помощью букв, используя определения реакций соединения, разложения и обмена, учащиеся записывают схемы:
- А + В = АВ
- АВ = А + В
- А + СВ = АВ + С
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Работа организована по группам.
1 группа. Химическое лото.
Для закрепления материала предлагаю выполнить упражнение под названием «Химическое лото»
У вас в пакетах лежат таблицы с химическими уравнениями и цветные карточки.
На карточках – типы химических реакций:
красные – соединение,
голубые – разложение,
белые – замещение;
Ваша задача – закрыть карточками уравнения реакций в соответствии с их типом.
2 группа. Расставить коэффициенты в уравнении химической реакции, определить тип химической реакции
Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
KClO3 = KCl + O2
P + O2 = P2O5
Na2S + Br2 = NaBr + S
3 группа. Расставить коэффициенты в уравнении химической реакции, определить тип изученных химических реакции.
LiOH + H2S = Li2S + H2O
Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
KClO3 = KCl + O2
P + O2 = P2O5
Выполняют задание.
Сравнивают свои результаты со схемой на экране.
Отвечают на вопросы
Na2S + Br2 = NaBr + S
Проверяем (Открывает слайд с правильным решением)
Основной на этом этапе — метод управляемой самостоятельной работы.
1. Домашнее задание
Откройте дневники, запишите домашнее задание:§21,упр.1-3,
мини-проект «Реакции соединения, замещения и разложения в повседневной жизни».
Рефлексия
Просит подвести итог урока, предложив ассоциации (одно слово от каждого ученика, связанное с прошедшим занятием)
По цепочке говорят по одному слову-ассоциации (возможны слова, связанные с материалом, изученным на уроке, или с настроением детей)
Завершение урока
(1 минута)
Оценивает работу учащихся.
Организует окончание урока.
Слушают.
Встают, прощаясь с учителем до следующего урока.