Цели: дать понятие о деепричастии; познакомить с грамматическим значением деепричастия; формировать орфографические умения и навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чтение текста (проецируется на экран или, распечатанный, кладется на парты перед учащимися).
СКАЗКА О ПУГОВИЦЕ
Шел человек по дороге и потерял Пуговицу. Падая, черноокая Пуговка сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек.
«Неплохое жилье, – осмотревшись по сторонам, сказала Пуговка, – солнце не печет, ветер не холодит, дождик не мочит».
Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по Пуговице.
Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала Пуговка. Она уже не сияла от счастья, как раньше.
Глубокая неровная трещина проходила по самому ее сердцу.
(Ф. Нестеров.)
2. Беседа по вопросам.
– О чем этот текст, какова главная мысль сказки?
– Найдите слова, обозначающие действия, которые совершала Пуговка.
– Уберите эти слова из предложений. Что получилось? Где можно понять смысл сказанного, а где нет?
– Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное?
– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие?
– А от какой части речи к ним задаются вопросы?
– Есть ли при словах, обозначающих добавочное действие, зависимые слова? Назовите их.
– Можно ли изменить слова, обозначающие добавочные действия?
3. Запись на доске и в тетрадях.
Падая, ударилась Пуговка.
Покружившись на месте, закатилась.
Пуговица сказала, осмотревшись по сторонам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««деепричастие как часть речи»»
Деепричастие как часть речи
Цели: дать понятие о деепричастии; познакомить с грамматическим значением деепричастия; формировать орфографические умения и навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чтение текста (проецируется на экран или, распечатанный, кладется на парты перед учащимися).
СКАЗКА О ПУГОВИЦЕ
Шел человек по дороге и потерял Пуговицу. Падая, черноокая Пуговка сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек.
«Неплохое жилье, – осмотревшись по сторонам, сказала Пуговка, – солнце не печет, ветер не холодит, дождик не мочит».
Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по Пуговице.
Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала Пуговка. Она уже не сияла от счастья, как раньше.
Глубокая неровная трещина проходила по самому ее сердцу.
(Ф. Нестеров.)
2. Беседа по вопросам.
– О чем этот текст, какова главная мысль сказки?
– Найдите слова, обозначающие действия, которые совершала Пуговка.
– Уберите эти слова из предложений. Что получилось? Где можно понять смысл сказанного, а где нет?
– Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное?
– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие?
– А от какой части речи к ним задаются вопросы?
– Есть ли при словах, обозначающих добавочное действие, зависимые слова? Назовите их.
– Можно ли изменить слова, обозначающие добавочные действия?
3. Запись на доске и в тетрадях.
Падая, ударилась Пуговка.
Покружившись на месте, закатилась.
Пуговица сказала, осмотревшись по сторонам.
III. Объяснение нового материала.
1. Чтение материала § 26 (с. 77, в рамочке).
2. Графическая запись правила в тетрадь.
Основное действие – глагол.
3. В выписанных ранее предложениях найдите деепричастия; укажите основное действие – глагол:
И деепричастия, и глаголы относятся к существительному Пуговка.
IV. Закрепление.
1. Чтение текста, определение типа и стиля текста (упражнение 159).
Письменное выполнение упражнения (по цепочке – у доски) в тетради: подчеркнуть главные члены предложения, указать слова, обозначающие основное и добавочное действия.
2. Запись под диктовку учителя стихотворения Плещеева (еще не изученные пунктограммы проговариваются учителем).
Ночь пролетела над миром,
Сны на людей навевая;
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.
Радостно волны журчали,
Образ ее отражая;
Рожь наклонялась, сильнее
Пахла трава луговая…
Крики кузнечиков резвых
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
В воздухе тихом звенели.
И улыбалася кротко
Ночь, над землей пролетая;
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.
– Выделите деепричастия; отметьте, какие глаголы они поясняют.
Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.
3. Выполнение упражнения 160.
– О роли деепричастия в нашей речи говорит и В. Григорович, рассказывая о том, как внимателен был Ф. М. Достоевский к слову.
Чтение текста.
– Определите тип речи, текста.
– Почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше?
– Постройте схему первого предложения с прямой речью.
– Выпишите предложение с деепричастием, отметьте в нем грамматическую основу, основные и добавочные действия.
V. Подведение итогов урока.
– Что называется деепричастием?
– К какому лицу (предмету) относятся основное и добавочное действия?
– Изменяется ли деепричастие?
Домашнее задание: выучить правило (см. в тетради и на с. 77 учебника), упражнение 161: исправьте ошибки, допущенные в употреблении деепричастий).
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(201) "Разработка урока русского языка в группе с казахским языком обучения на тему: «Деепричастие как часть речи»."
["seo_title"] => string(105) "razrabotkaurokarusskoghoiazykavghruppieskazakhskimiazykomobuchieniianatiemudieieprichastiiekakchastriechi"
["file_id"] => string(6) "328030"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1463552058"
}
}