Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Цели: дать понятие о деепричастии; познакомить с грамматическим значением деепричастия; формировать орфографические умения и навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чтение текста (проецируется на экран или, распечатанный, кладется на парты перед учащимися).
СКАЗКА О ПУГОВИЦЕ
Шел человек по дороге и потерял Пуговицу. Падая, черноокая Пуговка сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек.
«Неплохое жилье, – осмотревшись по сторонам, сказала Пуговка, – солнце не печет, ветер не холодит, дождик не мочит».
Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по Пуговице.
Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала Пуговка. Она уже не сияла от счастья, как раньше.
Глубокая неровная трещина проходила по самому ее сердцу.
(Ф. Нестеров.)
2. Беседа по вопросам.
– О чем этот текст, какова главная мысль сказки?
– Найдите слова, обозначающие действия, которые совершала Пуговка.
– Уберите эти слова из предложений. Что получилось? Где можно понять смысл сказанного, а где нет?
– Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное?
– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие?
– А от какой части речи к ним задаются вопросы?
– Есть ли при словах, обозначающих добавочное действие, зависимые слова? Назовите их.
– Можно ли изменить слова, обозначающие добавочные действия?
3. Запись на доске и в тетрадях.
Падая, ударилась Пуговка.
Покружившись на месте, закатилась.
Пуговица сказала, осмотревшись по сторонам.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт