kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятия " корень слова" , "однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать умение анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередуюшихся) согласных в корне слов. Находить корни с чередуюшимися согласными.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятия " корень слова" , "однокоренные слова"»

Русский язык

СЛОВО

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.

ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

В КОРНЕ

Урок 12.

Тема: Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне

Цель:

– развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными.

Символы:

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

4 3

1. Словарный диктант (слова на с. 35).

2. Введение в раздел и тему урока.

– Прочитайте название раздела на с. 39.

– Вспомните, что вы знаете о слове (см. с. 11).

– Чем занят Афанасий? (Из конструктора построил слово.)


– Из чего состоят слова? (Из звуков и букв, из слогов, из корня, приставки...)

– Прочитайте тему (§ 2). Что вам уже знакомо? (Часть слова. Корень.)

– Что узнаете нового? (О чередовании согласных звуков в корне.)


3. Повторение изученного о корне слова.

– Отгадайте загадку (на основе упр. 16 из «Дидактического материала»).

Я у дуба,

Я у зуба,

Я у слов

И у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.

(С. Бондаренко)

– Запишите отгадку.

Ученики записывают: корень.

– О каких корнях говорится в стихотворении? (Корень растения, корень зуба, корень слова.)

– О каком корне мы будем говорить на уроке? Графически обозначьте этот корень.

Ученики делают графическое обозначение корня.

Упр. 37 – развивается умение находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать к слову однокоренные слова.

Главная мысль – в двух последних строчках.

Ученики выписывают однокоренные слова, выделяют корень, дописывают однокоренные слова:


Посадили, сад, садовод, садовник, садовый, рассада.


Упр. 38 – развивается умение находить корень в однокоренных словах и графически его обозначать, различать однокоренные слова и разнокорневые слова с близким значением.

Образец записи:


Свет, светлый, светло... (кроме с ветки).

Вывод. Почему корень – это главная часть слова? (В нём заключено значение, смысл всех однокоренных слов.)

– Прочитайте слова в рамке. Что означает каждое слово? (Светильник – любой осветительный прибор; люстра – светильник с несколькими плафонами; лампа – небольшой светильник, может быть с абажуром.)

– Что их объединяет? (Называют осветительные приборы.)

– Являются ли эти слова однокоренными? (Нет. Они по-разному называют сходные предметы, у них разные корни.)


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.



II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.


1 3 3 4

1. Постановка учебной проблемы.

Наблюдение за новым явлением в корнях однокоренных слов (упр. 39).

Учитель может записать на доске (вывести на слайде) слова:

Свет, свеча, освещение.

Ученики работают по группам, выполняя задания и отвечая на вопросы в учебнике.

Затем от каждой группы предлагают свои формулировки вопросов. (Почему в корне однокоренных слов встречаются разные согласные звуки? Как называются корни однокоренных слов, в которых отличаются согласные звуки? и др.)

Сравнение выводов детей с авторской формулировкой. (Почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов?)



– Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


2. Открытие нового знания.

Поиск решения.

Работа в группах по упр. 40, 41 (2–3 группы работают над каждым упражнением).

После завершения работы в группах учитель задаёт вопросы:

– Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.)

– Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом упражнении? (Снег, друг.)

– Допишите эти слова в ряду записанных в тетрадях слов.

– Какой звук был исходным, основным? ([г])

– А каким он заменился? ([ж//з])

На доске (слайде) появляются ряды однокоренных слов с выделенными корнями (буквы согласных г и ж//з выделены цветом), а рядом с ними запись [г//ж], [г//ж//з]:



Снежок, снежинка, снеговик, снежный, снег [г//ж].


Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья, друг [г//ж//з].




3. Работа над определением.

– Прочитайте про себя текст в рамке на с. 42.

Вопросы после чтения:

– Что такое закон языка?

– Что такое чередование согласных звуков?

– Какие новые чередования вы узнали из определения? ([х//ш])

– Назовите чередование, которое наблюдали в корнях слов свет, свеча, освещение. ([т//ч//щ])

– Сколько звуков могут чередоваться в корне? (2 или 3.)


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.






Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1 5 4 2 1

Работа по учебнику.

Упр. 42 – развитие умений находить корни с чередующимися согласными, выделять эти чередования и графически их обозначать.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.



Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)






ΙV. Итог урока.


– Запишите ключевое слово сегодняшнего урока. (Чередование.)

– Добавьте к моим словам однокоренные с чередующимися согласными: дорога (дороженька, дорожный), слух (слушать), круг (окружность, кружить). 4 4



– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?







V. Домашнее задание.



1. Текст в рамке (о чередовании), упр. 1, с. 52.

2. П Найти в известных стихотворениях слова с чередованием согласных в корне.




Деятельность учеников:


– Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора.

– Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.

© ООО «Баласс», 2013

6


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Понятия " корень слова" , "однокоренные слова"

Автор: Рубан Ольга Евгеньевна.

Дата: 04.05.2016

Номер свидетельства: 324258

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "План-конспект урока русского языка по теме:. "Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне." "
    ["seo_title"] => string(158) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-povtorieniie-poniatii-korien-slova-odnokoriennyie-slova-poniatiie-o-chieriedovanii-soghlasnykh-zvukov-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "157449"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421593871"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Тема: « Перенос слов.»"
    ["seo_title"] => string(19) "tema_perenos_slov_1"
    ["file_id"] => string(6) "574821"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1614950951"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку по теме « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "236684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444139635"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект . Корень слова. Однокоренные слова. 2класс"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-korien-slova-odnokoriennyie-slova-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "280878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453444962"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Занятие по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(71) "zaniatiie-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "266670"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450200702"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства