kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: « Перенос слов.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение урока: слова, имеющие общую часть и близкие по значению – родственные слова. Общая часть родственных слов наз. Корнем. Модель корня. Родственные слова следует отличать от форм одного и тоже слова.

Цель урока: научить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить  с понятиями «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

Материалы к уроку: рабочие листы, словообразовате6льные словари русского языка, компьютерная презентация.

Планируемые результаты:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: « Перенос слов.»»

    Тема: « Перенос слов.»

Цели: повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.

Планируемые результаты; учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; аргументирован но отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

(Письмо по памяти.)

В любом краю любой страны Ребята пе хотят войны.

— Прочитайте предложение.

— О чем эти строки?

— Какие слова пишутся не так, как произносятся? (Краю, страны, ребята, хотят, войны.)

III

— В каких словах вы сможете проверить безударную гласную? (Краю - крАй, страны — стрАны, войны — вОйны.)

— Какое слово мы запоминали? (Ребята.)

— Слово хотят можно проверить словом хОчется.

— Прочитайте предложение так, как записано. (Орфографическое чтение.)

— Расскажите соседу по парте, послушайте его.

— Хором проговорите так, как будете писать.

— Запишите предложение.

— Подчеркните слово, которое нельзя переносить. (Краю.)

(Взаимопроерка. Сверка с образцом на доске. Взаимооценка.)

«!» — молодец. Ошибок нет.

«+» — хорошо, 1 или 2 ошибки.         •

«—» — в работе много ошибок.

2. Словарная работа

(На доске запись.) МПЛОСЙУНДРА

— Если из цепочки уберете буквы, которые обозначают непарные звонкие звуки, получите словарное слово. (Посуда.)

— Объясните лексическое значение слова. (Предметы для приготовления, подачи и хранения пищи.)

— Какие однокоренные слова можете подобрать к этому слову? (Посудина, посудный, посудомойка.)

— Выделите в них корень, подчеркните букву О.

Работа по теме урока

Упр. 112 (с. 73).

— Прочитайте задание. Какие два понятия здесь встретились? (Деление на слоги и деление для переноса.)

— Чем они отличаются? (Слогов столько, сколько гласных в слове. Для переноса слово разделено только на две части.)

— Прочитайте слова, которые разделены на слоги. (Улица, линия, улей, акула, радио.)

— Запишите слова, которые разделены для переноса.

IV. Физкультминутка

Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Но если дунет ветер, Мы быстро полетим. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял.

Мы немного полетали. Ветер стих, и мы устали, Стали тихо оседать, Чтоб на травушке поспать.

V. Развитие речи Упр. 113 (с. 73).

— Прочитайте текст.

— Определите тему текста. (Как использовали бересту на Руси.}

Слова березовая и берестяная неоднокоренныс, но у них одинаковое происхождение. Часть бер- означала белый цвет.

— Прочитайте первый вопрос. Ответьте на него предложением из текста.

— Какое предложение будет ответом на второй вопрос?

— Ответ на третий вопрос найдите сами.

— Запишите предложения.

— Прочитайте текст, который у вас получился. (Береста — это верхняя часть березовой коры. Из нее делали обувь, игрушки, украшения. В берестяной посуде хранили масло., сметану, творог,}

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. (Самооценка с помощью «светофора».)

VII. Подведение итогов урока

— Как узнать, сколько слогов в слове?

— Какие правила нужно соблюдать при переносе слов?

Домашнее задание Карточка

Спиши скороговорку, разделив все слова для переноса.

Огорченная сорока Возвращается с урока. Весь урок болтала с сойкой И домой вернулась с двойкой.

Урок 40. Обучающее сочинение по серии картинок

Цель: продолжить работу над развитием письменной речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать сочинения по серии картинок, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.)

Деревья, коньки, день, хлопья, жилье, ноль, угольки.

— Прочитайте слова. Чем они похожи? (В них есть буква Ь.)

— На какие две группы можно разделить слова? (Мягкий знак в конце слова и в средине слова,)

— Как еще можно разделить? (На слова, где мягкий знак — показатель мягкости, и слова с разделительным мягким знаком.)

— Запишите слова в два столбика: мягкий знак — показатель мягкости и разделительный мягкий знак. Подчеркните мягкий знак.

— После каких букв стоит мягкий знак? (После согласных, потому что только согласные бывают мягкими и твердыми.)

— Перед какими буквами стоит мягкий знак — показатель мягкости? (Перед согласными или в конце слова.)

— Перед какими буквами стоит разделительный мягкий знак? (Перед гласными.)

— Кто помнит, перед какими гласными ставится разделительный мягкий знак? (Е, Ё, Ю, Я, И.)

— Отгадайте загадки.

Хвост крючком, нос пятачком,

Лежит в грязной луже

И совсем не тужит. (Свинья.)

— В какой столбик запишете слово? Почему? Приглядись: в лесу у пня Суета и беготня. Не умеют здесь лениться, Строит город вся семья. (Муравьи.)

— В какой столбик запишете слово? Почему? У двух матерей По пять сыновей. Одно имя всем. (Пальцы.)

— В какой столбик запишете слово? Почему?

— Для чего служит мягкий знак? (Для обозначения мягкости и разделения гласного и согласного звуков.)

III. Физкультминутка

В понедельник я купался, (Изобразить плавание.)

А во вторник рисовал,

(Изобразить рисование.)

В среду долго умывался,

(Изобразить умывание.)

А в четверг в футбол играл.

(Бег на месте.)

В пятницу я бегал, прыгал,

(Прыжки на месте.)

Очень долго танцевал.

(Покружиться.)

А в субботу, воскресенье

(Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

(Сесть на корточки, руки под щеку.)

IV. Работа по теме урока Упр. 114 (с. 74).

— Что изображено на рисунках?

— Какая тема сочинения? (Мальчик вылечил зайца.)

— Как озаглавите сочинение? (Спасение зайчика.) '   — Каким словом можно заменить слово зайчик? (Зверек, длинноухий.)

— Ответьте на первый вопрос, пользуясь словами для справок. (Однажды в лесу мальчик увидел зайца.)

— Прочитайте второй вопрос. Какие слова для справок используете для ответа? (Сломана лапка.)

— Составьте предложение. (Узайца была сломана лапка.)

— Запишите ответы на вопросы. Закончите самостоятельно. (Самостоятельная работа. Дети но желанию читают сочинения. Учитель и остальные учащиеся дают рекомендации.)

V. Рефлексия

— Вам понравилось писать сочинение?

— Что в работе над сочинением показалось трудным?

VI. Подведение итогов урока

— Чему сегодня вы научились?

— О чем бы вы хотели написать сочинение?

Урок 4 1. Проверочная работа

Цель: проверить знания по теме «Слово».

Планируемые результаты: учащиеся научатся оценивать свои достижения, работать самостоятельно; оформлять свои мысли письменно; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске запись.) •      • Кота Потап по лапе хлопал, И от Потапа кот утопал.

— Спишите предложение, разделив слова для переноса.

— Какое слово переносить нельзя? (Кот.}

— Почему слово Потап написано с большой буквы? (Это мужское имя.}

— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.

— Прочитайте, голосом выделяя ударение.

~ Подберите к слову утопал синонимы. (Ушел, убежал, удрал.}

III. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. .         . .

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп! Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

IV. Работа по теме урока

— Найдите и прочитайте, как называется раздел, который мы изучали? (Слова, слова, слова...)

— Какие темы мы изучили и повторили? (Значение слов, многозначные слова, синонимы и антонимы, слог, ударение.)

— Сегодня у нас проверочная работа, которая покажет, как вы поняли эти темы.

— Откройте учебник на с. 75—76. Просмотрите работу. (Учитель выдает учащимся контрольные листы.) Контрольный лист

(Ф.И.) ________________________________ 1. Подчеркни нужное слово.

НЕВЕЖДА НЕВЕЖА

2. Зачеркни лишнее слово. Благодарю, добрый, спасибо. Почему? __________

3. Подчеркни многозначные слова,

Трамвай, молния, звезда, осина. Объясни свой ответ.

4. Запиши слова.

5. Запиши слова. А)________ Б)________

6. Устно.

7. Запиши слова.

8. Запиши слова.

А)________

В)___________________ 9. Запиши слова, поставь ударение.

10. Запиши полученное слово.

11. Запиши слова, разделив для переноса.

V. Рефлексия

— Что в проверочной работе показалось вам очень трудным?

— Какую тему вы не выбрали бы в проверочной работе?

VI. Подведение итогов урока

— Какие темы раздела «Слова, слова, слова...» вам показались особенно интересными?

Урок 4 2. Контрольный диктант

Цель: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть в словах орфограммы, правильно их записывать; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Контрольный диктант

Зимой в лесу

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

Грамматические задания

1. Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.

2. Напишите од покоренные слова к слокубелка.

3. Напишите антонимы.

Тепло —... Сытно-...

III. Физкультминутка

Отдохнем с тобой, дружок. Ставим дружно руки в бок. Наклонились влево, вправо, Влево, вправо,влево, вправо. Потянулись мы на славу. Сядем тихо, мой дружок, И продолжим наш урок.

IV. Развитие речи

(На доске запись.)

Бегут струйки по песку, по камешкам.

Прозрачный серебристый ручей выбежал из-под серого камня в лесу,

В них ласково глядятся и солнышко, и небо, и облака.

— Можно назвать эти предложения текстом? (Нет, они не связаны по смыслу.)

— Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Поменять предложения местами.)

— Какое предложение будет первым? Почему? («Прозрачный серебристый ручей выбежал из-под серого камня». Это предложение готовит к чтению, говорит, о чем будет текст.)

— Какое предложение будет следующим? («Бегут струйки по песку, по камешкам». Если поставить другое предложение, будет непонятно, где именно «в них».)

— Прочитайте концовку.

— Можем мы сказать, что получился текст? (Да. Он состоит из предложений, которые связаны между собой.)

— Назовите тему текста. (Ручей.)

— Как можно озаглавить текст? («Ручей». «Ручей в лесу».)

— Запишите текст.

V, Рефлексия

— Кого бы вы сегодня на уроке похвалили? За что?

— Оцепите свою работу.

VI. Подведение итогов урока

— Чему сегодня учились?

Домашнее задание Карточка

Спиши, разделив слова для переноса.

В книжный шкаф

Залезли мышки.

Видно, любят

Мышки

Книжки.

Все страницы пролистали,

Лишь обложки грызть не стали.

Урок 43. Работа над ошибками

Цель: научить исправлять ошибки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять допущенные ошибки, исправлять их; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: карточки со словами, лента «светофор».

Ход уро ка

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Анализ диктанта

— В каких словах допущены ошибки?

— Объясните, почему нужно писать другую букву. (Дети говорят, в каких словах до пустил и ошибки, и объясняют правильное написание.)

— Запишите слова в тетрадь и напишите, если возможно, проверочные слова.

— Какие слова вы не можете объяснить? Поднимите руку и задайте вопрос классу. (Если никто в классе не может ответить, объясняет учитель.)

IV. Работа по теме урока Работа по карточкам

— На какие орфограммы вы допустили ошибки?

(На столе учителя лежат карточки.)

— Если вы допустили ошибки на безударную гласную, которая проверяется ударением, берете синюю карточку.

— Если вы неправильно написали слова с разделительным мягким знаком, берете красную карточку.

— Если неправильно оформили предложение, подходите за зеленой карточкой, и за белой — если ошиблись в написании орфограммы «Мягкий знак — показатель мягкости». (Если у ребенка ошибки на все эти орфограммы, то он берет сначала карточку на орфограмму, где больше всего ошибок, а затем другие карточки.)

Синяя карточка

С(а,о)ва- ___________п(е,и)нек-______________, н(а,о)га- ____________, ст(е,и)на — _______________, ч(е,и)сло — ___________, д(а,о)жди — ______________,

н(а,о)жи — ___________, кл(е,и)сты—______________, п(и,е,я)терка - ________.

Напиши еще 5 слов на это правило.

Красная карточка

1. Напиши, где нужно, разделительный Ь. Измени слово так, чтобы слово обозначало много предметов.

Воробей - ___________, соловей - _______________, ручей — ____________, перо — _________________, стул — _____________, крыло — ________________, друг — _____________, сучок-________________,

дерево - ____________.

2. Подчеркни слова с разделительным Ь.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учитель, льет, жилье, коньки, счастье, крыльцо.

Зеленая карточка

Спиши предложение, поставь в конце нужный знак. Как будешь писать начало предложения?

пришла осень часто льют дожди смолкли птичьи голоса ушли в ульи пчелы

Белая карточка

1. Поставь, где нужно, букву Ь.

Степ.., лен.., сон.., бол.., кон..ки, крыл..по, сильный, круж..ка.

2. Подчеркни слова с Ь — показателем мягкости.

Окуньки, осенью, "платье, пальто, семья, вьюта, учитель, льет, жилье, коньки, счастье, крыльцо.

(Если работа написана без ошибок, ребенок берет следующую карточку.)

Золотая карточка

Придумай имена собственные для 5-го и 6-го предложений. Спиши.

Играет музыка. Лампы ярко осб..щ..ют цирк. В з.лотистом костюме (на)арену выходит (Д,д)уров. С..бака (Р,р)ыж..к показывает (на)карге м..ря. М..рская свинка стр.ляет (из}тгу..ки. Серый зайчишка играет на барабане.

V. Рефлексия

— Как проверить безударную гласную в корне?

— Когда пишется разделительный мягкий знак, а когда мягкий знак — показатель мягкости?

— Оцените свою работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока

— Какие орфограммы повторили сегодня?         -     --.-..

— Чему научились сегодня на уроке?

Домашнее задание

Для работы дома могут быть предложены карточки, дю которым ребенок не работал в классе.

Урок 45.

Урок 46. Как мы используем алфавит?

Цели: развивать умения различать звуки и буквы, записывать слова в алфавитном порядке; вспомнить порядок букв в алфавите; повторить названия букв.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке; аргументирован.™ отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

(На доске запись.) Пиши, да не спеши.

— Запишите пословицу транскрипцией, ([пишы да ни спишы].)

— Какой звук слышим на месте буквы И? ([Ы].)

2. Словарная работа

(На доске записаны слова.)

Ноябрь, декабрь.

— В каком из слов есть буква, которая обозначает слог? (Белове ноябрь. Я — [ЙА].)

Какое у слова лексическое значение? (Последний месяц осени, одиннадцатый месяц года.)

— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

— Запишите транскрипцию этого слова, ([найабр'/.)

— Запятая вверху показывает, что звук мягкий.

III. Работа по теме урока

— Кто может рассказать алфавит, начиная с любой буквы?

— Расскажите алфавит с букв П, Л, Щ.

— Если слово начинается с буквы Е, в начале или конце списка будете его искать? А если слово начинается с буквы У? Л? X?

— Какое слово в словаре будет стоять первым: сумка или ранец? карандаш или линейка? Упр. 124 (с. 82).

(Работа в парах. Один ученик называет буквы, другой его проверяет, затем меняются ролями.)

— Кто назвал все буквы и не ошибся ни разу?

— Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных» самостоятельно.

— Что узнали о букве Ё? (Ответы детей.)

— У этой буквы есть еще одна особенность. Послушайте стихотворение и скажите, чем буква Ё отличается от всех остальных букв, обозначающих гласные звуки. (Буква Ё всегда ударная.)

Расскажи-ка, буква Ё,

Как твое житье-бытье?

Буква Ё дает отчет:

— Ничего житье течет. Я ударная всегда!

— Ой-ёй-ёй! Вот это да! Упр. 125 (с. 83).

— Прочитайте вопрос. (По алфавиту ли записаны слова в каждом столбике?)

— Как ответить на этот вопрос, если все слова начинаются с буквы Д? (Досмотреть на вторую букву.)

— Какая буква пропущена в слове деревня! (Е.)

— Какая буква пропущена в слове дежурный*? (Е.)

— Что делать, когда вторая буква тоже одинаковая? (Смотреть на третью букву.)

— Какая из букв (В, Ж или Р) стоит первой в алфавите? (В.)

— Значит, слова записаны не в алфавитном порядке.

— В каком порядке должны стоять слова? (Девочка, дежурный, деревня.)

— Проверьте вторую группу слов. Какие буквы пропущены в словах? (Е, А, Ё.)

— В каком порядке должны стоять слова? (Пальто, пенал, петух)

— Самостоятельно проверьте третью группу. Скажите, в каком

порядке должны стоять слова. (Яблоко, ягоды, язык.) Упр. 126 (с. 84).

— Какое слово зашифровано? (Ноябрь.)

IV. Физкультминутка

Антилопе каждый день Поразмяться все не лень. Встанет рано поутру, Скачет быстро по двору, Головой своей качает, Повороты выполняет.

Е. Гайтерова

V. Закрепление изученного материала Упр. 127(с. 84).

(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)

— Назовите лексическое значение слов.

— В каком порядке запишете слова? (Изморозь, изморось, эскалатор.) Упр. 128 (с. 84).

— Прочитайте, что такое палиндром.

— Составьте палиндром. (Нажал кабан на баклажан.}

— Запишите предложение, подчеркните основу.

— Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных»,

— Что вас особенно удивило? (Ответы детей.)

VI. Рефлексия

! — Запишите фамилии учеников, сидящих в на одном ряду, I               в алфавитном порядке. Не забудьте: фамилии нужно писать

с заглавной буквы,

(Проверка. Из каждого ряда один ученик читает, другие про-неряют. При ошибке подают сигнал хлопком.)

VII. Подведение итогов урока

— Какую тему мы сегодня изучали?

— В каких ситуациях может понадобиться знание алфавита?

— Кто может рассказать весь алфавит без запинки?

Домашнее задание

1. Повторить алфавит.

2. Записать имена своих друзей в алфавитном порядке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: « Перенос слов.»

Автор: Багаудинова Саният Джамалудиновна

Дата: 05.03.2021

Номер свидетельства: 574821

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок - исследование по теме "Перенос слов" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-issliedovaniie-po-tiemie-pierienos-slov"
    ["file_id"] => string(6) "148581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419779423"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Тема:Перенос слов. "
    ["seo_title"] => string(20) "tiema-pierienos-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217363"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433325207"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Презентация  к уроку по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе на тему «Перенос слов» "
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiia-k-uroku-po-uchiebnomu-priedmietu-russkii-iazyk-v-1-klassie-na-tiemu-pierienos-slov"
    ["file_id"] => string(6) "226899"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440517854"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка в 1 классе   Тема: ПЕРЕНОС СЛОВ. УМК "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-tiema-pierienos-slov-umk-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "226904"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440518359"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока русского языка на тему: Перенос слов."
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_na_tiemu_pierienos_slov"
    ["file_id"] => string(6) "375005"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483429222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства