Занятие по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова"
Занятие по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова"
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова
Цели урока: 1. активизировать знания о значимых частях слова, познакомить с понятием «корень», «значение корня», «однокоренные слова»; формировать умения выделять корень в слове, образовывать однокоренные слова.
2. Развивать умения и навыки нахождения однокоренных слов, культуру устной и письменной речи учащихся, активизировать мыслительную и творческую деятельность.
Ребята, прежде чем перейти к новой теме, мы с вами должны вспомнить пройденное о морфемике и основе слова.
Морфемика – наука, которая изучает.... (морфемы)
Морфема – это... (значимая часть слова)
Я знаю морфемы:...,...,...,... (приставка, корень суффикс, окончание)
Из чего состоит слово?
Приставка, корень, суффикс, окончание
IІІ.Переход к теме.
Я, как морфема, очень важна!
Слова не может быть без меня!
Есть у слова корень, ветви и листва.
Ствол как смысл, которым наша речь жива.
Теперь послушайте сказку.
1.Чтение учителем сказки
Лингвистическая сказка.
Жил-был много лет назад корень –земл -. Нашли его люди и подумали: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево».
Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня – земл -. Много веточек появилось у чудесного дерева. (земельный, землица, заземлить, земляной, земной, приземлиться…)
Все они на него похожи, но и своё есть в каждой. Вот какое дерево выросло!
Посмотрели люди, какие слова выросли на дереве и увидели, что у всех у них есть одна общая часть –земл-. Решили тогда люди общую часть этих слов назвать «корнем».
2.Словарная работа:
Посадите – отры?ызы?дар
Росток – бір б?та?
Общая часть – орта? б?лігі
3. Выполнение задания:выпишите из текста слова, похожие на слово земля. Выделите общую часть. Скажите, чем эти слова отличаются друг от друга.
ІV.Новая тема.
Значит, корень – это главная значимая часть слова. Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.
Подберите однокоренные слова к словам грязь, темень.
Грязь темень
Грязный тёмный
Грязненький темнота
Грязнуля потемнеть
Загрязнить затемнение
А какие слова у нас однокоренные?
Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными.
Итак, давайте сделаем вывод.
Секреты корня.
1.Корень – главная значимая часть слова.
2. В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
3. Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.
Внимание!
Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова
Однокоренные слова:желтизна,желтый, желтеть-имеют разные лексические значения
Формы одного и того же слова: желтый, желтая, желтому-имеют только разные окончания
V.Первичная проверка полученных знаний.
А теперь давайте поиграем в «Третий лишний».
соль лестница боль гора
солёный лес больница гореть
солнце лесник большой горный
Хорошо, ребята, мы справились с этим заданием, идём дальше.
VI.Закрепление новой темы.
1.Задание 1.
Подберите к данным словам однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Лес, …., …, … .(лесник, лесной, лесничий)
Хлеб, …, …, … .(хлебный, хлебушек, хлебница)
Радость, …, ….(радостный, радоваться)
2.Задание 2. Разноуровневое задание.
Первый уровень. Спишите, выделите корень в словах.
Просмотр содержимого документа
«Занятие по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова"»
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова
Цели урока: 1. активизировать знания о значимых частях слова, познакомить с понятием «корень», «значение корня», «однокоренные слова»;
формировать умения выделять корень в слове, образовывать однокоренные слова.
2. Развивать умения и навыки нахождения однокоренных слов, культуру устной и письменной речи учащихся, активизировать мыслительную и творческую деятельность.
Жил-был много лет назад корень –земл -. Нашли его люди и подумали: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево».
Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня – земл - . Много веточек появилось у чудесного дерева. (земельный, землица, заземлить, земляной, земной, приземлиться…)
Все они на него похожи, но и своё есть в каждой. Вот какое дерево выросло!
Посмотрели люди, какие слова выросли на дереве и увидели, что у всех у них есть одна общая часть –земл-. Решили тогда люди общую часть этих слов назвать «корнем».
2.Словарная работа:
Посадите – отрығызыңдар
Росток – бір бұтақ
Общая часть – ортақ бөлігі
3. Выполнение задания:выпишите из текста слова, похожие на слово земля. Выделите общую часть. Скажите, чем эти слова отличаются друг от друга.
ІV.Новая тема.
Значит, корень – это главная значимая часть слова.
Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.
Подберите однокоренные слова к словам грязь, темень.
Грязь темень
Грязный тёмный
Грязненький темнота
Грязнуля потемнеть
Загрязнить затемнение
А какие слова у нас однокоренные?
Итак, давайте сделаем вывод.
Секреты корня.
1.Корень – главная значимая часть слова.
2. В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
3. Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.
Внимание!!!
Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова
Однокоренные слова
Формы одного и того же слова
Желтизна, жёлтый, желтеть
Жёлтый, жёлтая, жёлтые, жёлтому
Имеют разные лексические значения
Имеют только разные окончания
V.Первичная проверка полученных знаний.
А теперь давайте поиграем в «Третий лишний».
соль лестница боль гора
солёный лес больница гореть
солнце лесник большой горный
Хорошо, ребята, мы справились с этим заданием, идём дальше.
VI.Закрепление новой темы.
1.Задание 1.
Подберите к данным словам однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Лес, …., …, … .(лесник, лесной, лесничий)
Хлеб, …, …, … .(хлебный, хлебушек, хлебница)
Радость, …, … .(радостный, радоваться)
2.Задание 2. Разноуровневое задание.
Первый уровень. Спишите, выделите корень в словах.