kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                          

 Тема урока: Корень  слова.  Однокоренные  слова

Цели  урока: 1.   активизировать знания о значимых частях слова, познакомить с понятием «корень», «значение корня», «однокоренные слова»; формировать умения выделять корень в слове, образовывать однокоренные слова.

                2. Развивать умения и навыки нахождения однокоренных слов,  культуру устной и письменной речи учащихся, активизировать мыслительную и творческую деятельность.

                3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная  доска, карточки, таблицы

Тип  урока: урок  сообщения новой темы

Методы: объяснительный,  наглядный, частично-поисковый

Ход  урока

I.Организационный  момент.

Подготовка класса к уроку.

С  добрым утром! Начат день.

Первым делом гоним лень!

Утром надо не зевать,

А писать и отвечать!

II.Актуализация знаний  учащихся. 

Ребята, прежде чем перейти к новой теме, мы с вами должны вспомнить пройденное о морфемике и основе слова.

Морфемика – наука, которая изучает.... (морфемы)

Морфема – это... (значимая часть слова)

Я знаю морфемы:...,...,...,... (приставка, корень суффикс, окончание)

Из чего состоит слово?

Приставка, корень, суффикс, окончание

IІІ.Переход к теме.

   Я, как морфема, очень важна!

   Слова не может быть без меня!

   Есть у слова корень, ветви и листва.

   Ствол как смысл, которым наша речь жива.

  Теперь  послушайте  сказку.

1.Чтение учителем сказки

                                Лингвистическая сказка.

   Жил-был много лет назад корень  –земл -. Нашли его люди и подумали: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево».

   Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня – земл -. Много веточек появилось у чудесного  дерева.  (земельный, землица, заземлить, земляной, земной, приземлиться…)

Все они на него похожи, но и  своё есть в каждой.  Вот  какое дерево  выросло!

Посмотрели люди, какие слова выросли на дереве и увидели, что у всех у них есть одна общая часть –земл-.  Решили тогда люди общую часть этих слов назвать «корнем».  

2.Словарная работа:

Посадите – отры?ызы?дар

Росток – бір б?та?

Общая часть – орта? б?лігі

3. Выполнение задания:выпишите из текста слова, похожие на слово земля. Выделите общую  часть. Скажите, чем эти слова отличаются друг от друга.

ІV.Новая  тема.

Значит, корень – это главная значимая часть слова.     Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

Подберите однокоренные слова к словам грязь, темень.

Грязь                        темень

Грязный                   тёмный

Грязненький            темнота

Грязнуля               потемнеть

Загрязнить            затемнение

А какие слова у нас однокоренные?

Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными.

Итак, давайте  сделаем вывод.

Секреты  корня.

1.Корень – главная    значимая часть слова.

2. В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

3. Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.

Внимание!

Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова

Однокоренные  слова:желтизна,желтый, желтеть-имеют разные лексические значения

Формы одного и того же слова: желтый, желтая, желтому-имеют только разные окончания

V.Первичная проверка полученных знаний.

А теперь давайте поиграем в «Третий лишний».

соль                          лестница               боль                      гора

солёный                  лес                          больница              гореть

солнце                     лесник                   большой               горный

Хорошо, ребята, мы справились с этим заданием, идём дальше.

VI.Закрепление  новой темы.

1.Задание 1.

            Подберите  к  данным  словам  однокоренные  слова  и  формы  одного и того же  слова.

   Лес,  ….,  …, … .(лесник, лесной, лесничий)

   Хлеб, …, …,  … .(хлебный, хлебушек, хлебница)

   Радость,  …,  ….(радостный, радоваться)

2.Задание 2. Разноуровневое задание.

Первый  уровень. Спишите, выделите корень  в  словах.

Лёд,  ледник,  ледяной,  ледниковый, обледенеть, ледокол. 

Второй  уровень. Спишите, подберите однокоренные слова.

Гора,  вода,  море,  место,  цена.(горный, горец; водный, подводный; морской, моряк; местный, местечко; ценный, оценить  )

Третий  уровень. Спишите, подберите однокоренные слова и формы одного и того же слова. 

Красный, город, стекло.

(красный – краснеть, краснота;  красная, красные, красную;

Город – городской, городничий;   города, городом, в городе;

Стекло – стеклянный,  стекольщик;  стекла, стеклу, стеклом)

3.Работа с учебником.

Выполнение упр.154.

Выпишите  только однокоренные  слова.

   Золотой,  золото,  оловянный,  золотистый.

   Дождь,  дождевой,  туча,  дождливый.

   Счастливый,  радостный,  радоваться, радость.

   Зелень,  зелёный,  жёлтый, зеленеть.

4.  Игра «Кто находчивый?»

1ряд называет  слово,  2  ряд   подбирает  однокоренные  слова, 3 ряд – формы одного и того же слова.

Снег – снеговик, снежный;  снег – снега, снегом;

Книга – книжный, книжечка;  книга – книги, книгой, книгу;

Стройка – строить, строитель;  строить – строю, строил.

VII. Подведение  итога. 

Тестовые задания.

Раскрой  «секреты»  корня.

Задание:  Выбери и подчеркни  верное утверждение

 1.        Корень – это

А)    главная   значимая  часть слова

Б)    часть речи

В)    часть предложения

 2.        В корне заключено

А)    значение одного слова

Б)    значение предметности

В)    общее  лексическое  значение однокоренных слов. 

3.        Чтобы найти корень, нужно

А)     изменить слово

Б)      подобрать  однокоренные  слова

В)     объяснить значение слова.

4.         Однокоренные  - это …

А)     слова с разными значениями

Б)      слова, которые имеют одно лексическое значение

В)     слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу

VIII. Домашнее задание.

1.Выучить правила.

2.Вып. упр.153, 157 стр.70-71

ІХ. Рефлексия.       

       -Встаньте те, кто на уроке не зевал?

-Правильно и быстро отвечал?

-Другу помогал?

-Весь урок болтал?

-Спал?

-Кто усвоил нашу тему?

Х.Выставление  оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова"»

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова

Цели урока: 1. активизировать знания о значимых частях слова, познакомить с понятием «корень», «значение корня», «однокоренные слова»;

формировать умения выделять корень в слове, образовывать однокоренные слова.

2. Развивать умения и навыки нахождения однокоренных слов, культуру устной и письменной речи учащихся, активизировать мыслительную и творческую деятельность.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, таблицы

Тип урока: урок сообщения новой темы

Методы: объяснительный, наглядный, частично-поисковый

Ход урока

I.Организационный момент.

Подготовка класса к уроку.

С добрым утром! Начат день.

Первым делом гоним лень!

Утром надо не зевать,

А писать и отвечать!


II.Актуализация знаний учащихся.

Ребята, прежде чем перейти к новой теме, мы с вами должны вспомнить пройденное о морфемике и основе слова.

Морфемика – наука, которая изучает . . . . (морфемы)

Морфема – это. . . (значимая часть слова)

Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . . (приставка, корень суффикс, окончание)


Из чего состоит слово?









.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.


IІІ.Переход к теме.

Я, как морфема, очень важна!

Слова не может быть без меня!

Есть у слова корень, ветви и листва.

Ствол как смысл, которым наша речь жива.

Теперь послушайте сказку.





1.Чтение учителем сказки

Лингвистическая сказка.

Жил-был много лет назад корень –земл -. Нашли его люди и подумали: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево».

Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня – земл - . Много веточек появилось у чудесного дерева. (земельный, землица, заземлить, земляной, земной, приземлиться…)

Все они на него похожи, но и своё есть в каждой. Вот какое дерево выросло!

Посмотрели люди, какие слова выросли на дереве и увидели, что у всех у них есть одна общая часть –земл-. Решили тогда люди общую часть этих слов назвать «корнем».

2.Словарная работа:

Посадите – отрығызыңдар

Росток – бір бұтақ

Общая часть – ортақ бөлігі

3. Выполнение задания:выпишите из текста слова, похожие на слово земля. Выделите общую часть. Скажите, чем эти слова отличаются друг от друга.


ІV.Новая тема.

Значит, корень – это главная значимая часть слова.


Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

Подберите однокоренные слова к словам грязь, темень.


Грязь темень

Грязный тёмный

Грязненький темнота

Грязнуля потемнеть

Загрязнить затемнение


А какие слова у нас однокоренные?


Итак, давайте сделаем вывод.

Секреты корня.

1.Корень – главная значимая часть слова.

2. В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

3. Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.


Внимание!!!

Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова

Однокоренные слова

Формы одного и того же слова



Желтизна, жёлтый, желтеть

Жёлтый, жёлтая, жёлтые, жёлтому

Имеют разные лексические значения

Имеют только разные окончания


V.Первичная проверка полученных знаний.

А теперь давайте поиграем в «Третий лишний».

соль лестница боль гора

солёный лес больница гореть

солнце лесник большой горный


Хорошо, ребята, мы справились с этим заданием, идём дальше.


VI.Закрепление новой темы.

1.Задание 1.

Подберите к данным словам однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Лес, …., …, … .(лесник, лесной, лесничий)

Хлеб, …, …, … .(хлебный, хлебушек, хлебница)

Радость, …, … .(радостный, радоваться)


2.Задание 2. Разноуровневое задание.

Первый уровень. Спишите, выделите корень в словах.


Лёд, ледник, ледяной, ледниковый, обледенеть, ледокол.

Второй уровень. Спишите, подберите однокоренные слова.

Гора, вода, море, место, цена.(горный, горец; водный, подводный; морской, моряк; местный, местечко; ценный, оценить )

Третий уровень. Спишите, подберите однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Красный, город, стекло.

(красный – краснеть, краснота; красная, красные, красную;

Город – городской, городничий; города, городом, в городе;

Стекло – стеклянный, стекольщик; стекла, стеклу, стеклом)


3.Работа по карточке.


Примеры

Части речи

сад

груз

вар

Существительное

(кто?)




Существительное

(что?)




Прилагательное

(какой?)




Глагол

(что делать?)





4.Работа с учебником.

Выполнение упр.154.

Выпишите только однокоренные слова.

Золотой, золото, оловянный, золотистый.

Дождь, дождевой, туча, дождливый.

Счастливый, радостный, радоваться, радость.

Зелень, зелёный, жёлтый, зеленеть.


5. Игра «Кто находчивый?»

1ряд называет слово, 2 ряд подбирает однокоренные слова, 3 ряд – формы одного и того же слова.

Снег – снеговик, снежный; снег – снега, снегом;

Книга – книжный, книжечка; книга – книги, книгой, книгу;

Стройка – строить, строитель; строить – строю, строил.



VII. Подведение итога.

Тестовые задания.

Раскрой «секреты» корня.

Задание: Выбери и подчеркни верное утверждение

Проверка


1. Корень – это

А) главная значимая часть слова

Б) часть речи

В) часть предложения


2. В корне заключено

А) значение одного слова

Б) значение предметности

В) общее лексическое значение однокоренных слов.


3. Чтобы найти корень, нужно

А) изменить слово

Б) подобрать однокоренные слова

В) объяснить значение слова.


4. Однокоренные - это …

А) слова с разными значениями

Б) слова, которые имеют одно лексическое значение

В) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу




VIII. Домашнее задание.

1.Выучить правила.

2.Вып. упр.153, 157 стр.70-71


ІХ. Рефлексия.


-Встаньте те, кто на уроке не зевал?

-Правильно и быстро отвечал?

-Другу помогал?

-Весь урок болтал?

-Спал?

-Кто усвоил нашу тему?


Х.Выставление оценок.



Буденевская средняя школа





6 класс

урок русского языка




Корень слова.

Однокоренные слова.









Учитель-предметник: Даулетова Бибигуль Бисеновна











2015 год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Занятие по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова"

Автор: Даулетова Бибигуль Бисеновна

Дата: 15.12.2015

Номер свидетельства: 266670

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Тема:        Состав слова. Однокоренные слова. "
    ["seo_title"] => string(39) "tiema-sostav-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "109642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404844700"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "конспект урока по русскому языку «Развитие умения находить в словах суффиксы» "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-razvitiie-umieniia-nakhodit-v-slovakh-suffiksy"
    ["file_id"] => string(6) "143137"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418462321"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Конспект урока по русскому языку по теме «Особенности проверочных слов с безударной гласной и способы проверки» "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-osobiennosti-provierochnykh-slov-s-biezudarnoi-ghlasnoi-i-sposoby-provierki"
    ["file_id"] => string(6) "106663"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403068510"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему: «Форма и содержание. Однокоренные слова» "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-forma-i-sodierzhaniie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "206054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430082222"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Корень. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-korien-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "243237"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445680085"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства