Тема. Понятие об однородных членах предложениях.
Цели:
I. Обучающие:
1. Обобщить сведения об однородных членах предложения, полученные в 5-7 классах;
2. Формировать умения:
опознавать однородные члены предложения и ряды однородных членов;
определять способ связи однородных членов;
правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;
соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами предложения.
II. Развивающие:
Развивать:
логическое мышление детей;
речь учащихся путём включения в неё предложений с однородными членами предложения;
навыки самостоятельной и коллективной работы.
III. Воспитывающие:
Способствовать развитию:
любви к родному языку;
любви к родной природе.
Тип урока: изучение нового учебного материала
Оборудование урока: русский язык. 8 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014; компьютер, проектор.
ХОД УРОКА
I Организационный момент
II Объявление темы и целей урока
На прошлом уроке мы узнали, что простые предложения могут быть осложненными. Чем могут быть осложнены простые предложения?
Вы указали, что предложения могут быть осложнены однородными членами. Вот о них мы сегодня и поговорим (слайд 1). Тем более кое-что об однородных членах предложения вы знаете из предыдущих классов. А сейчас проведем эксперимент.
III Актуализация опорных знаний учащихся
Проведение эксперимента.
1. Выразительно прочитайте текст и спишите его (текст распечатан для каждого ученика)
2. Проведите эксперимент:
-прочитайте задания к упражнению и сформулируйте цель эксперимента;
-докажите, что однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову; для этого укажите слово, к которому относится каждая группа выделенных однородных членов предложения;
-убедитесь, что однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же членом предложения; для этого задайте вопрос к однородным членам предложения вопрос и подчеркните их как члены предложения;
-укажите, в каких случаях однородные члены предложения связаны только с помощью интонации, в каких – с помощью интонации и сочинительных союзов; какова пунктуация при этом (слайд 2).
К обеду небо полностью освободилось, засияло и как бы заходило, закружилось над землей, слизывая волна за волной щедрую, чистую краску.
В него ринулись птицы и заиграли, заносились, вскрикивая от счастья, что им дано летать. Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты, но и после недельного ненастья нигде не тронулась желтизной – лето, значит, будет долгим. Ровные в дождь, резкие и ясные запахи слились в одно могучее испарение, в котором, как в реке, нельзя было разобрать, чья из какого ручья вода.
Сделайте вывод: какие признаки свойственны однородным членам предложения и почему их необходимо распознавать? (слайд 3)
IV Восприятие учащимися учебного материала
Слайды презентации 4, 5, 6, 7
V Закрепление учебного материала
1.Пунктуационно-орфографическая работа
Спишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, укажите, какими членами предложения они являются и как связаны между собой. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания; союзы обведите овалом.
(слайд 8)
Дым костра то поднимает..ся столбом к небу то стелет..ся туманом по траве то мечет..ся вокруг огня. Мы св..рнули палатку взвалили на себя рюкзаки и пошли. Всю ноч.. болота дышали лекарстве..ым запахом мха коры черных коряг. Сидя у костра мы сначала молча слушали тиш..ну а потом запели (в)полголоса.
2.Конструирование предложений.
Составьте из двух предложений одно с однородными членами. Поставьте недостающие знаки препинания; введите, если необходимо, союзы. (слайд 9)
Шел снег. Снег таял. 2. Лес гудел тревожно. Гудел неровно угрожающе. 3. Днем паутина летала по воздуху. Она запутывалась в нескошенной траве седой пряжей налипала на лицо. 4. Дождь стучал по крыше. Дождь плескался на дворе в лужах. 5. Над цветами летали пчелы. Летали мотыльки стрекозы.
3.Работа в группах.
Выпишите предложения по группам: с однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания; союзы обведите овалом.
Много колосистой травы и цветов р..сло около пней. Пыль и запах парного молока в..сели над деревенскими улицами. Река Великая перес..кает город шумит пенит..ся и вытягивает в струны дли..ую подводную траву. Я любил бродить в лугах и в старых сосновых борах. Навстречу мне вышел маленький худощавый и седой человек в старом потертом давно изноше..ом пальто. Мутные звезды светились над озером отр..жались в его воде. Проб..раемся среди зар..слей высокой травы шиповника кустов можжевельника. Озорно искристо и шумно бежал по улице ручей.
VI Рефлексия
Заключительная беседа
какие члены предложения называются однородными?
как они соединяются между собой в предложении?
что такое распространенные однородные члены предложения?
могут ли однородные члены предложения быть выражены разными частями речи?
VII Домашнее задание
§ 29 (с.126-129)
Выбрать одно из двух заданий:
упр. 207 (из учебника по заданию)
Составьте предложения с фразеологическими оборотами, указанными на с.129. Объясните значение фразеологизмов.
VIII Выставление оценок