ГУ «Иртышская СОШ №4»
Урок - путешествие по русскому языку в 5 классе
«Маршрут – «Оформленная мысль»
Учитель высшей категорий
Костыгова Елена Борисовна
Павлодарская область, Иртышский район, село Иртышск,140500
Тема урока: «Синтаксический разбор простого предложения»
Цели урока:
Через выбранный вид урока создать атмосферу заинтересованности темой урока у учащихся;
Создать условия для обобщения и систематизаций понятий темы в разделе уроков «Синтаксис простого предложения»;
Способствовать развитию умений и навыков определять границы предложений, находить грамматическую основу, осложняющие синтаксические единицы и производить синтаксический разбор предложения.
Вид урока: урок- путешествие.
Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний.
Режим работы: работа в группах.
Методы обучения: проблемный и частично задействован иллюстративно – поисковый.
Оборудование: учебники, тетради, маршрутная карта, раздаточная карточка с дидактическим материалом, текстовые материалы, работа интерактивной доской, маршрут путешествия (карта).
Структура урока.
I. Мотивационный этап.
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы совершим путешествие, полное приключений, опасностей и неожиданностей в страну сказочную. Совершим мы его, но не пугайтесь… ведь сказка - ложь, да в ней намек. Совершать путешествия мы будем по определенному маршруту. (Слайд1). В этой стране живет наше простое предложение, а вот как оно живет – я не знаю. На какой станций? А вы знаете? А зачем вам это надо знать? Для чего вам это нужно? (идет свободное аргументированное обсуждение в группах ответа)
2. Чтение памяток к уроку. Мудрое обращение учителя к ребятам с напутствием (слайд №2).
- Ну, а если мы не в сказке, а в реальной школе на уроке русского языка, то нужно рассчитывать только на себя. И чтобы добраться до станций, где живет наше предложение, нам нужно объехать все станций, решить все неизвестные вопросы, дать на них ответы… И так, мы начинаем.
II. Операционно - исполнительский этап.
Станция «Словарная» (работа в группах).
- Прочитайте словарные слова, составьте и запишите с ними указанные предложения (слайд №3). «Выброс в аудиторию» .
- С такими ребятами мы скоро доберемся до цели.
2. Мы приближаемся к станций «Оформление билетов» и нам их оформят, если мы справимся со вторым заданием. (Слайд №4).
3. Ребята, мы поднимаемся вверх по реке станция «Центральная». Нас встретят и отправят дальше, если мы справимся со следующим заданием. (Слайд №5).
- А я, как добрый помощник, говорю вам, что это была хорошая остановка! Молодцы!
4. Ребята, посмотрите перед нами необыкновенное озеро: в нем что-то плавает. И это что-то кричит: « Спасите нас! Вытащите! Оденьте нас в вопросы! Найдите в предложении!» (работа по алгоритму: дополнение в (косвенный падеж) и пример из предложения).
5. – Ребята, здесь опасно: нас не пускает стража. Она хочет, чтобы мы рассказали, что называется однородными членами и обобщающим словом, а еще, что такое предложение и обращение? Справимся? Станция эта называется «Осложняйка».
6. –Ну а, подходя к станций «Грамотейка», мы должны выполнить полный синтаксический разбор предложения. (Предложение записано на доске, один ученик от каждой группы по одному слову- «паровозик»).
Веселые и дружные путешественники быстро справились с не легкой, но необходимой задачей. ( повествовательное, не восклицательное, простое, распространенное, двусоставное, осложнено однородными членами).
7. Станция «Счастливая» оценивание.
-Вот и неожиданность: встречайте! Это король Предложение! Он пожалует вас всех титулом гостей его владений и разрешает вам гулять по просторам его волшебного королевства ( ребята оценивают себя, свою работу, работу каждого члена в группе, слушают учителя, его оценивание, на голове учителя – корона короля).
III. Рефлексия.
Итог.
Чтение ребятами сказки, сочиненной дома «Мое сказочное путешествие с предложением».
Понравился вам урок? Чем? Что вы взяли в свой багаж знаний вернувшись из путешествия?
IV. Д/З
1 уровень: проанализировать всю работу на уроке и составить таблицу ЗУНов ( «Должен знать» «Должен уметь»)
2уровень: составление эссе «От чего речь становится красивой?».