.
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя Словесное сопровождение заданий учителем. | Деятельность обучающихся | Формируемые умения Примерные УУД | Слайдовое сопровож-дение |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность («Хочу!»). Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («Надо!»). Устанавливает тематические рамки учебной деятельности («Могу!»). - Ну, проверьте-ка, друзья, Все ль на месте, Все ль в порядке – Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить лишь оценку «5». Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок. Позади темы, на которых мы узнали о чем…? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера). | Слайд №1. Тема урока |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. | I. Проводит орфографический диктант. Товарищ, вещь, печь, коклюш, стеречь, беречься, звереныш, роскошь, предостеречь, лещ, течь, глушь, фальшь, неуч, гуляш, камыш, помощь. II. Дает индивидуальные задания 1.Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограмму: Прикасаться, к..саешься, к..снись, прикосновение, пол..жить, пол..гаться, выл..жишь, предл..жение, изл..гать, изл..жение. 2. Задает вопросы по интерактивной иллюстрации "Весна". | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, рассматривают иллюстрацию. Устно проговаривают полученные тексты, записывают одно предложение в тетради, обозначая прилагательные. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Иллюстрация "Весна" http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a395c2c-0a01-0355-004d- |
3. Выявление места и причины затруднения. | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | 1. Объявляет о взаимопроверке. 2. Проводит выборочную проверку работ обучающихся учителем. 3. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность по чтению и анализу стихотворения А. Ахматовой (на слайде): Бессмертник сух и розов. Облака На свежем небе вылеплены грубо. Единственного в этом парке дуба Листва еще бессмертна и тонка. 4. Дает задания: | Обдумывают ответы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы. Слушают и обсуждают ответы. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Слайд №2. Стихотворение и портрет А. Ахматовой. |
Физкультминутка №1. | Предупреждение и снятия утомления, повышение активного внимания и работоспособности. | Произносит текст и показывает движения: -Утром бабочка проснулась, Раз - росой она умылась. Два - изящно покружилась. Три - нагнулась и присела. Потянулась, улыбнулась. На «четыре» - улетела! | Выполняют движения в соответствии с текстом. | Личностные: понимают важность регулярных динамических занятий. Регулятивные: укрепляют физическое здоровье, снимают утомление. | http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения | 1. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - Ребята, слова, которые мы нашли, - это краткие прилагательные. Как и полные прилагательные, они обозначают признак предмета, только в другой форме, поэтому и имеют другие окончания: м. р. ед. число - ж. р. ед.ч. - [а]; ср. р. ед. число - [о]; мн. число - ы . 2. Организует работу по таблице. -Рассмотрим интерактивную таблицу "Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие формы прилагательных" (N 7248) 3.Работа с учебником. Учитель организует чтение и анализ материала для наблюдений на с. 91-92 учебника. Сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы учащихся. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395fb4-0a01-0355-00e0-eb3f47beaf8a/%5BRUS6_100%5D_%5BIA_309%5D.swf |
5. Творческая практическая деятельность по реализации проекта. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля. | 1. -Выполним упражнения 589, 591, 592. 2. Индивидуальное задание 2. - Объясните употребление или отсутствие Ь после шипящих в конце слова: мышь, дочь, луч, много туч, идешь, трескуч. К каким выводам о грамматических особенностях кратких форм имен прилагательных привели вас выполненные упражнения? О какой стороне кратких форм имен прилагательных мы еще не говорили? (Об употреблении в речи.) 3. Разъясняет важность орфографически грамотного письма (упр. 596, 597). 4. Обращает внимание на слайд. -Вставьте пропущенные буквы, краткие прилагательные подчеркните как члены предложения. Выделенные слова разберите по составу. ХОРОШ ЗИМНИЙ ДЕНЬ Воздух свеж.. , прозрачен, чист. Сквозь облака проб..рается луч…со ...нца и опять и..чезнет. Он не горяч…, но ослепителен и ярок. Ветер жгу.. и порывист. Но детям моро.. не страшен. Они всегда веселы и бодры. 5. Учитель обращает внимание обучающихся на то, что употребление кратких прилагательных больше свойственно книжным стилям речи, так как с их помощью качество предмета обозначается сильнее, ярче. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы о грамматических особенностях кратких форм имен прилагательных. | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Слайд №3. Текст с пропущенными буквами на тему «Хорош зимний день». |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, составление связных рассказов об изученных нормах. | Учитель раздает карточки с заданиями Задание 1.Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и записывая проверочные слова, обозначьте в предложениях грамматическую основу, графически объясните постановку запятой: Умный и без денег б..гат. Корень учения гор..к, да пло.. слад..к. Скуч.н день до вечера, коли делать нечего. Сам стар, да душа м. .лода. Для умелой руки все работы ле..ки. Бед..н не тот, у кого мало, а тот, кому мало. Задание 2.Образуйте от полных прилагательных краткую форму и запишите слова в два столбика: с суффиксом -енен- и суффиксом -енн-. Откровенный, обыкновенный, мужественный, торжественный, неизменный, несомненный, многочисленный, величественный, мгновенный, таинственный, обыкновенный, современный, своевременный. | Выполняют упражнения и отвечают на вопросы. | Личностные: имеют желание участвовать в творческом процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | 1. Обращает внимание на слайд с правилом: «Форму с -енен образуют прилагательные с ударным суффиксом -енный, кроме: своевременный - своевременен, блаженный - блаженен.» 2. Объявляет о самостоятельной работе -выполнении тестов. - Интерактивный текст 1 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7255). -Интерактивный текст 2 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7253). | Выполняют упражнения | Личностные: имеют желание участвовать в созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | 1) Слайд №4 с текстом правила. 2) http://school-collection.edu.ru/catalog/res |
Электронная физкультминутка для глаз №2. | Сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке. | Выполняет глазную гимнастику вместе с учащимися. | Слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. | Учатся приёмам здоровьесбережения | http://zhakulina20090612.blogspot.ru/2011/06/blog-post_25.html |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. | Организует проверочную работу на распечатанном материале: - Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Над прилагательными обозначьте, краткие они или полные. - Выпишите из текста глагол, имеющий в своем составе приставку, корень, суффикс и окончание, а также прилагательное с такими же морфемами. Чуде.. на бел.. земля Арктик.. ! Вокруг лишь бе..крайн.. поля, снежн.. шапки, бел.. вершины круч.. . Непроглядна черная ноч.. в этом крае. Только сияют в небе раз- ноцветн.. с..яния: зелен.., син.., красн.. .Вверху слышны чудес..н.. ш..рохи, ш.. пот, словно в небе шепчутся звезды. А это скрипит, тр.. щит мороз. Но бе.. конечн.. ноч.. проходит. Скоро появится краешек ж..лт.. солнца, свет его еще б..гров.. и тускл... Но все рады празднику солнца! | | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Слайд №5. Картина с изображением Арктики |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Заключительная беседа по вопросам. | Учитель беседует с учащимися: - Что нового узнали на уроке? Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом. Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества: Д/З: § 104. Даёт разноуровневые задания: Продвинутый уровень – сочинение-миниатюра “То было раннею весною” (с использованием полных и кратких прилагательных) Базовый уровень : упр.594 и задание на сайте коллекции http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09e963ae-cf5b-4fd0-9748-e50ac7b941fb/index_listing.html | Записывают домашнее задание и адрес сайта. | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | Слайд №6. Краткое изложение теоретических основ изученной темы. |
1. Федорова, С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.
2. Фоменко, И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
3. Хуторский, А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. – №7.
4.
. (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897). С. 8–9.