kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

: Полная и краткая форма прилагательного

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Знакомство с  полной и краткой форм прилагательных. Учить различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать усло­вия выбора правильного написания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«: Полная и краткая форма прилагательного»

.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык.

Учитель: Костенов Геннадий Иванович

Класс: 5.

Дата проведения: 16. 03. 2016 г.

Тема урока: Полная и краткая форма прилагательного. Урок №140-№141. Базовый учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык, 5 класс. - М: «Просвещение», 2014.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с первичным закреплением знаний.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы.

Цель урока: Дать представление о полной и краткой форме прилагательного, о грамматических особенностях кратких прилагательных, синтаксической роли полных и кратких прилагательных.

Задачи урока:

- обучающие: научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких формах;

- развивающие:

  • развивать речевые, творческие способности учащихся на материале урока;

  • создать условия, направленные на развитие логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы), навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

  • формировать умение анализировать и характеризовать предложения с полными и краткими прилагательными, моделировать и использовать в речи предложения с полными и краткими прилагательными;

- воспитывающие: воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать интерес к формированию правильной грамотной устной и письменной речи.

Используемые современные образовательные технологии: эвристический метод, ИКТ, здоровьесберегающие элементы, технология проектов.


Образовательные ресурсы Интернет: www.uroki.net; http://www.zavuch.info; http://akadernius.narod.ru/vibor-rus.htrnl; http://festival. 1 september.ru/subjects; http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192; http://school-collection.edu.ru.


Техническое оборудование: проектор, компьютер (с выходом в Интернет), интерактивная доска.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные умения (объем освоения и уровень владения компетенциями):

-знать о полной и краткой форме прилагательных; грамматических особенностях кратких форм прилагательных; их синтаксической роли; правиле правописания кратких прилагательных с основой на шипящий;

-уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать усло­вия выбора правильного написания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. -осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; -потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; -стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя


Словесное сопровождение заданий учителем.

Деятельность

обучающихся

Формируемые

умения

Примерные УУД


Слайдовое сопровож-дение

1. Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности.

Эмоциональная, психологическая и мотивацион­ная подготовка учащихся к усво­ению изучаемо­го материала

  • Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность («Хочу!»).

  • Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («Надо!»).

  • Устанавливает тематические рамки учебной деятельности («Могу!»).


- Ну, проверьте-ка, друзья,

Все ль на месте,

Все ль в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить лишь оценку «5».

Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок. Позади темы, на которых мы узнали о чем…?

Слушают учите­ля,

участвуют в диалоге с учи­телем.


Размеща­ют учебные ма­териалы на рабо­чем месте, де­монстрируют готовность к уроку.

Познавательные: понима­ют познавательную задачу.


Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.


Коммуникативные: рабо­тают в парах (обменивают­ся мнениями, учатся пони­мать позицию партнера).

Слайд №1.

Тема урока

2. Актуа­лизация и пробное учебное действие.

Воспроизведе­ние ранее изу­ченного, уста­новление преем­ственных связей прежних и но­вых знаний и применение их в новых ситу­ациях.


Эвристическая беседа.


I. Проводит орфографический диктант.

Товарищ, вещь, печь, коклюш, стеречь, беречься, звереныш, рос­кошь, предостеречь, лещ, течь, глушь, фальшь, неуч, гуляш, ка­мыш, помощь.


II. Дает индивидуальные задания

1.Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограмму:

Прикасаться, к..саешься, к..снись, прикосновение, пол..жить, пол..гаться, выл..жишь, предл..жение, изл..гать, изл..жение.


2. Задает вопросы по интерактивной иллюстрации "Весна".


  • Отвечают на во­просы. Строят понятные для партнера выска­зывания.

  • Смотрят презен­тацию, осваива­ют лингвистиче­ские термины.

  • Обдумывают от­веты на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, рассматривают иллюстрацию.

  • Устно проговаривают полученные тексты, записывают одно предложение в тетради, обозначая прилагательные.

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.

Коммуникативные: слуша­ют, задают вопросы, отве­чают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения.










Иллюстрация "Весна"

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a395c2c-0a01-0355-004d-

3. Выяв­ление ме­ста и при­чины за­труднения.

Беседа, обсуж­дение результа­тов предыдуще­го этапа.


Раскрытие сущ­ности новых понятий, усво­ение новых спо­собов учебной и умственной деятельности учащихся

1. Объявляет о взаимопроверке.

2. Проводит выборочную проверку работ обучающихся учителем.

3. Организует и сопровождает совместную учебную деятель­ность по чтению и анализу стихотворения А. Ахматовой (на слайде):

Бессмертник сух и розов. Облака На свежем небе вылеплены грубо.

Единственного в этом парке дуба

Листва еще бессмертна и тонка.


4. Дает задания:

  • Найдите в стихотворении слова с нулевым окончанием.

  • Определите, какой частью речи они являются.

  • Обдумывают от­веты.

  • Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

  • В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы.

  • Знакомят с результатами рабо­ты группы.

  • Слу­шают и обсуж­дают ответы.

Личностные: имеют жела­ние осознавать свои труд­ности и стремятся к их преодолению; проявляют спо­собность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанав­ливают причинно-следственные связи, делают вы­воды.

Регулятивные: осознают недостаточность своих зна­ний.

Коммуникативные: зада­ют вопросы с целью полу­чения необходимой для решения проблемы инфор­мации.

Слайд №2.

Стихотворение и портрет А. Ахматовой.

Физкультминутка №1.

 Предупреждение и снятия утомления, повышение активного внимания и работоспособности.

Произносит текст и показывает движения:

-Утром бабочка проснулась,

Раз - росой она умылась.

Два - изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела.

Потянулась, улыбнулась.

На «четыре» - улетела!

Выполняют дви­жения в соответ­ствии с текстом.

Личностные: понимают важность регулярных динамических занятий.

Регулятивные: укрепляют физическое здоровье, снимают утомление.


http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

4. Целеполагание и постро­ение про­екта выхо­да из за­труднения.

Раскрытие сущ­ности новых понятий,

усво­ение новых спо­собов учебной и умственной деятельности учащихся.


Беседа по мате­риалам учебни­ка,

обсуждение результатов наблюдения

1. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

- Ребята, слова, которые мы нашли, - это краткие прилагатель­ные. Как и полные прилагательные, они обозначают признак предмета, только в другой форме, поэтому и имеют другие окончания: м. р. ед. число - ж. р. ед.ч. - [а]; ср. р. ед. число - [о]; мн. число - ы .


2. Организует работу по таблице.

-Рассмотрим интерактивную таблицу "Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие формы прилагательных" (N 7248)


3.Работа с учебником. Учитель организует чтение и анализ материала для наблюдений на с. 91-92 учебника. Сопровождает совместную учебную деятель­ность. Дополняет ответы учащихся.

  • Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учи­телем.

  • Соотносят по­ставленные зада­чи с текстами, знакомятся с ма­териалом.

  • Выде­ляют главное, устанавливают причинно- следственные связи между от­дельными языко­выми явлениями.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас­суждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием.

Познавательные: извле­кают необходимую инфор­мацию из прослушанного объяснения учителя, выска­зываний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.

Регулятивные: планируют необходи­мые действия, операции, работают по плану.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395fb4-0a01-0355-00e0-eb3f47beaf8a/%5BRUS6_100%5D_%5BIA_309%5D.swf



5. Творче­ская прак­тическая деятель­ность по реали­зации проекта.

Раскрытие сущ­ности новых понятий, усво­ение новых спо­собов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих за­даний на повы­шение орфогра­фической зорко­сти, развитие логического мышления, са­мостоятельности и самоконтроля.

1. -Выполним упражнения 589, 591, 592.


2. Индивидуальное задание 2.

- Объясните употребление или отсутствие Ь после шипящих в конце слова: мышь, дочь, луч, много туч, идешь, трескуч.

  • К каким выводам о грамматических особенностях кратких форм имен прилагательных привели вас выполненные упраж­нения?

  • О какой стороне кратких форм имен прилагательных мы еще не говорили? (Об употреблении в речи.)


3. Разъясняет важность орфографически грамотного письма (упр. 596, 597).

4. Обращает внимание на слайд.

-Вставьте пропущенные буквы, краткие прилагатель­ные подчеркните как члены предложения. Выделенные слова разберите по составу.

ХОРОШ ЗИМНИЙ ДЕНЬ

Воздух свеж.. , прозрачен, чист. Сквозь облака проб..рается луч…со ...нца и опять и..чезнет. Он не горяч…, но ослепителен и ярок. Ветер жгу.. и порывист. Но детям моро.. не страшен. Они всегда веселы и бодры.


5. Учитель обращает внимание обучающихся на то, что употребление кратких прилагательных больше свойственно книжным стилям речи, так как с их помощью качество предмета обозначается сильнее, ярче.

  • Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

  • В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы о грамматиче­ских особенно­стях кратких форм имен прилагательных.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж­ную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.


Регулятивные: контроли­руют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис­пользуют его в решении учебной задачи.


Коммуникативные: осу­ществляют совместную деятельность в парах и ра­бочих группах, умеют зада­вать вопросы для уточнения последовательности работы.
















Слайд №3.

Текст с пропущенными буквами на тему «Хорош зимний день».


6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рацио­нальных спосо­бов применения их на практике.

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, составление связных расска­зов об изучен­ных нормах.

Учитель раздает карточки с заданиями

Задание 1.Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и записывая проверочные слова, обозначьте в предложениях грамматическую основу, графически объясните постановку запятой:

Умный и без денег б..гат.

Корень учения гор..к, да пло.. слад..к.

Скуч.н день до вечера, коли делать нечего.

Сам стар, да душа м. .лода.

Для умелой руки все работы ле..ки.

Бед..н не тот, у кого мало, а тот, кому мало.


Задание 2.Образуйте от полных прилагательных краткую форму и запиши­те слова в два столбика: с суффиксом -енен- и суффиксом -енн-. Откровенный, обыкновенный, мужественный, торжествен­ный, неизменный, несомненный, многочисленный, величествен­ный, мгновенный, таинственный, обыкновенный, современный, своевременный.

Выполняют упражнения и отвечают на вопросы.

Личностные: имеют желание участвовать в творческом процессе.

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


7.Самостоятельная работа с самопро­веркой по эталону.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе тек­стов учебника или книг для внеклассного чтения


1. Обращает внимание на слайд с правилом: «Форму с -енен образуют прилагательные с ударным суф­фиксом -енный, кроме: своевременный - своевременен, бла­женный - блаженен.»


2. Объявляет о самостоятельной работе -выполнении тестов.

- Интерактивный текст 1 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7255).

-Интерактивный текст 2 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7253).


Выполняют упражнения

Личностные: имеют желание участвовать в созидатель­ном процессе.

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

1) Слайд №4 с текстом правила.



2) http://school-collection.edu.ru/catalog/res

Электронная физкультминутка для глаз №2.

Сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке.

Выполняет глазную гимнастику вместе с учащимися.

Слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.


Учатся приёмам здоровьесбережения

http://zhakulina20090612.blogspot.ru/2011/06/blog-post_25.html

8. Вклю­чение в систему знаний и повторе­ние.

Знакомство с работами уча­щихся.


Обобщение полученных на уроке сведе­ний, оценивание.

Организует проверочную работу на распечатанном материале:

- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Над прилага­тельными обозначьте, краткие они или полные.

- Выпишите из текста глагол, имеющий в своем составе пристав­ку, корень, суффикс и окончание, а также прилагательное с та­кими же морфемами.

Чуде.. на бел.. земля Арктик.. ! Вокруг лишь бе..крайн.. поля, снежн.. шапки, бел.. вершины круч.. . Непроглядна черная ноч.. в этом крае. Только сияют в небе раз- ноцветн.. с..яния: зелен.., син.., красн.. .Вверху слышны чудес..н.. ш..рохи, ш.. пот, словно в небе шеп­чутся звезды. А это скрипит, тр.. щит мороз. Но бе.. конечн.. ноч.. проходит. Скоро появится краешек ж..лт.. солнца, свет его еще б..гров.. и тускл... Но все рады празднику солнца!

  • Выполняют про­верочную работу.

  • Слушают одно­классников, оце­нивают их.

  • Отве­чают на вопросы.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приоб­ретают умения использо­вать полученные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Слайд №5. Картина с изображением Арктики

9. Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке (итог урока).

Заключительная беседа по во­просам.

Учитель беседует с учащимися:

- Что нового узнали на уроке?

  • Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

  • Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

  • Как вы их преодолевали?

  • Понравилось ли вам на уроке?

  • Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.


Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества: Д/З: § 104.

Даёт разноуровневые задания:

  • Продвинутый уровень – сочинение-миниатюра “То было раннею весною” (с использованием полных и кратких прилагательных)

  • Базовый уровень : упр.594 и задание на сайте коллекции http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09e963ae-cf5b-4fd0-9748-e50ac7b941fb/index_listing.html


  • Определяют свое эмоциональное состояние на уро­ке.


  • Заполняют дневники дости­жений.








Записывают домашнее задание и адрес сайта.

Личностные: приобретают мотивацию процесса обра­зования; стремятся к при­обретению новых знаний и умений.

Познавательные: устанав­ливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, анали­тических умений как инте­грированных, сложных умений; приобретают уме­ния мотивированно органи­зовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


Слайд №6.

Краткое изложение теоретических основ изученной темы.






ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Федорова, С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.

2. Фоменко, И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

3. Хуторский, А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. – №7.



4. ФГОС. (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897). С. 8–9.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
: Полная и краткая форма прилагательного

Автор: Костенов Геннадий Иванович

Дата: 06.05.2016

Номер свидетельства: 324650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Полные и краткие имена прилагательные" УМК "Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(109) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie-polnyie-i-kratkiie-imiena-prilaghatiel-nyie-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "216635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433085005"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "План – конспект урока на тему "  Полные и краткие прилагательные ". "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-polnyie-i-kratkiie-prilaghatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "108014"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403535250"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Относительные прилагательные. "
    ["seo_title"] => string(35) "otnositiel-nyie-prilaghatiel-nyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "196131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427998788"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка по теме «Полные и краткие прилагательные. 5 класс»"
    ["seo_title"] => string(77) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_polnye_i_kratkie_prilagatelnye_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "655000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1723883510"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Полные и краткие имена прилагательные"
    ["seo_title"] => string(43) "polnyie-i-kratkiie-imiena-prilaghatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "288313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454605317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства