Просмотр содержимого документа
«Подлежащее и способы его выражения»
Конспект урока
ТЕМА: «ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖНИЯ»
в 8 классе
Составила:
учитель русского языка и литературы
Шкрет Е.В.
Тип урока: усвоение нового материала
Цели урока:
1) образовательная: систематизировать знания учащихся о главных членах предложения и самостоятельных частях речи; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения;
2) развивающая: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение находить подлежащее в тексте; умение анализировать и делать выводы;
3) воспитательная: воспитывать самостоятельность учащихся; формировать у учащихся устойчивые познавательные интересы к русскому языку через технологию встречных усилий ученика и учителя и информационно-коммуникационные технологии.
Методы обучения: частично-поисковый, консультативный.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Универсальные учебные действия (УУД):
Ход урока
1. Начало урока - разминка, разогрев.
Эпиграф.
Подлежащее и сказуемое
не составляют словосочетания,
они являются основой предложения и
связаны между собой двусторонней связью...
Словарный диктант.
Выделить орфограммы, определить вид связи.
Дружные ровесники и сверстники (согл.), талантливый кандидат
(согл.), участвовать в олимпиаде (упр.), президент в президиуме (упр.), интересная профессия (согл.), девочка упала (предлож.).
2. Целеполагание
Для того чтобы сформулировать цель урока отвечют на вопросы.
- Что такое подлежащее?
(Главный член предложения, который обозначает предмет речи, т.е. называет то, о чем говорится в предложении. ).
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
( Общий вопрос о чем (о ком) говорится в предложении . Иногда общего вопроса для выделения подлежащего недостаточно.
Тогда он уточняется вопросами (кто? что?)
-Что мы будем делать на уроке?
(Находить главные члены предложения, подлежащее, определять, чем оно выражено)
- Так какова цель нашего урока?
(Определить способы выражения подлежащего)
-Для чего нам это нужно?
(Чтобы правильно выделить грамматическую основу предложения; быть
грамотными людьми).
Разве в этом кто-то виноват, что с
деревьев листья улетели! (Н.Рубцов)
Задание:
-Какое это предложение по строению? (Сложное)
-Из скольких простых предложений оно состоит? (Из двух)
-Выделите основы предложений(Кто-то виноват и листья улетели)
-Составьте схему предложения. [ ] , что ( )!
-Чем выражены подлежащие в предложениях?(Неопр. мест. и сущ.)
-Как видим, подлежащее может быть выражено разными частями речи.
- Итак, как звучит тема нашего урока? (подлежащее и способы его выражения)
Запись темы и обращение к теоретическому материалу на стр 157-164 учебника. Запись определений в тетрадь. Приведение собственных примеров.
2. Индивидуальная и дифференцированная работа учащихся по карточкам и на тренажерах в парах.
По карточкам - Первое задание – назвать в предложении подлежащее, чем оно выражено. Второе задание - составить со словом или словосочетанием предложение, где это слово - подлежащее.
На компьютере на тренажерах – (Пример: Найти подлежащее, определить, чем выражено).
3. Выполнение упр 184.,186 письменно. Учащиеся читают и объясняют задания к упражнению. 2 ученика работают у доски.
4. Физкультминутка..
5. Тест (на листочках).
1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.
1) Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО. 2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной винтовкой. 3) На палубу поднялись ТРОЕ В ФУФАЙКАХ, высоких сапогах, оленьих шапках. 4) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.
10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.
1) НАМ зимой в школе эту книжку читали. 2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки. 3) Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката. 4) Сухо и рассыпчато стучали два БАРАБАНА.