kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сжатому изложению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить учащихся выделять в тексте ключевые темы, письменно подробно пересказывать текст

Задачи:

− формировать умение составлять план, выделять ключевые темы в тексте

− воспитывать познавательную активность, учиться работать в парах

− увеличить словарный запас учащихся

− формировать бережное и уважительное отношение к природе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сжатому изложению»

Конспект урока

«Подготовка к написанию подробного изложения»


Тип урока: урок развития речи

Тема: изложение

Класс: 5

Текст изложения: по рассказу М. Пришвина «Берестяная трубочка»


Цель: научить учащихся выделять в тексте ключевые темы, письменно подробно пересказывать текст

Задачи:

− формировать умение составлять план, выделять ключевые темы в тексте

− воспитывать познавательную активность, учиться работать в парах

− увеличить словарный запас учащихся

− формировать бережное и уважительное отношение к природе


В ходе урока используется презентация «Подготовка к изложению «Берестяная трубочка»

Данный материал рассчитан на 2 урока по 45 минут.


Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Вступительное слово учителя – слайд № 1

Учитель зачитывает текст, но не говорит название. Учащиеся должны

самостоятельно определить тему и предположить название текста - слайд № 2.


Берестяная трубочка

Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?

«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, — подумал я. — Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее сворачиваться и крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.

Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился паучишко. Всю внутренность трубочки он затянул своей паутинкой.

(по рассказу М. Пришвина «Берестяная трубочка»)


Вопросы учителя:

− О чём прочитанный текст? Какова его основная тема? (автор нашёл орех в берестяной трубочке)

− Как вы думаете, в чём идея данного текста? (удивительный мир природы)

− Какое название вы дали бы тексту? (учащиеся высказывают свои предположения, вместе с учителем обсуждают, какие из них являются наиболее удачными)

Затем учитель зачитывает название автора - «Берестяная трубочка» - слайд 3

Почему автор именно так назвал свой рассказ? (именно трубочка из бересты становится «главным героем» рассказа)

Каких ещё героев рассказа вы запомнили? (белка, птица ореховка, паучишка)


  1. Работа с лексикой

Раздаём учащимся на парты распечатанный текст, даём время прочитать про себя.

Обсуждаем рассказ.

− Знаете ли вы, что такое берёста (береста)? (верхний слой коры берёзы) слайд 4.

− А как на Руси использовали бересту?

Из бересты делали утварь, посуду, корзинки и короба для грибов и ягод, ёмкости и черпаки всех возможных форм. В них даже можно было хранить жидкости, например, молоко (и оно не скисало). Хлеб в берестяной хлебнице долго оставался мягким и свежим, а в муке и крупе там не было насекомых. Береста умеет всасывать в себя излишки влаги из продуктов и хранить температуру не хуже термоса. На Руси были мастера, которые умели так обработать бересту, что в ней даже можно было готовить что-то на костре. Раз уж береста непроницаема, то наши предки научились мастерить из неё лапти – слайд 5.

− В берестяной трубочке герой рассказа нашёл орех. А знаете ли вы, как выглядит орешник?

(выслушивает ответы учащихся, показывает орешник – записываем слово в тетрадь) – слайд 6.

− Какие однокоренные слова к «орешнику» есть в тексте? Выпишите их. (орех, ореховка)

− Что это за птица – ореховка?

Ореховка – подвид кедровки. В ее питании преобладает большое количество лещины, орешков ясеня, липы, семян клена и другие семена, а также ягоды южных деревьев и кустарников. Имеет более светлую окраску оперения - до светло-коричневой. Яркие белые пятна выделяются у них только на голове и шее – слайд 7.

− Ребята, есть ли в этом рассказе ещё неизвестные вам слова? (обсуждаем ответы).


  1. Работа с орфографией и пунктуацией

Учитель обращает внимание на сложные случаи орфографии, слова записываем в тетрадь.

(удивительную, берестяную, свёртываться, внимание, орешник, сворачиваться, ореховка, внутренность) – слайд 8.

Устно проговариваем и объясняем пунктуацию, особое внимание обращаем на двоеточие.


  1. Работа над планом текста

Совместно с учащимися составляем план текста. Напоминаем, что каждый пункт плана соответствует одному абзацу текста (одна микротема) – слайд 9.

Примерные пункты плана:

  1. Удивительная находка

  2. Орех в трубочке

  3. Догадка о белке

  4. Птица ореховка

  5. Хитрый паучишко – слайд 10.

План учащиеся записывают в тетрадь.


  1. Пересказ текста

Учащиеся сдают распечатанный текст. Затем с опорой на план пересказывают рассказ друг другу по парам. По желанию одного учащегося просим пересказать у доски для всего класса.


  1. Написание изложения


Учитель читает текст 2 раза с интервалом в 5 минут. Учащиеся должны подробно изложить текст, соблюдая деление на абзацы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Подготовка к сжатому изложению

Автор: Кокоева Инна Вячеславовна

Дата: 24.06.2023

Номер свидетельства: 634362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Сжатое изложение"."
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-na-tiemu-szhatoie-izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "249813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446980719"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Практикум по подготовке к сжатому изложению "
    ["seo_title"] => string(49) "praktikum-po-podghotovkie-k-szhatomu-izlozhieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "144076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418651993"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(62) "podghotovka-k-szhatomu-izlozhieniiu-urok-praktikum-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "273901"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452285757"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Обучение сжатому изложению.(Презентация) "
    ["seo_title"] => string(49) "obuchieniie-szhatomu-izlozhieniiu-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "204386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429641331"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Обучение сжатому изложению.(Конспект урока) "
    ["seo_title"] => string(49) "obuchieniie-szhatomu-izlozhieniiu-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "204389"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429641550"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства