Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сжатому изложению»
Конспект урока
«Подготовка к написанию подробного изложения»
Тип урока: урок развития речи
Тема: изложение
Класс: 5
Текст изложения: по рассказу М. Пришвина «Берестяная трубочка»
Цель: научить учащихся выделять в тексте ключевые темы, письменно подробно пересказывать текст
Задачи:
− формировать умение составлять план, выделять ключевые темы в тексте
− воспитывать познавательную активность, учиться работать в парах
− увеличить словарный запас учащихся
− формировать бережное и уважительное отношение к природе
В ходе урока используется презентация «Подготовка к изложению «Берестяная трубочка»
Данный материал рассчитан на 2 урока по 45 минут.
Ход урока
Оргмомент
Вступительное слово учителя – слайд № 1
Учитель зачитывает текст, но не говорит название. Учащиеся должны
самостоятельно определить тему и предположить название текста - слайд № 2.
Берестяная трубочка
Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?
«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, — подумал я. — Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее сворачиваться и крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».
Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился паучишко. Всю внутренность трубочки он затянул своей паутинкой.
(по рассказу М. Пришвина «Берестяная трубочка»)
Вопросы учителя:
− О чём прочитанный текст? Какова его основная тема? (автор нашёл орех в берестяной трубочке)
− Как вы думаете, в чём идея данного текста? (удивительный мир природы)
− Какое название вы дали бы тексту? (учащиеся высказывают свои предположения, вместе с учителем обсуждают, какие из них являются наиболее удачными)
Затем учитель зачитывает название автора - «Берестяная трубочка» - слайд 3
Почему автор именно так назвал свой рассказ? (именно трубочка из бересты становится «главным героем» рассказа)
Каких ещё героев рассказа вы запомнили? (белка, птица ореховка, паучишка)
Работа с лексикой
Раздаём учащимся на парты распечатанный текст, даём время прочитать про себя.
Обсуждаем рассказ.
− Знаете ли вы, что такое берёста (береста)? (верхний слой коры берёзы) − слайд 4.
− А как на Руси использовали бересту?
Из бересты делали утварь, посуду, корзинки и короба для грибов и ягод, ёмкости и черпаки всех возможных форм. В них даже можно было хранить жидкости, например, молоко (и оно не скисало). Хлеб в берестяной хлебнице долго оставался мягким и свежим, а в муке и крупе там не было насекомых. Береста умеет всасывать в себя излишки влаги из продуктов и хранить температуру не хуже термоса. На Руси были мастера, которые умели так обработать бересту, что в ней даже можно было готовить что-то на костре. Раз уж береста непроницаема, то наши предки научились мастерить из неё лапти – слайд 5.
− В берестяной трубочке герой рассказа нашёл орех. А знаете ли вы, как выглядит орешник?
(выслушивает ответы учащихся, показывает орешник – записываем слово в тетрадь) – слайд 6.
− Какие однокоренные слова к «орешнику» есть в тексте? Выпишите их. (орех, ореховка)
− Что это за птица – ореховка?
Ореховка – подвид кедровки. В ее питании преобладает большое количество лещины, орешков ясеня, липы, семян клена и другие семена, а также ягоды южных деревьев и кустарников. Имеет более светлую окраску оперения - до светло-коричневой. Яркие белые пятна выделяются у них только на голове и шее – слайд 7.
− Ребята, есть ли в этом рассказе ещё неизвестные вам слова? (обсуждаем ответы).
Работа с орфографией и пунктуацией
Учитель обращает внимание на сложные случаи орфографии, слова записываем в тетрадь.
Устно проговариваем и объясняем пунктуацию, особое внимание обращаем на двоеточие.
Работа над планом текста
Совместно с учащимися составляем план текста. Напоминаем, что каждый пункт плана соответствует одному абзацу текста (одна микротема) – слайд 9.
Примерные пункты плана:
Удивительная находка
Орех в трубочке
Догадка о белке
Птица ореховка
Хитрый паучишко – слайд 10.
План учащиеся записывают в тетрадь.
Пересказ текста
Учащиеся сдают распечатанный текст. Затем с опорой на план пересказывают рассказ друг другу по парам.По желанию одного учащегося просим пересказать у доски для всего класса.
Написание изложения
Учитель читает текст 2 раза с интервалом в 5 минут. Учащиеся должны подробно изложить текст, соблюдая деление на абзацы.