- Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами очередной урок-ПРАКТИКУМ по подготовке к ГИА, который носит исследовательский характер. А какой части экзамена будет посвящен наш сегодняшний урок, я вас попрошу определить самостоятельно, взглянув на слайд.
(слайд1)
- Какая связь между изображением на слайде и темой нашего урока?
- У нас сегодня урок развития речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. Это и будет темой нашего урока.
Запись числа, темы урока.
ОБУЧЕНИЕ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ.
3. Целеполагание. (слайд 2)
Эпиграфом к нашему уроку станут слова французского лексикографа, составителя универсального французского словаря Пьера Буаста:
Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах.
- Исходя из темы урока, сформулируйте для себя учебную цель:
(овладеть навыками сжатия текста).
- Сегодня на уроке мы будем с вами учиться применять приемы сжатия текста, и основной нашей целью является создание сжатого изложения на основе прослушанного текста.
ПЕРЕД ВАМИ ЛЕЖАТ ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ, В КОТОРЫЕ ВАМ НЕОБХОДИМО ВНЕСТИ ОТМЕТКИ, ОЦЕНИВ СВОЮ РАБОТУ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА ПО ПЯТИБАЛЬНОЙ ШКАЛЕ. В КОНЦЕ УРОКА ЛИСТОЧКИ ВЫ СДАЕТЕ.
4. Актуализация знаний.
Какое изложение написать сложнее, сжатое или подробное?
С какими сложностями при написании сжатого изложения вы сталкиваетесь?
( Трудно выделить микротемы, исключить второстепенное)
Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение сжатому изложению.(Презентация) »
Урок -практикум с элементами исследования
ОБУЧЕНИЕ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ.
1. Орг.момент.
2.Мотивация.
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами очередной урок-ПРАКТИКУМ по подготовке к ГИА, который носит исследовательский характер. А какой части экзамена будет посвящен наш сегодняшний урок, я вас попрошу определить самостоятельно, взглянув на слайд.
(слайд1)
- Какая связь между изображением на слайде и темой нашего урока?
- У нас сегодня урок развития речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. Это и будет темой нашего урока.
Запись числа, темы урока.
ОБУЧЕНИЕ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ.
3. Целеполагание. (слайд 2)
Эпиграфомк нашему уроку станут слова французского лексикографа, составителя универсального французского словаря Пьера Буаста:
Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах.
- Исходя из темы урока, сформулируйте для себя учебную цель:
(овладеть навыками сжатия текста).
- Сегодня на уроке мы будем с вами учиться применять приемы сжатия текста, и основной нашей целью является создание сжатого изложения на основе прослушанного текста.
ПЕРЕД ВАМИ ЛЕЖАТ ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ, В КОТОРЫЕ ВАМ НЕОБХОДИМО ВНЕСТИ ОТМЕТКИ, ОЦЕНИВ СВОЮ РАБОТУ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА ПО ПЯТИБАЛЬНОЙ ШКАЛЕ. В КОНЦЕ УРОКА ЛИСТОЧКИ ВЫ СДАЕТЕ.
4. Актуализация знаний.
Какое изложение написать сложнее, сжатое или подробное?
С какими сложностями при написании сжатого изложения вы сталкиваетесь?
( Трудно выделить микротемы, исключить второстепенное)
Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста.
Давайте повторим основные сведения о тексте: (слайд 3)
Повторение сведений о тексте
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.
Тема – то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Микротема – часть одной общей темы.
Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем.
Во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение понятиями, которые называются...(слайд 4)
Приемы сжатия текста
При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей, но основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц должны быть переданы без искажения. Краткий пересказ выявляет степень понимания текста. Поэтому овладение навыками сжатия текста, применение их во время ГИА – залог успешной сдачи экзамена.
5. Знакомство со способами и приемами сжатия текста.
- Выделяют три способа сжатия текста:
а) Исключение подробностей, деталей;
б) Обобщение конкретных, единичных явлений;
в) сочетание исключения и обобщения (упрощение).
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТОЛКОВЫМИ СЛОВАРЯМИ, УПОМИНАНИЕ О РАБОТЕ С ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ
РАБОТА В ГРУППАХ (ЧТЕНИЕ СТАТЕЙ С ОБЪЯСНЕНИЕМ)
РАБОТА В ПАРАХ (ПРИМЕНЕНИЕ СПОСОБОВ СЖАТИЯ ТЕКСТА)
1 группа
Работа со статьёй «Прием исключения подробностей при написании сжатого изложения».
Исключение – способ сжатия текста, где исключается второстепенная информация: подробности, детали, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т. п.. Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную.
К основным языковым приемам исключения относятся:
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких синонимов;
• исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений, поясняющих конструкций, синонимов в ряду однородных членов, целых предложений, частей сложного предложения.
Пример. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка- – то, что кладется под ухо; а вот слово “окно” не каждый свяжет со словом “око”, а ведь это родственные слова… = Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном (Исключение фрагмента предложения за счет удаления однотипных примеров).
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства –это неотъемлемая часть нашей личности. = Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.( Исключение повторов)
2 группа
Работа со статьёй «Приём упрощения при написании сжатого изложения».
Упрощение – это способ сжатия текста, при котором большие по объему предложения упрощаются до простых предложений путем сокращения второстепенной информации, повтора мысли. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. В основе этого способа лежит упрощения: сложные, развернутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определённой мысли, поэтому её можно упростить.
К основным языковым приемам упрощения относятся:
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчинённого предложения простым;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Пример. Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. = В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу. (Слияние нескольких предложений в одно.)
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. = Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. ( Замена сложного предложения простым)
3 группа
Работа со статьёй «Приём обобщения при написании сжатого изложения».
Обобщение – способ сжатия текста, при котором обобщается однородная информация. Другими словами, при обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.
К основным языковым приемам обобщения относятся:
- замена однородных членов обобщающим словом;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением.
Пример. На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы. (Замена однородных членов обобщающим словом).
Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
(Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает.)
Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями.
Собственно сжатие текста (имея в виду приёмы сжатия).
- Сверьте составленный алгоритм с опорной картой по работе над сжатым изложением.
- Что необходимо определить при первом прослушивании текста?
- На что мы обращаем внимание во время второго прослушивания текста?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
7. Работа с текстом
- Тема текста, над которым мы будем сегодня работать находит отражение в стихотворении известного русского поэта, чей портрет вы видите на экране (СЛАЙД 6).
«Матери» И.Бунин
Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!»
Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь… Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки… Не ты ли ангелом была?
- О ком идет речь?
- Кто автор этих строк?
- С каким произведением этого писателя мы с вами работали на прошлом уроке литературы?
Иван Бунин в стихотворении «Матери» вспоминает о своем детстве, как о самом счастливом периоде жизни, овеянном материнской любовью и заботой. Однако для Ивана Бунина мать – это возвышенное существо, приравненное к богам. И эту ассоциацию поэт сумел сохранить в своей душе на всю жизнь.
- Ребята, и в нашем тексте речь тоже пойдет о маме. Внимательно слушаем текст и выделяем тему, основную мысль, микротемы. Работаем по алгоритму в ваших опорных картах.
(СЛАЙД 7).
"Слово мама - особое слово"
Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.
Вопросы по тексту:
- Какова тема текста?
- Основная мысль?
- Тип текста? Как строятся тексты подобного типа? Что в них можно сократить?(Это рассуждение, в нем нельзя сокращать тезисы и аргументы, но можно опустить примеры).
- Стиль речи? Определите стиль этого текста. Почему вы так решили?
(Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества.)
- В чем же автор пытался нас убедить?
- Количество микротем?Чем характеризуется микротема? (Определенной мыслью)
- Итак, мы поработаем с каждой микротемой. Вам необходимо выбрать ключевые слова, а затем озаглавить микротему ( составить тезис). Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки.
Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.
- Ваши предложения, как можно озаглавить каждую микротему. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной.
- Объясните, какую информацию можно исключить из текста?
- Соотнесите микротемы и абзацы. Сжимая текст, мы помним, что должны прозвучать все микротемы и каждая микротема должна быть сжата. Постарайтесь использовать различные приемы сжатия.
Повторное прослушивание текста.
Целеустановка: при втором прослушивании уточните тезисы и заполните оставленные промежутки.
- Сдайте листы самооценки, на них в углу нарисуйте смайлик вашего настроения. На следующем уроке мы продолжим работу над созданием сжатого изложения и оформим работы в чистовом варианте.
- А этот большой смайлик я адресую вам. Он выражает мое настроение после плодотворной работы на уроке. Спасибо за урок!
Учимся писать сжатое изложение
ОПОРНАЯ КАРТА 1
Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности.
Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст. Для этого следует:
1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным.
2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте.
При сжатии:
повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности;
рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы;
описания – исключаются незначительные, несущественные детали.
Приемы сжатия текста:
Содержательный – изъятие из текста малозначащих частей, деталей, несущих второстепенную смысловую нагрузку (примеров, дополнений, ссылок, пояснений, развернутых доказательств, частных выводов и т.п.).
Языковые:
1. Из текста исключаются отдельные слова, словосочетания и предложения, не содержащие главную информацию.
2. Основная информация, выраженная несколькими предложениями, передается одним.
3. Развернутые сложные предложения трансформируются в простые.
4. Содержание подробного диалога передается 1 – 2 предложениями.
5. Прямая речь заменяется кратким вариантом косвенной.
6. Ряды однородных членов заменяются обобщающим словом.
ОПОРНАЯ КАРТА 2
Алгоритм работы над сжатым изложением
1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.
Тема – то, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания.
Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан.
2. Выделите микротемы.
Микротема– часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью.
Микротема может раскрываться в одном абзаце или в нескольких.