- Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами очередной урок-ПРАКТИКУМ по подготовке к ГИА, который носит исследовательский характер. А какой части экзамена будет посвящен наш сегодняшний урок, я вас попрошу определить самостоятельно, взглянув на слайд.
(слайд1)
- Какая связь между изображением на слайде и темой нашего урока?
- У нас сегодня урок развития речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. Это и будет темой нашего урока.
Запись числа, темы урока.
ОБУЧЕНИЕ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ.
3. Целеполагание. (слайд 2)
Эпиграфом к нашему уроку станут слова французского лексикографа, составителя универсального французского словаря Пьера Буаста:
Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах.
- Исходя из темы урока, сформулируйте для себя учебную цель:
(овладеть навыками сжатия текста).
- Сегодня на уроке мы будем с вами учиться применять приемы сжатия текста, и основной нашей целью является создание сжатого изложения на основе прослушанного текста.
ПЕРЕД ВАМИ ЛЕЖАТ ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ, В КОТОРЫЕ ВАМ НЕОБХОДИМО ВНЕСТИ ОТМЕТКИ, ОЦЕНИВ СВОЮ РАБОТУ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА ПО ПЯТИБАЛЬНОЙ ШКАЛЕ. В КОНЦЕ УРОКА ЛИСТОЧКИ ВЫ СДАЕТЕ.
4. Актуализация знаний.
Какое изложение написать сложнее, сжатое или подробное?
С какими сложностями при написании сжатого изложения вы сталкиваетесь?
( Трудно выделить микротемы, исключить второстепенное)
Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение сжатому изложению.(Конспект урока) »
Урок – практикум с элементами исследования
Обучение сжатому изложению
Эпиграф к уроку
Будьте кратки: верное средство заставить слушать себя – сказать много в немногих словах. Пьер Буаст
Повторение сведений о тексте
Текст – группа предложений, объединенных в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.
Тема – то, о чем говорится в тексте.
Основная мысль передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Микротема – часть одной общей темы.
Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем .
Приемы сжатия текста
А) Исключение подробностей, деталей;
Б) Обобщение конкретных, единичных явлений;
В) сочетание исключения и обобщения ( упрощение )
Алгоритм сжатия текста
Выделение микротем (составление плана).
Выделение ключевых слов и понятий.
Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями.
Собственно сжатие текста (имея в виду приёмы сжатия).
ОПОРНАЯ КАРТА 1
Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности.
Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст. Для этого следует:
1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным.
2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте.
Приемы сжатия текста :
Содержательный – изъятие из текста малозначащих частей, деталей, несущих второстепенную смысловую нагрузку (примеров, дополнений, ссылок, пояснений, развернутых доказательств, частных выводов и т.п.).
Языковые:
1. Из текста исключаются отдельные слова, словосочетания и предложения, не содержащие главную информацию.
2. Основная информация, выраженная несколькими предложениями, передается одним.
3. Развернутые сложные предложения трансформируются в простые.
4. Содержание подробного диалога передается 1 – 2 предложениями.
5. Прямая речь заменяется кратким вариантом косвенной.
6. Ряды однородных членов заменяются обобщающим словом.
ОПОРНАЯ КАРТА 2
Алгоритм работы над сжатым изложением:
1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.
Тема – то, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания.
Основная мысль– то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан.
2. Выделите микротемы.
Микротема– часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью.
Микротема может раскрываться в одном абзаце или в нескольких.