kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение сжатому изложению.(Конспект урока)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -практикум с элементами исследования

ОБУЧЕНИЕ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ.

1. Орг.момент.

2.Мотивация.

- Добрый день, ребята! Сегодня  у нас с вами очередной урок-ПРАКТИКУМ по подготовке к ГИА, который носит исследовательский характер. А какой части экзамена будет посвящен наш сегодняшний урок, я вас попрошу определить самостоятельно, взглянув на слайд.

(слайд1)

- Какая связь между изображением на слайде и темой нашего урока?

- У нас сегодня  урок  развития  речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание  сжатого изложения на основе прослушанного текста. Это и будет темой нашего урока.

Запись числа,  темы урока.

ОБУЧЕНИЕ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ.

3. Целеполагание.  (слайд 2)

      Эпиграфом к нашему уроку станут слова французского лексикографа, составителя универсального французского словаря Пьера Буаста:

        Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах.

- Исходя из темы урока, сформулируйте для себя учебную цель:

 (овладеть навыками сжатия текста).

-  Сегодня на уроке мы будем с вами учиться применять приемы сжатия текста, и основной нашей целью является создание сжатого изложения на основе прослушанного текста.

ПЕРЕД ВАМИ ЛЕЖАТ ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ, В КОТОРЫЕ ВАМ НЕОБХОДИМО  ВНЕСТИ  ОТМЕТКИ, ОЦЕНИВ СВОЮ РАБОТУ  НА  КАЖДОМ ЭТАПЕ  УРОКА ПО ПЯТИБАЛЬНОЙ ШКАЛЕ. В КОНЦЕ УРОКА ЛИСТОЧКИ  ВЫ СДАЕТЕ.

4. Актуализация знаний.

  • Какое изложение написать сложнее, сжатое или подробное?
  • С какими сложностями при написании сжатого изложения вы сталкиваетесь?
  •  ( Трудно выделить микротемы, исключить второстепенное)
  • Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение сжатому изложению.(Конспект урока) »

Урок – практикум с элементами исследования

Урок – практикум с элементами исследования

  • Обучение сжатому изложению
Эпиграф к уроку  Будьте кратки: верное средство заставить слушать себя – сказать много в немногих словах.   Пьер Буаст

Эпиграф к уроку

Будьте кратки: верное средство заставить слушать себя – сказать много в немногих словах. Пьер Буаст

Повторение сведений о тексте  Текст – группа предложений, объединенных в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи. Тема – то, о чем говорится в тексте. Основная мысль передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. Микротема – часть одной общей темы. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем .

Повторение сведений о тексте

Текст – группа предложений, объединенных в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.

Тема – то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Микротема – часть одной общей темы.

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем .

Приемы сжатия текста А) Исключение подробностей, деталей; Б) Обобщение конкретных, единичных явлений; В) сочетание исключения и обобщения ( упрощение )

Приемы сжатия текста

А) Исключение подробностей, деталей;

Б) Обобщение конкретных, единичных явлений;

В) сочетание исключения и обобщения ( упрощение )

Алгоритм сжатия текста

Алгоритм сжатия текста

  • Выделение микротем (составление плана).
  • Выделение ключевых слов и понятий.
  • Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями.
  • Собственно сжатие текста (имея в виду приёмы сжатия).
ОПОРНАЯ КАРТА 1

ОПОРНАЯ КАРТА 1

  • Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности.
  • Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст. Для этого следует:
  • 1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным.
  • 2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте.
  • Приемы сжатия текста :
  • Содержательный – изъятие из текста малозначащих частей, деталей, несущих второстепенную смысловую нагрузку (примеров, дополнений, ссылок, пояснений, развернутых доказательств, частных выводов и т.п.).
  • Языковые:
  • 1. Из текста исключаются отдельные слова, словосочетания и предложения, не содержащие главную информацию.
  • 2. Основная информация, выраженная несколькими предложениями, передается одним.
  • 3. Развернутые сложные предложения трансформируются в простые.
  • 4. Содержание подробного диалога передается 1 – 2 предложениями.
  • 5. Прямая речь заменяется кратким вариантом косвенной.
  • 6. Ряды однородных членов заменяются обобщающим словом.
ОПОРНАЯ КАРТА 2

ОПОРНАЯ КАРТА 2

  • Алгоритм работы над сжатым изложением:
  • 1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.
  • Темато, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания.
  • Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан.
  • 2. Выделите микротемы.
  • Микротема – часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью.
  • Микротема может раскрываться в одном абзаце или в нескольких.
  • Абзац – компонент текста, обладающий относительной самостоятельностью, законченностью, смысловой и грамматической связностью.
  • 3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной.
  • 4. Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки.
  • Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.
  • 5. При втором чтении уточните тезисы и заполните оставленные промежутки.
  • 6. Запишите сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания.
  • 7. Объедините микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами.
«Матери» И.Бунин Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!» Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К её плечу меня клонит. Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь… Я помню, помню голос твой! Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от теней лампадки… Не ты ли ангелом была?

«Матери» И.Бунин

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня

И полушепотом бранит,

А сладкий сон, глаза туманя,

К её плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь…

Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от теней лампадки…

Не ты ли ангелом была?

Сжатое изложение «Слово «мама» - особое слово».

Сжатое изложение «Слово «мама» - особое слово».

Рефлексия

Рефлексия

  • Какую цель поставили? Достигли или нет?
  • Что на уроке вы отработали?
  • Над чем предстоит ещё работать?
  • Я сегодня узнал(а)…
  • Я сегодня научился(ась)…
  • Мне сегодня на уроке было…
  • Самым интересным на уроке для меня было…
  • Самым сложным на уроке было…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Обучение сжатому изложению.(Конспект урока)

Автор: Федяева Людмила Ивановна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства