Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе
Цель урока:
создать условия для отработки умения сжимать текст с помощью разных приемов компрессии
Задачи:
- Повторить теоретические сведения по теме
- Применить теорию на практике
- Проанализировать результат работы
Ход урока
- Тему нашего урока вы определите, узнав ключевое слово:
- В нем приставка, написание которой определяется правилом: «На конце приставки пишется «З», так как за приставкой идет звонкий согласный».
- Корень в слове чередующийся, связанный, то есть не существуют слова с этим корнем без суффиксов или приставок и слово «ложить» показывает грамматическую ошибку, иллюстрирующую данное правило.
- Суффикс такой же, как в словах «строение», «удивление», «округление».
- Данное слово – сущ. особой группы на –ие.
(учащиеся определяют слово «изложение»)
- Слово «изложение» в этом учебном году чаще мы употребляем в сочетании «сжатое изложение». Каковы же задачи урока?
(учащиеся говорят о необходимости повторить теорию, потренироваться на конкретном тексте, сравнить свои результаты с образцом)
- Исходя из задач, распределяем работу по группам (Приложение):
- 1 гр. – вспомнит способы сжатия текста и расскажет о них
- 2 гр. и 3 гр. – составят план и модель текста
- 4 гр.– вспомнит способы цитирования и расскажет о них
- «Разминка для ума» перед началом работы в группах
Для 1 группы
- Слова «презирать» и «призирать» записаны на доске с пропусками, вставить буквы и синонимами объяснить значения слов
(презирать – не уважать кого-либо, призирать – заботиться о ком-либо)
Для 2 группы
- На доске записано слово «пр…вратно». нужно вставить пропущенную букву и объяснить значение слова
Для 3 группы
- В слове «ур…зумели» вставить букву и объяснить значение слова
Для 4 группы
- Записаны омонимы «язык»1 «язык»2 и «язык»3. Объяснить значение, составить со словами словосочетания или предложения.
(Данные в разминке слова взяты из текста, с которым учащиеся будут работать).
- Чтение текста учителем. Учащиеся имеют распечатанные тексты на столах. (Приложение)
- Работа в группах (7-10 минут). Предъявление результатов (схемы цитат, планы и модель на доске). Можно сравнить полученные результаты с ключом (Приложение).
- Подведение итогов и дом. задание (написать сжатое изложение). Если есть возможность, написать сжатое изложение на втором уроке.
- Тест (Приложение)
Приложение
Задание для 1 группы
Какие способы сжатия текста вы знаете? Дайте определение каждого. Используйте разные способы для сжатия в данных ниже примерах.
- Можно привести множество примеров, когда смысл слова оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»
- У нас есть разговор мужика, разговор купца, разговор ученого, разговор военного, разговор степного помещика, но нет общего разговорного языка.
- Наш язык болеет. Об этом с тревогой пишут сегодня журналисты. Об этом рассуждают ученые и педагоги. Об этом размышляют социологи.
Ключ. Проверьте себя.
- Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном.
- У нас нет общего разговорного языка, а есть язык каждого отдельного сословия.
- О том, что наш язык болеет, с тревогой пишут сегодня все.
Задание для 2 и 3 групп
Составьте план текста и модель текста. Чем они могут отличаться?
Ключ. Проверьте себя.
Модель текста «Новый Вавилон»
1 часть
- Нет общего языка, есть языки каждого сословия.
- По-разному понимаются одинаковые слова.
2 часть
- Примеры языкового непонимания у Чехова. Взять один пример.
3 часть
- От чего зависит полное непонимание?
- Причина – замкнутость жизни каждого сословия.
Задание для 4 группы
Поработайте с цитатой из первого предложения текста:
- Запишите ее в виде предложения с косвенной речью
- Запишите ее в виде предложения с вводной конструкцией.
- Запишите ее в виде предложения с прямой речью, в котором слова автора стоят в середине прямой речи.
Ключ. Проверьте себя.
1.Критик Н.И. Надеждин писал о том, что у нас нет общего разговорного языка, в силу чего одинаковые слова понимаются людьми разных сословий по-разному.
2.По словам критика Н.И. Надеждина, в русском обществе 19 века не было общего разговорного языка, что затрудняло общение людей разных сословий.
3.«У нас нет языка разговорного общего, - написал в 1836 году критик И.Н. Надеждин. – Одно и то же слово имеет совершенно разные… смыслы…»
Тест
- Какое средство выразительности речи обыграно в предложениях 7-13? Выпишите его и дайте название.
(фразеологизм «платить той же монетой»)
- Укажите количество грамматических основ в 15 предложении. Выпишите их.
(3, крестьяне поняли, барин хочет призреть, приютить, принять под опеку, глаголы звучат)
- Среди предложений 7 – 12 укажите номер предложения, в котором есть обращение. Выпишите его.
(9, братцы)
- Среди предложений 3 – 12 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 6 – 11 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Текст «Новый Вавилон»
( из книги «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010/ФИПИ. М.,»Интеллект-Центр», 2010»
В 1836 г. русский критик Н.И. Надеждин писал: «У нас нет языка разговорного общего: у нас есть разговор мужика, разговор купца, разговор ученого, разговор военного, разговор степного помещика…(2) Одно и то же слово имеет совершенно разные, часто противоположные смыслы в этом вавилонском смешении разговоров…»
(3)Перед нами рассказ А.П. Чехова «Новая дача». (4)Герои его – образованный барин, инженер Кучеров с женой и деревенские мужики. (5)Живя бок о бок, на общей земле, они не понимают не только действий друг друга, но и – языка. (6)То, что говорит Кучеров мужикам, понимается ими превратно, а иногда в противоположном смысле.
(7)Инженер спрашивает крестьян, зачем они пучкают скотину в его огород и сад, рубят деревья в лесу, перекопали дорогу. (8)Он говорит: «Вы же за добро платите нам злом. (9)Вы несправедливы, братцы. (10) Подумайте об этом. (11) Убедительно прошу вас, подумайте. (12) Мы относимся к вам по-человечески, платите и вы нам тою же монетою».
(13) Из всей его речи мужики уразумели только то, что они должны платить барину монетой.
(14) В другой раз, встретив крестьян, Кучеров, возмущенный бессмысленностью их поступков по отношению к нему и его семье, говорит, что скоро начнет презирать мужиков. (15) Но крестьяне поняли, что барин хочет их призреть, то есть приютить, принять их под свою опеку, ведь глаголы презирать и призирать звучат одинаково.
(16) Как видим - полное непонимание. (17) Случайность? (18) Слишком забитые мужики или чересчур сложно выражающийся барин? (19) Ни то, ни другое. (20) Эта ситуация - красноречивое отражение разобщённости социальных слоёв во всём, что касалось материальной и духовной жизни. (21) Замкнутость существования каждого из них порождали и специфические черты в их языке, определяли разное понимание одних и тех же слов.
(По Л. П. Крысину) (257 слов)
Сжатое изложение текста «Новый Вавилон»
В 1836 году русский критик Н.И. Надеждин писал о том, что у нас нет общего разговорного языка, а есть языки разных сословий, в силу чего нарушается понимание между людьми.
О таком непонимании образованного барина и мужиков идет речь в рассказе А.П. Чехова «Новая дача». Например, когда хозяин поместья, возмущенный варварским отношением крестьян к земле, дорогам, лесу, говорит им, что станет их презирать, они радуются тому, что барин о них позаботится. Для них глаголы «презирать» - не уважать - и «призирать» - заботиться - звучат одинаково и понимаются однозначно.
Полное непонимание между героями рассказа – отражение разобщенности социальных слоев в жизни. Следствием этого явилось и языковое непонимание.
100 слов