kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе

Цель урока:

создать условия для отработки умения сжимать текст с помощью разных приемов компрессии

Задачи:

  • Повторить теоретические сведения по теме
  • Применить теорию на практике
  • Проанализировать результат работы

Ход урока

  1. Тему нашего урока вы определите, узнав ключевое слово:
  • В нем приставка, написание которой определяется правилом: «На конце приставки пишется «З», так как за приставкой идет звонкий согласный».
  • Корень в слове чередующийся, связанный, то есть не существуют слова с этим корнем без суффиксов или приставок и слово «ложить» показывает грамматическую ошибку, иллюстрирующую данное правило.
  • Суффикс такой же, как в словах «строение», «удивление», «округление».
  • Данное слово – сущ. особой группы на –ие.

(учащиеся определяют слово «изложение»)

  1. Слово «изложение» в этом учебном году чаще мы употребляем в сочетании «сжатое изложение». Каковы же задачи урока?

(учащиеся говорят о необходимости повторить теорию, потренироваться на конкретном тексте, сравнить  свои результаты с образцом)

  1. Исходя из задач,  распределяем работу по группам (Приложение):
  • 1 гр. – вспомнит способы сжатия текста и расскажет о них
  • 2 гр. и 3 гр. – составят план и модель текста
  • 4 гр.–  вспомнит способы цитирования и расскажет о них
  •  «Разминка для ума» перед началом работы в группах

Для 1 группы

  • Слова «презирать» и «призирать»  записаны на доске с пропусками, вставить буквы и синонимами объяснить значения слов

(презирать – не уважать кого-либо, призирать – заботиться о ком-либо)

Для 2 группы

  • На доске записано слово «пр…вратно». нужно вставить пропущенную букву и объяснить значение слова

Для 3 группы

  • В слове «ур…зумели» вставить букву и объяснить значение слова

Для 4 группы

  • Записаны омонимы «язык»1 «язык»2 и «язык»3. Объяснить значение, составить со словами словосочетания или предложения.

(Данные в разминке слова взяты из текста, с которым учащиеся будут работать).

  1. Чтение текста учителем.  Учащиеся имеют распечатанные тексты на столах. (Приложение)
  2.  Работа в группах (7-10 минут). Предъявление результатов (схемы цитат,  планы и модель на доске). Можно сравнить полученные результаты с ключом (Приложение).
  3. Подведение итогов и дом. задание (написать сжатое изложение). Если есть возможность, написать сжатое изложение на втором уроке.
  4. Тест (Приложение)

Приложение

Задание для 1 группы

Какие способы сжатия текста вы знаете? Дайте определение каждого. Используйте разные способы для сжатия в  данных ниже примерах.

  1. Можно привести множество примеров, когда смысл слова оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»
  2. У нас есть разговор мужика, разговор купца, разговор ученого, разговор военного, разговор степного помещика, но нет общего разговорного языка.
  3. Наш язык болеет. Об этом с тревогой пишут сегодня журналисты. Об этом рассуждают ученые и педагоги. Об этом размышляют социологи.

Ключ. Проверьте себя.

  1. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном.
  2. У нас нет общего разговорного языка, а есть язык каждого отдельного сословия.
  3. О том, что наш язык болеет, с тревогой пишут сегодня все.

Задание для 2 и 3 групп

 Составьте план текста и модель текста. Чем они могут отличаться?

Ключ. Проверьте себя.

Модель текста «Новый Вавилон»

1 часть

  1. Нет общего языка, есть языки каждого сословия.
  2. По-разному понимаются одинаковые слова.

2 часть

  1. Примеры языкового непонимания у Чехова. Взять один пример.

3 часть

  1. От чего зависит полное непонимание?
  2. Причина – замкнутость жизни каждого сословия.

Задание для 4 группы

Поработайте с цитатой из первого предложения текста:

  1. Запишите ее в виде предложения с косвенной речью
  2. Запишите ее в виде предложения с вводной конструкцией.
  3. Запишите ее в виде предложения с прямой речью, в котором слова автора стоят в середине прямой речи.

Ключ. Проверьте себя.

1.Критик Н.И. Надеждин писал о том, что у нас нет общего разговорного языка, в силу чего одинаковые слова понимаются людьми разных сословий по-разному.

2.По словам критика Н.И. Надеждина, в русском обществе 19 века не было общего разговорного языка, что затрудняло общение людей разных сословий.

3.«У нас нет языка разговорного общего, - написал в 1836 году критик И.Н. Надеждин. – Одно и то же слово имеет совершенно разные… смыслы…»

Тест

  1. Какое средство выразительности речи обыграно в предложениях  7-13? Выпишите его и дайте название.

(фразеологизм «платить той же монетой»)

  1. Укажите количество грамматических основ в 15 предложении. Выпишите их.

(3, крестьяне поняли, барин хочет призреть, приютить, принять под опеку, глаголы звучат)

  1. Среди предложений 7 – 12 укажите номер предложения, в котором есть обращение. Выпишите его.

(9, братцы)

  1. Среди предложений 3 – 12 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
  2.  
  3. Среди предложений 6 – 11 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
  4.  

Текст «Новый Вавилон»

( из книги «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010/ФИПИ. М.,»Интеллект-Центр», 2010»

В 1836 г. русский критик Н.И. Надеждин писал: «У нас нет языка разговорного общего: у нас есть разговор мужика, разговор купца, разговор ученого, разговор военного, разговор степного помещика…(2) Одно и то же слово имеет совершенно разные, часто противоположные смыслы в этом вавилонском смешении разговоров…»

(3)Перед нами рассказ А.П. Чехова «Новая дача». (4)Герои его – образованный барин, инженер Кучеров с женой и деревенские мужики. (5)Живя бок о бок, на общей земле, они не понимают не только действий друг друга, но и – языка. (6)То, что говорит Кучеров мужикам, понимается ими превратно, а иногда в противоположном смысле.

                (7)Инженер спрашивает крестьян, зачем они пучкают скотину в его огород и сад, рубят деревья в лесу, перекопали дорогу. (8)Он говорит: «Вы же за добро платите нам злом. (9)Вы несправедливы, братцы. (10) Подумайте об этом. (11) Убедительно прошу вас, подумайте. (12) Мы относимся к вам по-человечески, платите и вы нам тою же монетою».

                (13) Из всей его речи мужики уразумели только то, что они должны платить барину монетой.

                (14) В другой раз, встретив крестьян, Кучеров, возмущенный бессмысленностью их поступков по отношению к нему и его семье, говорит, что скоро начнет презирать мужиков. (15) Но крестьяне поняли, что барин хочет их призреть, то есть приютить, принять их под свою опеку, ведь глаголы презирать и призирать звучат одинаково.

                (16) Как видим - полное непонимание. (17)  Случайность? (18) Слишком забитые мужики или чересчур сложно выражающийся барин? (19)  Ни то, ни другое. (20) Эта ситуация - красноречивое отражение разобщённости социальных слоёв во всём, что касалось материальной и духовной жизни. (21) Замкнутость существования каждого из них порождали и специфические черты в их языке, определяли разное понимание одних и тех же слов.

(По Л. П. Крысину) (257 слов)

Сжатое изложение  текста «Новый Вавилон»

В 1836 году русский критик Н.И. Надеждин писал о том, что у нас нет общего разговорного языка, а есть языки разных сословий, в силу чего нарушается понимание  между людьми.

            О таком непонимании образованного барина и мужиков идет речь в рассказе    А.П. Чехова «Новая дача». Например, когда хозяин поместья, возмущенный варварским отношением крестьян к земле, дорогам, лесу, говорит им, что станет их презирать, они радуются тому, что барин о них позаботится.  Для них глаголы «презирать» - не уважать -  и «призирать» - заботиться -  звучат одинаково и понимаются однозначно.

            Полное непонимание между героями рассказа – отражение разобщенности социальных слоев в жизни. Следствием этого явилось и языковое непонимание.

100  слов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе»

Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе

Цель урока:

создать условия для отработки умения сжимать текст с помощью разных приемов компрессии

Задачи:

  • Повторить теоретические сведения по теме

  • Применить теорию на практике

  • Проанализировать результат работы

Ход урока

  1. Тему нашего урока вы определите, узнав ключевое слово:

  • В нем приставка, написание которой определяется правилом: «На конце приставки пишется «З», так как за приставкой идет звонкий согласный».

  • Корень в слове чередующийся, связанный, то есть не существуют слова с этим корнем без суффиксов или приставок и слово «ложить» показывает грамматическую ошибку, иллюстрирующую данное правило.

  • Суффикс такой же, как в словах «строение», «удивление», «округление».

  • Данное слово – сущ. особой группы на –ие.

(учащиеся определяют слово «изложение»)

  1. Слово «изложение» в этом учебном году чаще мы употребляем в сочетании «сжатое изложение». Каковы же задачи урока?

(учащиеся говорят о необходимости повторить теорию, потренироваться на конкретном тексте, сравнить свои результаты с образцом)

  1. Исходя из задач, распределяем работу по группам (Приложение):

  • 1 гр. – вспомнит способы сжатия текста и расскажет о них

  • 2 гр. и 3 гр. – составят план и модель текста

  • 4 гр.– вспомнит способы цитирования и расскажет о них

  1. «Разминка для ума» перед началом работы в группах

Для 1 группы

  • Слова «презирать» и «призирать» записаны на доске с пропусками, вставить буквы и синонимами объяснить значения слов

(презирать – не уважать кого-либо, призирать – заботиться о ком-либо)

Для 2 группы

  • На доске записано слово «пр…вратно». нужно вставить пропущенную букву и объяснить значение слова

Для 3 группы

  • В слове «ур…зумели» вставить букву и объяснить значение слова

Для 4 группы

  • Записаны омонимы «язык»1 «язык»2 и «язык»3. Объяснить значение, составить со словами словосочетания или предложения.

(Данные в разминке слова взяты из текста, с которым учащиеся будут работать).

  1. Чтение текста учителем. Учащиеся имеют распечатанные тексты на столах. (Приложение)

  2. Работа в группах (7-10 минут). Предъявление результатов (схемы цитат, планы и модель на доске). Можно сравнить полученные результаты с ключом (Приложение).

  3. Подведение итогов и дом. задание (написать сжатое изложение). Если есть возможность, написать сжатое изложение на втором уроке.

  4. Тест (Приложение)



Приложение

Задание для 1 группы

Какие способы сжатия текста вы знаете? Дайте определение каждого. Используйте разные способы для сжатия в данных ниже примерах.

  1. Можно привести множество примеров, когда смысл слова оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»



  1. У нас есть разговор мужика, разговор купца, разговор ученого, разговор военного, разговор степного помещика, но нет общего разговорного языка.





  1. Наш язык болеет. Об этом с тревогой пишут сегодня журналисты. Об этом рассуждают ученые и педагоги. Об этом размышляют социологи.



Ключ. Проверьте себя.

  1. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном.

(исключение)

  1. У нас нет общего разговорного языка, а есть язык каждого отдельного сословия.

(замена)

  1. О том, что наш язык болеет, с тревогой пишут сегодня все.

(объединение или слияние)

Задание для 2 и 3 групп

Составьте план текста и модель текста. Чем они могут отличаться?



Ключ. Проверьте себя.

Модель текста «Новый Вавилон»

1 часть

  1. Нет общего языка, есть языки каждого сословия.

  2. По-разному понимаются одинаковые слова.

2 часть

  1. Примеры языкового непонимания у Чехова. Взять один пример.

3 часть

  1. От чего зависит полное непонимание?

  2. Причина – замкнутость жизни каждого сословия.

Задание для 4 группы

Поработайте с цитатой из первого предложения текста:

  1. Запишите ее в виде предложения с косвенной речью



  1. Запишите ее в виде предложения с вводной конструкцией.



  1. Запишите ее в виде предложения с прямой речью, в котором слова автора стоят в середине прямой речи.

Ключ. Проверьте себя.

  1. Критик Н.И. Надеждин писал о том, что у нас нет общего разговорного языка, в силу чего одинаковые слова понимаются людьми разных сословий по-разному.

  2. По словам критика Н.И. Надеждина, в русском обществе 19 века не было общего разговорного языка, что затрудняло общение людей разных сословий.

  3. «У нас нет языка разговорного общего, - написал в 1836 году критик И.Н. Надеждин. – Одно и то же слово имеет совершенно разные… смыслы…»

Тест

  1. Какое средство выразительности речи обыграно в предложениях 7-13? Выпишите его и дайте название.

(фразеологизм «платить той же монетой»)

  1. Укажите количество грамматических основ в 15 предложении. Выпишите их.

(3, крестьяне поняли, барин хочет призреть, приютить, принять под опеку, глаголы звучат)

  1. Среди предложений 7 – 12 укажите номер предложения, в котором есть обращение. Выпишите его.

(9, братцы)

  1. Среди предложений 3 – 12 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

(5)

  1. Среди предложений 6 – 11 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

(11)

Текст «Новый Вавилон»

( из книги «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010/ФИПИ. М.,»Интеллект-Центр», 2010»

В 1836 г. русский критик Н.И. Надеждин писал: «У нас нет языка разговорного общего: у нас есть разговор мужика, разговор купца, разговор ученого, разговор военного, разговор степного помещика…(2) Одно и то же слово имеет совершенно разные, часто противоположные смыслы в этом вавилонском смешении разговоров…»

(3)Перед нами рассказ А.П. Чехова «Новая дача». (4)Герои его – образованный барин, инженер Кучеров с женой и деревенские мужики. (5)Живя бок о бок, на общей земле, они не понимают не только действий друг друга, но и – языка. (6)То, что говорит Кучеров мужикам, понимается ими превратно, а иногда в противоположном смысле.

(7)Инженер спрашивает крестьян, зачем они пучкают скотину в его огород и сад, рубят деревья в лесу, перекопали дорогу. (8)Он говорит: «Вы же за добро платите нам злом. (9)Вы несправедливы, братцы. (10) Подумайте об этом. (11) Убедительно прошу вас, подумайте. (12) Мы относимся к вам по-человечески, платите и вы нам тою же монетою».

(13) Из всей его речи мужики уразумели только то, что они должны платить барину монетой.

(14) В другой раз, встретив крестьян, Кучеров, возмущенный бессмысленностью их поступков по отношению к нему и его семье, говорит, что скоро начнет презирать мужиков. (15) Но крестьяне поняли, что барин хочет их призреть, то есть приютить, принять их под свою опеку, ведь глаголы презирать и призирать звучат одинаково.

(16) Как видим - полное непонимание. (17) Случайность? (18) Слишком забитые мужики или чересчур сложно выражающийся барин? (19) Ни то, ни другое. (20) Эта ситуация - красноречивое отражение разобщённости социальных слоёв во всём, что касалось материальной и духовной жизни. (21) Замкнутость существования каждого из них порождали и специфические черты в их языке, определяли разное понимание одних и тех же слов.

(По Л. П. Крысину) (257 слов)

Сжатое изложение текста «Новый Вавилон»

В 1836 году русский критик Н.И. Надеждин писал о том, что у нас нет общего разговорного языка, а есть языки разных сословий, в силу чего нарушается понимание между людьми.

О таком непонимании образованного барина и мужиков идет речь в рассказе А.П. Чехова «Новая дача». Например, когда хозяин поместья, возмущенный варварским отношением крестьян к земле, дорогам, лесу, говорит им, что станет их презирать, они радуются тому, что барин о них позаботится. Для них глаголы «презирать» - не уважать - и «призирать» - заботиться - звучат одинаково и понимаются однозначно.

Полное непонимание между героями рассказа – отражение разобщенности социальных слоев в жизни. Следствием этого явилось и языковое непонимание.

100 слов




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе

Автор: Красковская Ирина Александровна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273901


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства