Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению - рассуждению на тему.»
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Нужно ли заниматься спортом?»
Цели:
- познакомить учащихся с особенностями рассуждения;
-подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему;
-воспитывать культуру ведения спора.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи - рассуждение.
II. Постановка целей и задач.
Сегодня на уроке мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить. А венцом нашего урока должно стать созданное вами рассуждение. Недавно я была свидетельницей такого разговора.
III. Работа по теме урока
1. Чтение диалога
-Саша, пойдём играть в футбол.
-Да ну! Я лучше за компьютером посижу.
-А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора. Наверное, матч будет интересным.
- Да ну, все эти спортивные игры – пустая трата времени.
- Ну, как хочешь.
Сколько точек зрения присутствует в диалоге? Какова его тема?
Можем ли мы эту тему назвать спорной?
Прежде всего давайте обратимся к таким словам, как спор, дискуссия.
2. Работа со словарём.
Спор – словесное состязание, обсуждение чего-н., в котором каждый отстаивает своё мнение. Дискуссия – спор, обсуждение какого-н. вопроса на собрании, в печати, в беседе.
Как мы называем такие слова?
В нашем лексиконе появились новые слова. Составьте с ними словосочетания.(Горячий спор, оживлённый спор, жаркий спор, актуальная дискуссия, оживлённая дискуссия.)
3. Построение рассуждения.
Как вы думаете, письменной или устной речи свойственны спор и дискуссия?
А вот рассуждать можно и письменно и устно. Но надо делать это правильно.
На доске схема рассуждения.
1.Тезис.
2.Доказательства (аргументы).
3.Вывод.
Обратимся к рабочим материалам. Я читаю текст письма Володи из газеты «Диагональ», а вы, слушая, определите тип речи, тему, основную мысль.
Письмо Володи
Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.
Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно. Он поможет стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.
Спорт – это не только очки, рекорды, секундомеры, победы и поражения. Спорт – это развлечение, равного которому нет.
Я думаю, что без спорта нельзя.
Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей. А если бы их не было, то и жизнь была бы скучной.
Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать сильным, здоровым, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.
Поработаем с композицией этого рассуждения.
- Прочитайте вслух
1)тезис, который выдвигает автор текста;
2)доказательства, приводимые в тексте.
- Какой вывод делает автор?
Итак, это рассуждение, построенное по полной схеме.
4. Лексико-орфографическая работа.
Какие виды спорта известны вам?
Кто назовёт больше всех?
Волейбол, футбол, баскетбол, гимнастика, фигурное катание, хоккей, плавание, спортивная ходьба, синхронное плавание… - А чем любите заниматься вы?
Расскажите о своём любимом виде спорта. (Учащиеся рассказывают о любимых видах спорта.)
5. Подбор аргументов.
-Одним из важных элементов рассуждения являются доказательства, или аргументы. По мнению Володи, спортом нужно заниматься потому, что он доставляет удовольствие.
Как ещё можно доказать, что спорт необходим?
Выслушайте сообщения одноклассников и подумайте, какие аргументы в пользу спорта они вам подскажут.
1.В нашей школе всего 960 учащихся. Из них полностью здоровы 149 человек. Имеют ограничения по здоровью 593 человека. Имеют хронические заболевания 276 человек. Инвалиды – 31 человек. (Спорт помогает укрепить здоровье; те, кто не занимается спортом, чаще болеют.)
2.Двадцать семь веков назад во все концы Эллады летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпии. Мудрый историк Эллады Тимей ввёл новое летоисчисление – олимпийское. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. И он обязан был повторяться через каждые 1417 дней. Такое количество дней составляло «олимпиаду» - греческий «олимпийский» год. На территории Эллады объявлялся «священный мир»: всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались за право называться самым сильным, ловким и быстрым среди эллинов. Участниками Олимпийских игр были известные нам историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ. А математик Пифагор стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою.
Прошло время. В канун нового тысячелетия выдающийся французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный международный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблема из пяти переплетённых колец голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов. Переплетение колец символизирует пять объединённых в олимпийском движении континентов. На возрождённых Олимпийских играх зажигают огонь, принесённый с земли Древней Греции, а флаг был поднят в 1914 году в связи с празднованием 20-летия Олимпийских игр 20 века.
(Спорт помогает объединению людей, укрепляет мир и дружбу между народами.)
- Итак, спорт укрепляет здоровье, помогает стать сильным, ловким; спорт – это хороший досуг, развлечение; он укрепляет мир и дружбу между народами. Это и будут основные доказательства (аргументы) нашего сочинения. Вместе составим план сочинения и запишем его в тетради.
6. Речевое оформление рассуждения.
- У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. На экране: Средства связи частей рассуждения
1.Тезис. Докажем это.
Это можно доказать так…
Почему. И вот почему.
Это объясняется следующим.
Доказательство. 1.Во-первых, … Например, …
2.Во-вторых, …К примеру, …
3.В-третьих, … Допустим: …
Вывод. Итак, …
Обобщим всё сказанное.
Таким образом, …
Следовательно, …
-Эти конструкции есть в рабочих материалах, и вы должны их использовать при написании рассуждения на заданную тему.
7. Работа по предупреждению орфографических, пунктуационных, речевых ошибок (по рабочим материалам, которые есть на каждой парте).
-Я часто задумываюсь о полезности занятий спортом. Спортом заниматься полезно. Полезно плавать, бегать на лыжах.
-Хорошо пробежаться зимой по лесу. После лыжной прогулки чувствуешь особенный наплыв сил.
- Удивляюсь ребятам, которые могут целый день смотреть телик
- Спорт помогает стать сильным, добрым, жизнерадостным, умным.
8. Анализ сочинения. - Внимательно прочитайте сочинение ученицы. Какие достоинства и недостатки вы в нём видите?
Спорт – это здорово
Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор, как я стала им заниматься, я перестала болеть гриппом и ангиной. Теперь мне никакая простуда не страшна. Во-первых, плавать очень приятно. Вода сразу освежает, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде, чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается. Кроме того, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим. (В сочинении есть тезис и три аргумента, но почему-то второй аргумент вводится словом во-первых. Вывода нет, но, может быть, в таком коротком сочинении его писать не обязательно).
- Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый успешно написал сочинение- рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».
Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение о спорте