kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению - рассуждению на тему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 6 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению - рассуждению на тему.»

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Нужно ли заниматься спортом?»

Цели:

- познакомить учащихся с особенностями рассуждения;

-подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему;

-воспитывать культуру ведения спора.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи - рассуждение.

II. Постановка целей и задач.

Сегодня на уроке мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить. А венцом нашего урока должно стать созданное вами рассуждение. Недавно я была свидетельницей такого разговора.

III. Работа по теме урока

1. Чтение диалога

-Саша, пойдём играть в футбол.

-Да ну! Я лучше за компьютером посижу.

-А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора. Наверное, матч будет интересным.

- Да ну, все эти спортивные игры – пустая трата времени.

- Ну, как хочешь.

Сколько точек зрения присутствует в диалоге? Какова его тема?

Можем ли мы эту тему назвать спорной?

Прежде всего давайте обратимся к таким словам, как спор, дискуссия.

2. Работа со словарём.

Спор – словесное состязание, обсуждение чего-н., в котором каждый отстаивает своё мнение. Дискуссия – спор, обсуждение какого-н. вопроса на собрании, в печати, в беседе.

Как мы называем такие слова?

В нашем лексиконе появились новые слова. Составьте с ними словосочетания.(Горячий спор, оживлённый спор, жаркий спор, актуальная дискуссия, оживлённая дискуссия.)

3. Построение рассуждения.

Как вы думаете, письменной или устной речи свойственны спор и дискуссия?

А вот рассуждать можно и письменно и устно. Но надо делать это правильно.

На доске схема рассуждения.

1.Тезис.

2.Доказательства (аргументы).

3.Вывод.

Обратимся к рабочим материалам. Я читаю текст письма Володи из газеты «Диагональ», а вы, слушая, определите тип речи, тему, основную мысль.

Письмо Володи

Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.

Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно. Он поможет стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.

Спорт – это не только очки, рекорды, секундомеры, победы и поражения. Спорт – это развлечение, равного которому нет.

Я думаю, что без спорта нельзя.

Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей. А если бы их не было, то и жизнь была бы скучной.

Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать сильным, здоровым, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.

Поработаем с композицией этого рассуждения.

- Прочитайте вслух

1)тезис, который выдвигает автор текста;

2)доказательства, приводимые в тексте.

- Какой вывод делает автор?

Итак, это рассуждение, построенное по полной схеме.

4. Лексико-орфографическая работа.

Какие виды спорта известны вам?

Кто назовёт больше всех?

Волейбол, футбол, баскетбол, гимнастика, фигурное катание, хоккей, плавание, спортивная ходьба, синхронное плавание… - А чем любите заниматься вы?

Расскажите о своём любимом виде спорта. (Учащиеся рассказывают о любимых видах спорта.)

5. Подбор аргументов.

-Одним из важных элементов рассуждения являются доказательства, или аргументы. По мнению Володи, спортом нужно заниматься потому, что он доставляет удовольствие.

Как ещё можно доказать, что спорт необходим?

Выслушайте сообщения одноклассников и подумайте, какие аргументы в пользу спорта они вам подскажут.

1.В нашей школе всего 960 учащихся. Из них полностью здоровы 149 человек. Имеют ограничения по здоровью 593 человека. Имеют хронические заболевания 276 человек. Инвалиды – 31 человек. (Спорт помогает укрепить здоровье; те, кто не занимается спортом, чаще болеют.)

2.Двадцать семь веков назад во все концы Эллады летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпии. Мудрый историк Эллады Тимей ввёл новое летоисчисление – олимпийское. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. И он обязан был повторяться через каждые 1417 дней. Такое количество дней составляло «олимпиаду» - греческий «олимпийский» год. На территории Эллады объявлялся «священный мир»: всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались за право называться самым сильным, ловким и быстрым среди эллинов. Участниками Олимпийских игр были известные нам историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ. А математик Пифагор стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою.

Прошло время. В канун нового тысячелетия выдающийся французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный международный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблема из пяти переплетённых колец голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов. Переплетение колец символизирует пять объединённых в олимпийском движении континентов. На возрождённых Олимпийских играх зажигают огонь, принесённый с земли Древней Греции, а флаг был поднят в 1914 году в связи с празднованием 20-летия Олимпийских игр 20 века.

(Спорт помогает объединению людей, укрепляет мир и дружбу между народами.)

- Итак, спорт укрепляет здоровье, помогает стать сильным, ловким; спорт – это хороший досуг, развлечение; он укрепляет мир и дружбу между народами. Это и будут основные доказательства (аргументы) нашего сочинения. Вместе составим план сочинения и запишем его в тетради.

6. Речевое оформление рассуждения.

- У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. На экране: Средства связи частей рассуждения

1.Тезис. Докажем это.

Это можно доказать так…

Почему. И вот почему.

Это объясняется следующим.

Доказательство. 1.Во-первых, … Например, …

2.Во-вторых, …К примеру, …

3.В-третьих, … Допустим: …

Вывод. Итак, …

Обобщим всё сказанное.

Таким образом, …

Следовательно, …

-Эти конструкции есть в рабочих материалах, и вы должны их использовать при написании рассуждения на заданную тему.

7. Работа по предупреждению орфографических, пунктуационных, речевых ошибок (по рабочим материалам, которые есть на каждой парте).

1.Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы.

Составьте словосочетания. Зан..маться (чем?) спортом. Уча..твовать (в чём?) … Сор..внования (какие?)… Трен..роваться (где?)… Доб..ваться победы (как?) … Уст..навливать (что?) … Проигр..вать (кому?) …

2.Отредактируйте предложения.

-Я часто задумываюсь о полезности занятий спортом. Спортом заниматься полезно. Полезно плавать, бегать на лыжах.

-Хорошо пробежаться зимой по лесу. После лыжной прогулки чувствуешь особенный наплыв сил.

- Удивляюсь ребятам, которые могут целый день смотреть телик

- Спорт помогает стать сильным, добрым, жизнерадостным, умным.

8. Анализ сочинения. - Внимательно прочитайте сочинение ученицы. Какие достоинства и недостатки вы в нём видите?

Спорт – это здорово

Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор, как я стала им заниматься, я перестала болеть гриппом и ангиной. Теперь мне никакая простуда не страшна. Во-первых, плавать очень приятно. Вода сразу освежает, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде, чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается. Кроме того, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим. (В сочинении есть тезис и три аргумента, но почему-то второй аргумент вводится словом во-первых. Вывода нет, но, может быть, в таком коротком сочинении его писать не обязательно).

- Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый успешно написал сочинение- рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».

Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение о спорте


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Подготовка к сочинению - рассуждению на тему.

Автор: Ушакова Людмила Борисовна

Дата: 03.11.2024

Номер свидетельства: 658915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Урок развития речи в 9 классе на тему:  «Подготовка к сочинению - рассуждению о природе родного края». "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-razvitiia-riechi-v-9-klassie-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-o-prirodie-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "219874"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434397428"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434796432"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "предлагаю вам конспект урока по русскому языку для 9 класса «Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края». Данный материал будет полезен "
    ["seo_title"] => string(167) "priedlaghaiu-vam-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-podghotovka-k-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-o-prirodie-rodnogho-kraia-dannyi-matierial-budiet-poliezien"
    ["file_id"] => string(6) "235438"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443709581"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока по русскому «Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края». "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-russkomu-podghotovka-k-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-o-prirodie-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "235440"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443709826"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Тема урока: «Аргументация личной позиции по проблеме исследуемого текста как элемент экзаменационного сочинения-рассуждения». "
    ["seo_title"] => string(145) "tiema-uroka-arghumientatsiia-lichnoi-pozitsii-po-probliemie-isslieduiemogho-tieksta-kak-eliemient-ekzamienatsionnogho-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "109705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404927761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства