kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предлагаю вам конспект урока по русскому языку для 9 класса «Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края». Данный материал будет полезен

Нажмите, чтобы узнать подробности

класса «Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края». Данный материал будет полезен при подготовке к ОГЭ, так как готовит обучающихся к написанию сочинения-рассуждения. Конспект будет полезен для воспитания патриотических чувств и развития бережного отношения к природе.

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края.

Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.

Задачи урока:

образовательные: 1. развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;

                                 2.     развивать     умение     подчинять     своё     сочинение определённой (основной) мысли;

                                           3. развивать   умение   собирать   и   систематизировать
материал для сочинения;

4. развивать умение строить сочинение в определённой
композиционной форме;

                                 5.развивать память учащихся и умение пересказывать;

воспитательные:  1. прививать любовь к природе;

                                 2.призывать бережно относиться к окружающей среде;

                                 3.воспитывать патриотические чувства;

4.прививать любовь к классической литературе;

развивающие:        1. развивать речевую культуру учеников;

Оборудование    урока:    учебники,    рабочие    тетради,    доска, таблицы, компьютер, мультимедиа проектор, экран,  компьютерная презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«предлагаю вам конспект урока по русскому языку для 9 класса «Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края». Данный материал будет полезен »


Автор: Бекетова Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Кировская СОШ» Курской области Пристенского района

Описание материала: предлагаю вам конспект урока по русскому языку для 9 класса «Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края». Данный материал будет полезен при подготовке к ОГЭ, так как готовит обучающихся к написанию сочинения-рассуждения. Конспект будет полезен для воспитания патриотических чувств и развития бережного отношения к природе.

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края.

Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.

Задачи урока:

образовательные: 1. развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;

                                 2.     развивать     умение     подчинять     своё     сочинение определённой (основной) мысли;

                                         3. развивать   умение   собирать   и   систематизировать
материал для сочинения;

4. развивать умение строить сочинение в определённой
композиционной форме;

5.развивать память учащихся и умение пересказывать;

воспитательные:  1. прививать любовь к природе;

    2.призывать бережно относиться к окружающей среде;

    3.воспитывать патриотические чувства;

4.прививать любовь к классической литературе;

развивающие:        1. развивать речевую культуру учеников;

       

Оборудование    урока:    учебники,    рабочие    тетради,    доска, таблицы, компьютер, мультимедиа проектор, экран,  компьютерная презентация.

  

Ход урока: 

  1. Организационный момент.


Звучит музыка.

Поднимаем руки вверх.

- Здравствуй, Небо! Мы рады встрече с тобой. Ты такое высокое свободное и бесконечное! 

Руки вниз

- Я приветствую тебя, Земля! Ты даёшь всем жизнь!

 Руки в стороны

- Я приветствую тебя, Вода! Ты источник жизни на земле! 

Руки поднимаем в стороны ладонями вверх

- Я приветствую тебя, Воздух! 

Руки поднимаем вверх ладонями вверх

- Я приветствую тебя, Солнце! Ты такое ласковое и горячее!

- Такое необычное начало урока не случайно. Попробуйте определить, о чем мы будем говорить на уроке.

Писатель Николай Юрьевич Корнеев очень любил природу и свой край, о котором он сказал:

На слух, как песню, узнаю

Мой край, сады мои.

Нигде, нигде так не поют

Весною соловьи!

- Какой же край называют соловьиным?

Н.Ю. Корнеев – Курский писатель, родился в Рыльске, умер в 2001 году.

Итак, сегодня на уроке мы должны подготовиться к написанию сочинения-рассуждения о природе родного края. Итогом нашей работы станет ваше домашнее сочинение, в котором вы постараетесь ответить на вопрос «Чем мне дорога природа родного края?».

- Открывайте тетради, записывайте число, классная работа и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению». (Записано на доске).

    III. 

 - Но прежде чем самим написать такое сочинение, мы должны разобраться, как выполнять такую работу. Поможет нам в этом упражнение №150.   Откройте,   пожалуйста,   учебник   на странице   68   и   найдите   это упражнение.

- Читайте текст.

- За что автор любит Среднюю полосу России?

- Какие поэтические характеристики автор даёт русскому снегу?

- Как он характеризует дождь?

- Обратите внимание на характерный приём описания автором природы любимого им края - его стремление показать «контрасты и перемены».    (Находят в тексте). Какие языковые средства он для этого использует?

- Вы, наверное, обратили внимание на то, что в тексте много предложений односоставных.  Что это за предложения? Почему их так

много? Какова их роль? (Сообщение ученика).

- Как вы думаете, удалось ли автору передать своё отношение к Средней полосе России? Найдите строчки, в которых выражается это

отношение.

- Определите стиль этого текста, тип речи.

- А какие ещё типы речи бывают? (Сообщение ученика).

- Как вы думаете, какой тип речи подойдёт для вашего будущего сочинения? (рассуждение). Будет ли это рассуждение в чистом виде? (рассуждение с элементами описания). Естественно, говоря о природе, нельзя обойтись без описания.

 

    IV. Вспомним как пишется сочинение рассуждение.


Прежде чем написать, я задаю

себе три вопроса: что хочу

написать, как написать, и

для чего написать

М. Горький

Ваше сочинение- это текст, и как текст оно должно обладать всеми признаками текста: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью. Связность текста, последовательность и логичность изложения будут достигнуты только при том условии, если каждое новое суждение, развивающее основную мысль, будет следствием предыдущего, а выводы и обобщения будут следствием рассуждений. Текст вашего сочинения должен делиться на абзацы в соответствии со смысловыми частями.

Структурные составляющие текста

  • 1) ТЕЗИС- положение, которое надо доказать.

  • 2) АРГУМЕНТЫ- доказательства (должны быть убедительными).

  • 3) Выводы- Общий итог.

- Вывод   должен пересекаться с тезисом. В конце работы   мы даём свою окончательную оценку проблеме, заявленной в первой части сочинения.


Примеры тезисов:

Природа моего края самая красивая и необыкновенная.

Мне очень дорог наш родной край.

Желательно описать любимое место: поляну в лесу, реку; каким оно бывает в разное время года, суток, какие чувства вызывает. Связать содержание сочинения с понятием «любовь к родине».


А как вы понимаете слово Родина? Подберите синонимы. (Отчизна,Россия, Земля, Русь)

Подберите однокоренные слова. Запишите данные слова и произведите морфемный разбор:

Родной, родители, родственники, род, народ, родня.

Вдумайтесь в значение корня. Каково оно?(что-то близкое, родное)

А.Твардовский говорил, что « у большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна».


 - Посмотрите презентацию «Родные места», подготовленную с вашей помощью. (Презентация).

- Послушаем, как воспевали природу, свой соловьиный край Курские поэты. (Выступления учащихся. Оценки).

Чудесны ландшафтами курские дали -

Поля, перелески, холмы и луга! -

Они красотою великой рождали

Великих, чью славу проносят века.

В. Золоторёв


Курск родной! Под вечер ветер нежно Заходят июльские грозы,

Крон коснётся – и по листья дрожь ... Но, пасмурным дням вопреки,

Ты и летом, и зимою снежной висят надо мною стрекозы

Для меня пленительно хорош. В прохладе сырой у реки.

В.Н. Корнеев В.Н.Корнеев






И… любоваться синим небом,

Полоской утренней зари,

И солнце ласковым и щедрым,

Плакучей ивой у Куры.

В.Н. Пустовая


Земля Курская! В зелени селенья,

Дорог степных таинственный магнит,

Душа с тобою рядом веселеет,

Степная даль манит к себе, манит.

В. Муль


Зима заводит свой последний карнавал,
Колдует,чуть пугая лёгеньким морозцем.
Деревья в иней одевает по утрам,
Днём балует ещё холодным солнцем.

Евгений Ефимов



Еще один Курский писатель - Евгений Иванович Носов - был Мастером воистину во всем – он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи,.. рисовал полные тончайшей лирики… пейзажи родной Курщины, …великолепно фотографировал…

- Писатель любил все времена года. В его произведениях мы встречаем и описание летнего буйства красок: В июне, после дождей, вдруг выметывала в пояс луговая овсяница, укрывала собой клевера, белые кашки, желтые подмаренники, выколашивалась над пестротравьем, и луга одевались нежной фиолетовой дымкой… Поверх нетронутых трав, пестревших багряными головками клевера, синими колокольцами, лупастыми звездами ромашек, часто пророс морковник… (Шумит луговая овсяница), и осенней грусти: Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов (Трудный хлеб), и зимнего сна: Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветвях крепко, будто засахаренная вата (Тридцать зерен), и, конечно же, весеннего пробуждения: Ровный майский ветер разбередил, раскачал старые ветлы, и те, оживая от долгого оцепенения, заплескались, заразмахивали никлыми космами, соря на прудовую воду багряной чешуей лопнувших почек. Дол до краев наполнился этим их пробуждением, и все эти низовые шумы перекрывались заглавным, процеженным сквозь кроны ветровым, солнечным шумом, веявшим горьковатой прянью молодой клейкой листвы (Хутор Белоглин).

— Что вы подумали о человеке, так написавшем о родной природе?
( Этот человек любит природу. Трепетно относится к ней. Человек не равнодушный, очень внимательный и любознательный) 

Восстановите текст

«...Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебряной головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем…Всем этим можно только любоваться…» Евгений Носов




    V.    - Сейчас запишем слова и выражения, которые могут пригодиться в работе, и вместе с тем повторим орфографию.

Предрассветное утро, шорох листьев, взлохмаченные ели, на синеющем небосводе, колющийся шиповник, лиственный лес, посаженное дерево, грибы, собранные утром, кислый крыжовник, неподвижное небо, произрастающий в нашей местности. (Работа у доски. Оценка).

 

   

 

 

    IX.      Подведение итогов. Выставление оценок.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу.Так давайте любить этот малый «уголок земли», беречь его, защищать, делать всё, что в наших силах, чтобы он процветал и становился год от года лучше и краше.


    X.         Домашнее задание.

-Итак, дома в тетрадях по развитию речи вы напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем мне дорога природа родного края?», опираясь на сделанные записи. Напомню, что каждую часть, каждую микротему необходимо начинать с красной строки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Бекетова Людмила Александровна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235438


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства