Конспект урока по русскому «Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края».
Конспект урока по русскому «Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края».
«Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края». Данный материал будет полезен при подготовке к ОГЭ, так как готовит обучающихся к написанию сочинения-рассуждения. Конспект будет полезен для воспитания патриотических чувств и развития бережного отношения к природе.
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края.
Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.
Задачи урока:
образовательные: 1. развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;
2. развивать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;
3. развивать умение собирать и систематизировать
материал для сочинения;
4. развивать умение строить сочинение в определённой
композиционной форме;
5.развивать память учащихся и умение пересказывать;
воспитательные: 1. прививать любовь к природе;
2.призывать бережно относиться к окружающей среде;
3.воспитывать патриотические чувства;
4.прививать любовь к классической литературе;
развивающие: 1. развивать речевую культуру учеников;
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому «Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края». »
Автор: Бекетова Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Кировская СОШ» Курской области Пристенского района
Описание материала: предлагаю вам конспект урока по русскому языку для 9 класса «Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края». Данный материал будет полезен при подготовке к ОГЭ, так как готовит обучающихся к написанию сочинения-рассуждения. Конспект будет полезен для воспитания патриотических чувств и развития бережного отношения к природе.
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края.
Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.
Задачи урока:
образовательные: 1. развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;
2. развивать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;
3. развивать умение собирать и систематизировать материал для сочинения;
4. развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;
5.развивать память учащихся и умение пересказывать;
воспитательные: 1. прививать любовь к природе;
2.призывать бережно относиться к окружающей среде;
3.воспитывать патриотические чувства;
4.прививать любовь к классической литературе;
развивающие: 1. развивать речевую культуру учеников;
- Здравствуй, Небо! Мы рады встрече с тобой. Ты такое высокое свободное и бесконечное!
Руки вниз
- Я приветствую тебя, Земля! Ты даёшь всем жизнь!
Руки в стороны
- Я приветствую тебя, Вода! Ты источник жизни на земле!
Руки поднимаем в стороны ладонями вверх
- Я приветствую тебя, Воздух!
Руки поднимаем вверх ладонями вверх
- Я приветствую тебя, Солнце! Ты такое ласковое и горячее!
- Такое необычное начало урока не случайно. Попробуйте определить, о чем мы будем говорить на уроке.
Писатель Николай Юрьевич Корнеев очень любил природу и свой край, о котором он сказал:
На слух, как песню, узнаю
Мой край, сады мои.
Нигде, нигде так не поют
Весною соловьи!
- Какой же край называют соловьиным?
Н.Ю. Корнеев – Курский писатель, родился в Рыльске, умер в 2001 году.
Итак, сегодня на уроке мы должны подготовиться к написанию сочинения-рассуждения о природе родного края. Итогом нашей работы станет ваше домашнее сочинение, в котором вы постараетесь ответить на вопрос «Чем мне дорога природа родного края?».
- Открывайте тетради, записывайте число, классная работа и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению». (Записано на доске).
III.
- Но прежде чем самим написать такое сочинение, мы должны разобраться, как выполнять такую работу. Поможет нам в этом упражнение №150. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 68 и найдите это упражнение.
- Читайте текст.
- За что автор любит Среднюю полосу России?
- Какие поэтические характеристики автор даёт русскому снегу?
- Как он характеризует дождь?
- Обратите внимание на характерный приём описания автором природы любимого им края - его стремление показать «контрасты и перемены». (Находят в тексте). Какие языковые средства он для этого использует?
- Вы, наверное, обратили внимание на то, что в тексте много предложений односоставных. Что это за предложения? Почему их так
много? Какова их роль? (Сообщение ученика).
- Как вы думаете, удалось ли автору передать своё отношение к Средней полосе России? Найдите строчки, в которых выражается это
отношение.
- Определите стиль этого текста, тип речи.
- А какие ещё типы речи бывают? (Сообщение ученика).
- Как вы думаете, какой тип речи подойдёт для вашего будущего сочинения? (рассуждение). Будет ли это рассуждение в чистом виде? (рассуждение с элементами описания). Естественно, говоря о природе, нельзя обойтись без описания.
IV. Вспомним как пишется сочинение рассуждение.
Прежде чем написать, я задаю
себе три вопроса: что хочу
написать, как написать, и
для чего написать
М. Горький
Ваше сочинение- это текст, и как текст оно должно обладать всеми признаками текста: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью. Связность текста, последовательность и логичность изложения будут достигнуты только при том условии, если каждое новое суждение, развивающее основную мысль, будет следствием предыдущего, а выводы и обобщения будут следствием рассуждений. Текст вашего сочинения должен делиться на абзацы в соответствии со смысловыми частями.
Структурные составляющие текста
1) ТЕЗИС- положение, которое надо доказать.
2) АРГУМЕНТЫ- доказательства (должны быть убедительными).
3) Выводы- Общий итог.
- Вывод должен пересекаться с тезисом. В конце работы мы даём свою окончательную оценку проблеме, заявленной в первой части сочинения.
Примеры тезисов:
Природа моего края самая красивая и необыкновенная.
Мне очень дорог наш родной край.
Желательно описать любимое место: поляну в лесу, реку; каким оно бывает в разное время года, суток, какие чувства вызывает. Связать содержание сочинения с понятием «любовь к родине».
А как вы понимаете слово Родина? Подберите синонимы. (Отчизна,Россия, Земля, Русь)
Подберите однокоренные слова. Запишите данные слова и произведите морфемный разбор:
Родной, родители, родственники, род, народ, родня.
Вдумайтесь в значение корня. Каково оно?(что-то близкое, родное)
А.Твардовский говорил, что « у большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна».
- Посмотрите презентацию «Родные места», подготовленную с вашей помощью. (Презентация).
- Послушаем, как воспевали природу, свой соловьиный край Курские поэты. (Выступления учащихся. Оценки).
Чудесны ландшафтами курские дали -
Поля, перелески, холмы и луга! -
Они красотою великой рождали
Великих, чью славу проносят века.
В. Золоторёв
Курск родной! Под вечер ветер нежно Заходят июльские грозы,
Крон коснётся – и по листья дрожь ... Но, пасмурным дням вопреки,
Ты и летом, и зимою снежной висят надо мною стрекозы
Для меня пленительно хорош. В прохладе сырой у реки.
В.Н. Корнеев В.Н.Корнеев
И… любоваться синим небом,
Полоской утренней зари,
И солнце ласковым и щедрым,
Плакучей ивой у Куры.
В.Н. Пустовая
Земля Курская! В зелени селенья,
Дорог степных таинственный магнит,
Душа с тобою рядом веселеет,
Степная даль манит к себе, манит.
В. Муль
Зима заводит свой последний карнавал, Колдует,чуть пугая лёгеньким морозцем. Деревья в иней одевает по утрам, Днём балует ещё холодным солнцем.
Евгений Ефимов
Еще один Курский писатель - Евгений Иванович Носов - был Мастером воистину во всем – он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи,.. рисовал полные тончайшей лирики… пейзажи родной Курщины, …великолепно фотографировал…
- Писатель любил все времена года. В его произведениях мы встречаем и описание летнего буйства красок: В июне, после дождей, вдруг выметывала в пояс луговая овсяница, укрывала собой клевера, белые кашки, желтые подмаренники, выколашивалась над пестротравьем, и луга одевались нежной фиолетовой дымкой… Поверх нетронутых трав, пестревших багряными головками клевера, синими колокольцами, лупастыми звездами ромашек, часто пророс морковник… (Шумит луговая овсяница), и осенней грусти: Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов (Трудный хлеб), и зимнего сна: Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветвях крепко, будто засахаренная вата (Тридцать зерен), и, конечно же, весеннего пробуждения: Ровный майский ветер разбередил, раскачал старые ветлы, и те, оживая от долгого оцепенения, заплескались, заразмахивали никлыми космами, соря на прудовую воду багряной чешуей лопнувших почек. Дол до краев наполнился этим их пробуждением, и все эти низовые шумы перекрывались заглавным, процеженным сквозь кроны ветровым, солнечным шумом, веявшим горьковатой прянью молодой клейкой листвы (Хутор Белоглин).
— Что вы подумали о человеке, так написавшем о родной природе? ( Этот человек любит природу. Трепетно относится к ней. Человек не равнодушный, очень внимательный и любознательный)
Восстановите текст
«...Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебряной головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем…Всем этим можно только любоваться…» Евгений Носов
V. - Сейчас запишем слова и выражения, которые могут пригодиться в работе, и вместе с тем повторим орфографию.
Предрассветное утро, шорох листьев, взлохмаченные ели, на синеющем небосводе, колющийся шиповник, лиственный лес, посаженное дерево, грибы, собранные утром, кислый крыжовник, неподвижное небо, произрастающий в нашей местности. (Работа у доски. Оценка).
IX. Подведение итогов. Выставление оценок.
Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу.Так давайте любить этот малый «уголок земли», беречь его, защищать, делать всё, что в наших силах, чтобы он процветал и становился год от года лучше и краше.
X. Домашнее задание.
-Итак, дома в тетрадях по развитию речи вы напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем мне дорога природа родного края?», опираясь на сделанные записи. Напомню, что каждую часть, каждую микротему необходимо начинать с красной строки.