развивающие: 1) развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
2) развитие умения логически излагать свои мысли, используя
литературный язык;
3) развитие умения аргументировать, доказывать;
4) развитие умения слушания и распределения внимания во время
слушания;
воспитательные: 1) воспитание внимательного отношения к русскому языку.
Оборудование: раздаточный материал.
Тип урока: урок-практикум.
ХОД УРОКА
1.Организационый момент.
-Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.
2. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что такое изложение?
- Какие виды изложений мы знаем? (Подробное и сжатое)
-Что такое подробное изложение? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей)
-Какое изложение мы называем сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)
Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.
- Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений.
-Давайте вспомним, какие способы и приемы сжатия текста мы знаем?
ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА:
1. Исключение подробностей и деталей.
2. Обобщение конкретных, единичных явлений.
3. Упрощение синтаксических структур.
Исключение:
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:
Исключение
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- однотипных примеров;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- рассуждений;
- описаний;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо:
- Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
1.-Запишите высказывания, используя приём исключения.
Яркие пятна света лежат всюду: на ветвях, на стволах, на слежавшихся плотных сугробах. ( И. Соколов-Микитов) (13 слов)
Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающее слово всюду. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:
Яркие пятна света лежат всюду.(5 слов)
2.Исключениевторостепенной информации может быть решено путем исключения вводных слов.
К сожалению, скоро облака заволокли всё небо.(7 слов) (По И. Гончарову)
Скоро облака заволокли всё небо. (5 слов)
Как нарочно, к вечеру задул порывистый ветер.(7 слов) (По И. Гончарову)
К вечеру задул порывистый ветер.(5 слов)
Замена
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения – простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи – косвенной;
- части текста одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо:
- Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. (А.С.Пушкин) (17 слов)
Березки, при нем только что посаженные около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями (15 слов)
Сочетание исключения и замены
1.Встретили нас, действительно, как старых друзей. Пошли, разумеется, расспросы, толки, новости с той и другой стороны.(16 слов) (По И. Гончарову)
В этих предложениях исключим вводные слова. А однородные подлежащие заменим обобщающим словом.
Встретили нас как старых друзей. Пошли разговоры с той и другой стороны.(12 слов)
На этой горе, говорят, много змей( оттого и называется она Змеиной горкой). (12 слов) (По И. Гончарову)
Исключим из этого предложения вводное слово и вставную конструкцию, смысл предложения не изменится.
На этой горе много змей. (5 слов) (По И. Гончарову)
Обобщение или объединение
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений, связанных одной мыслью;
- частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений
1. - Запишите высказывания, произведя замену ряда однородных членов обобщающим наименованием.
Грамотное чтение и грамотное письмо есть первая ступень образования. (По Л.Толстому) (9 слов)
Грамотность есть первая ступень образования. (5 слов)
2.Научить жить – это значит научить верить во что-то лучшее в себе, в свои силы и возможности. (По Е. Богату) (16 слов)
Научить жить – это значит научить верить в себя. (8 слов)
При объединении необходимо:
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них общее.
- Объединить эти факты на основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.
3.- Прочитайте высказывания. Какой приём будем использовать?( Обобщение)
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний кросс. (35 слов)
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек. (12 слов)
Что нельзя удалять из текста?
- основные детали, помогающие понять авторскую идею;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Впрочем, нужно сказать, что мясо морского ерша необыкновенно. Оно плотное, белое, сочное. Говорят, что оно походит на курятину. Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде. (По В. Солоухину.)
(33 слова)
В 1,3,4 предложении исключим вводные слова. Во 2 предложении однородные определения заменим обобщающим словом. В 3 предложении исключим лишнее, оставив лишь самое главное. Объединим все 3 предложения в одно, используя личное местоимение и приём сочетания слов.
Мясо морского ерша необыкновенно вкусное, оно похоже на курятину или мясо рака. (12 слов)
Пример2
Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой. (И. Соколов-Микитов) (20 слов)
В 1 предложении исключим приложение, так как оно несёт дополнительную информацию, во 2 предложении опустим вводное словосочетание, обозначающую небольшую степень уверенности. Соединим слова по смыслу в двух предложениях с помощью союзного слова.
Меня давно волнуют и притягивают просторы русской природы, поэтому я увлекаюсь охотой.(12 слов)
Пример3
На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.
(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».) (35 слов)
Удивительные горы из камня - гробницы царей Египта, вырастающие из-под земли и поражающие размерами, сложены руками человека.(17 слов)
-Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
4. Анализ текста
У каждого из вас на столе лежит исходный текст для сжатия.
С1. Текст для сжатого изложения
Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человеказаставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу », то они нередко и сами превращаются в тиранов.
Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.
(По Михаилу Литвиновичу Литваку)
- Определите тему этого текста?( Понятие власти)
- В каком предложении заключена основная мысль?(последнее предложение)
- К какому стилю относится данный текст?(публицистический)
- К какому типу речи он принадлежит?(рассуждение)
Каковы признаки типа текста-рассуждения?(тезис – аргументы – вывод.)
- Объясните деление текста на абзацы.(В каждом раскрывается своя микротема)
-Возьмите карандаши и подчеркните главную информацию.
-Прочитайте полученную информацию и сформулируйте микротемы.
Микротемы.
1. Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого
делать то, тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные
люди сами нередко превращаются в тиранов.
2. Люди, которые любят командовать везде и всеми, всегда одиноки, ведь
они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны, и плодят
несчастье.
3. Командовать и управлять - это разные понятия: управлять людьми - значит
брать ответственность за поступки на себя.
Составим план.
План:
1.Что такое власть.
2.Люди, которые любят командовать везде и всеми, одиноки.
3. Командовать и управлять людьми – это разные вещи
5.Творческая работа
- Закройте и отложите сделанные вами записи. Перечитайте текст еще раз, стараясь запомнить основное содержание текста.
- Письменно сжато изложите содержание этого текста, используя приемы исключения, упрощения и обобщения. Помните, что при сжатом изложении необходимо сохранить все микротемы исходного текста.
Сокращенный текст:
Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого
делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные
люди сами нередко превращаются в тиранов.(упрощение)
Люди, которые любят командовать, всегда одиноки, так как не умеют общаться
на равных, поэтому они и сами несчастны, и плодят несчастье, даже если
добиваются неплохих результатов. (обобщение)
Командовать и управлять - это разные понятия: управлять людьми - значит
брать ответственность за поступки на себя.( исключение)
6. Домашнее задание
– Перед вами на партах лежат листы с текстом (без разделения на абзацы) и с таблицей, которую вы заполните по мере выполнения заданий.
Ключевые слова абзаца
Микротема абзаца
Вариант сжатого изложения абзаца
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они работают, а свою профессию ненавидят. Они ошиблись в выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.
Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость.
В чем высшее наслаждение жизни? В творческом труде. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» - вот тогда и получится настоящий человек
7. Итог урока. Рефлексия.
- Чему был посвящен наш урок?
- Какие приёмы сжатия текста рассматривали? Что нового узнали?
Выберите и продолжите высказывания :
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
я смог…
я попробую…
Помните о главном условии: в сжатом изложении должно быть все ясно и понятно каждому человеку, который его прочтет.
Памятка « Как работать над сжатым изложением»
Прочитать текст, определить его тему и идею.
Выделить в тексте важные (существенные) мысли (микротемы).
Составить план, озаглавив каждую микротему.
В каждой части текста отметить главное.
Отметить то, что можно объединить.
Изложить сжато каждую часть. Подобрать обобщающие слова и предложения.
Подумать, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться?
Обдумать средства связи между частями.
Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано.