Обобщение педагогического опыта по теме " Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения "
Обобщение педагогического опыта по теме " Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения "
Cтатья по ообобщению педагогического опыта по теме Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения. В этой статье я поделилась приемами работы над данным видом изложения.
Первая часть экзаменационной работы в 9-м классе – написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Изложение на протяжении нескольких веков остаётся одним из самых распространенных видов работы, без изложения невозможно представить систему занятий по развитию связной речи в школе. Это один из эффективных приёмов, который используется для определения уровня речи, а также для развития речи.
При подготовке к экзаменам мне как учителю приходится сталкиваться со многими трудностями: бедный словарный запас учащихся, сложность восприятия незнакомого текста на слух, а практика показывает, что визуальное восприятия текста у многих учащихся развито гораздо лучше слухового.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме " Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения "»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Николаевка
Фёдоровского района Саратовской области
Обобщение педагогического опыта по теме
" Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения "
Автор опыта: Хомутецкая О.Э.,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
2016
Первая часть экзаменационной работы в 9-м классе – написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Изложение на протяжении нескольких веков остаётся одним из самых распространенных видов работы, без изложения невозможно представить систему занятий по развитию связной речи в школе. Это один из эффективных приёмов, который используется для определения уровня речи, а также для развития речи.
При подготовке к экзаменам мне как учителю приходится сталкиваться со многими трудностями: бедный словарный запас учащихся, сложность восприятия незнакомого текста на слух, а практика показывает, что визуальное восприятия текста у многих учащихся развито гораздо лучше слухового.
При этом очень важно довести до сведения учащихся все требования к организации работы над изложением: текст изложения читается дважды. Первое чтение - в обычном темпе, его задача – довести до сознания учащихся содержание. Именно первое чтение является особенно значимым, так как учащиеся при этом должны воспринимать текст в целом, определить его тему, главную мысль, выяснить авторскую позицию. В результате первого чтения, таким образом, складывается эмоциональное впечатление от текста, возникает интерес к событиям, героям, вырабатывается отношение к ним.
После первого чтения делается небольшая пауза, во время которой могут быть объяснены некоторые выражения, термины; на доске записываются даты, имена собственные, а также незнакомые стихотворные цитаты, которые входят в текст и важны для передачи его смысла. Учащиеся в это время или в процессе первого слушания могут составить наброски плана, зафиксировать основные моменты сюжета.
Важно, чтобы во время первого чтения учащиеся не отвлекались от воспринимаемого текста. Они могут конспективно отметить последователь-ность событий текста, но не должны пытаться дословно записывать вслед за учителем целые предложения.
Второе чтение производится в замедленном темпе. Именно второе чтение должно стать для учащихся детальным и предполагает восприятие структуры текста; глубокое осмысление микротем, осознание стиля речи, типов текста, языковых особенностей. При втором чтении уточняются и дополняются наброски к будущему тексту: фиксируются даты, все собственные имена и даты, записываются ключевые слова и обороты речи, некоторые синтаксические конструкции.
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений. При его написании учащимся необходимо выполнить информационную обработку текста, что требует не репродуктивных, а продуктивных коммуникативных умений, прежде всего, умения отбирать лексические и грамматические средства, исключать подробности, обобщать однородные явления, сохраняя при этом микротемы, связно и кратко передавать полученную информацию.
При сжатом изложении основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.
«Сжать» текст – это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей».
Учащиеся при написании сжатого изложения должны продемонстрировать умения:
1. Верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;
2. Правильно выделять макро- и микротемы;
3. Логично и стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание текста, соблюдая речевую норму;
4. Выдерживать в работе стилевое единство.
Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот вопросы, которые обычно волнуют учителя.
Способы и приемы сжатия текста
Сжатое изложение требует специальной логической работы. Выделяют два основных способа сжатия (компрессии) текста, с которыми нужно познакомить учащихся при подготовке к написанию изложения:
1) исключение подробностей;
2) обобщение.
При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную.
При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.
Понятно, что одно без другого невозможно, поскольку языковые способы и приемы могут быть применены только в том случае, если в тексте выявлено его основное содержание, а с другой стороны, чтобы передать основное содержание, необходимо владеть языковыми способами и приемами сжатия текста.
На уроках подготовки к изложению нужно раскрыть приемы запоминания, обращаясь к образной, эмоциональной, логической и зрительной памяти учащегося.
Одним из приемов, облегчающих восприятие и запоминание текста, является деление его на микротемы.
Микротемы – это минимальные содержательные отрывки текста, заключающие в себе законченную мысль: они могут не совпадать с границами абзацев. Каждую микротему надо озаглавить как пункт подробного плана текста. Облегчает работу над изложением и выделение лексических опор.
Лексические опоры – это слова и сочетания слов в пределах одной микротемы, создающие образную или смысловую опору каждого отрывка. Научившись видеть их в тексте, ученик сможет выделять лексические опоры на слух, что, безусловно, поможет ему на экзамене при прослушивании текста. Нужно, чтобы учащиеся самостоятельно делили текст на микротемы, озаглавливали их и находили лексические опоры.
Подобный вид работы вы можете задать на дом, затем проверить полностью или частично, на уроке можно посвятить 5–10 минут работе над микротемами. Можно дать задание изложить письменно одну-две микротемы отрабатываемого текста всему классу или отдельным учащимся. Работа над микротемами может быть не только письменной, но и устной.
ПРИМЕР
Предложим ученикам размеченный текст
Раннее пробуждение
Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.
На соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошел к окну.
Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром. Дорога к РудомуЯру запомнилась на всю жизнь
Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой в сырой гостинице в Риме он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост заросшей речкой – вверх, в корабельный бор. Посещение Рудого Яра воплотится в музыку
Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он знал, что сегодня, побывав там, вернется – и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельется через край и хлынет потоками звуков.
Ученик должен понять, насколько размеченный текст понятнее и легче для запоминания: уже при первом самостоятельном чтении при такой подаче материала за содержание «цепляется» не только глаз, но и сознание.
Очень продуктивным может быть повторение или устный пересказ любого текста по заглавиям микротем.
Выделяя в тексте микротемы и находя в них лексические опоры, ребенок учится рациональной работе с текстом любого содержания для пересказа, написания контекста или записи лекции.
Сжатие текста предполагает использование таких приемов, как исключение второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнений, пояснений и пр.), обобщение единичных явлений и фактов (гиперонимические замены, замены ряда однородных членов обобщенным наименованием и пр.), а также упрощение синтаксических структур.
При работе над сжатым изложением также необходимо уделять внимание тому, чтобы в результате сжатия исходного текста у учеников получился связный, логичный текст, соответствующий всем признакам текста. Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создает на его основе собственный, который, как и любой другой, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику исходного текста.
Подготовкой к нему стоит заниматься в течение всего года, комплексно работая с текстами изложений (лучше из тестов ОГЭ).
Как лучше начать работу?
Предлагаем учащимся завести специальную тетрадь для лексической, орфографической и синтаксической работы. Кроме того, будем работать карандашом с текстами изложений.
Пример работы с текстом
Фрагмент текста:
«(1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел. (3)Но, например, он умел быть желанным гостем. (4)Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5)Иногда у него оказывалось несколько диковинных конфет. (6)Или он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. (7)Если он знал, что идёт в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. (8)А какие тогда можно было купить цветы? (9)Только несколько астрочек или гвоздичек. (10)И он обычно покупал три гвоздички. (11)Но как он их преподносил!..»
В нем 88 слов. Пытаемся пересказать сжато:
«Серёга был настоящим художником, хотя рисовать не умел. Зато он умел быть желанным гостем. Он всегда мог придумать что-то, с чем можно прийти к кому-нибудь. Например, свеча, или конфеты, или цветы. Он умел простые гвоздики преподнести как нечто необыкновенное».
В пересказе 39 слов. Сохранена основная мысль, важные детали (свеча, конфеты, цветы), менее существенные (какие цветы можно было купить) отброшены. Фрагмент взят из начальной части текста, начало довольно сильное, к тому же, как первое предложение, скорее всего, сохранится в памяти хорошо.
При написании текста важно не допускать традиционных для учащихся ошибок:
1) повторения одних и тех же слов;
2) неправильного употребления личных местоимений.
Важно следить за правильной передачей прямой речи, не писать от первого лица. После окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз – это как минимум три.
Первая проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание текста. Всё ли учтено? Нет ли лишних де талей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст как таковой.
Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная речь, строй предложений, наличие абзацев. «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» – это один из критериев оценки изложения как этапа ОГЭ.
Третья проверка выявляет орфографические и пунктуационные ошибки. Такая трехступенчатая проверка хороша в любой работе: изложение ли, сочинение – любой авторский текст должен проверяться таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать всевозможных ошибок.
Сжатое изложение требует от ученика выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, а именно умения отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.
Учащийся может использовать различные приемы компрессии исходного текста как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.
Типы заданий, направленных на сжатие текста
1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…).
2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.
3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.
Пример сжатия текста
Исходный текст
Сжатое изложение
Он был «един и многолик». «Един»,
потому, что был Александром Ивано-
вичем Куприным – художником слова,
своеобразным и неповторимым. «Мно-
голик» потому, что были и ещё Купри-
ны: один – землемер, другой – грузчик,
третий – рыбак, а ещё учётчик на заводе,
спортсмен, носильщик на вокзале, певец
в хоре. И много, много других. Но всё это
рабочее воинство совмещалось в одном
лице – писателе Куприне. (57слов)
Он был «един и многолик». «Един», потому, что
был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что у него было много других профессий, и все они совмещались в одном лице – писателе Ку-
прине. (32 слова)
Примеры языкового обобщения.
Замена простых предложений сложным.
Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому).
Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
Замена однородных членов их обобщенным наименованием.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
Обобщение содержания фрагмента текста.
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт
Пастернак. (По Г. Арбузову)
Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений.
Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, – безнадежные люди. (По В.И. Курбатову).
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.
Новый учебник по русскому языку для 5 класса (авторы:Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.), переработанный в соответствии с ФГОС ОО, реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций.Учебник содержит хороший материал по подготовке учеников к сжатому изложению. Так, на материале упр. 127 (1 части) дети учатся сжато, в 3-5 предложениях излагать содержание текста.
При этом ребята знакомятся с памяткой «Как готовиться к сжатому изложению» (в «Приложении»). В учебнике содержится большой объем сведений культурологического характера, на основе таких текстов ученики не только расширяют свой кругозор, но и развивают речь, учатся передавать полученную информацию в сжатом виде.
В программе 6 класса также предусмотрены уроки развития речи по обучению сжатому изложению, например, на материале текста о В.И. Дале.
В 7 классе учащиеся пишут сжатое изложение с описанием состояния природы на материале текста «Обыкновенная земля» К.Г. Паустовского. Работа проводится после изучения темы «Категория состояния как часть речи». В 8 и 9 классах работу по подготовке к написанию сжатого изложения провожу систематически. Сначала знакомлю школьников со способами и приёмами сжатия текста на основе презентации Г.Т. Егораевой, затем пишем обучающие изложения.
Учащимся предлагаю инструкцию по написанию изложения.
Инструкция
«Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.
Подробная памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение»
ПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста).
1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).
Способы (как сделать):
1) по началу текста;
2) по ключевым словам;
3) по ключевым эпизодам;
4) по поступкам или размышлениям героев (автора);
5) по заглавию текста.
2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)
Способы (как это сделать):
1) по настроению, которое вызывает прочтение текста;
2) по отношению автора к событиям, героям;
3) по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).
3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.
Способы (как сделать):
1) в повествовании – по началу событий, ходу его, самого острого момента сюжета, концу;
2) в описании – по предмету речи и его значимым, существенным признакам;
3) в рассуждении – по общему положению, аргументам, доказательствам, выводу.
4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Способы (как сделать):
1) по выделению главной мысли в абзаце;
2) по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью;
3) по ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
ВТОРОЙ ЭТАП (второе прочтение текста)
1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ.
Способы (как сделать):
1) по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить).
2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).
3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Способы (как это сделать): использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
Наилучших результатов достигают те учащиеся, которые научились понимать текст. Изложение, поставленное на «службу понимания», развивает ряд важных умений: понимать и запоминать текст на основе воссоздающего воображения, выделять главное, вести диалог с текстом, составлять свое мнение о прочитанном, соотносить исходный текст с имеющимися знаниями
и личным опытом.
Кроме того, учащиеся должны попробовать поработать в условиях, максимально приближенных к тем, которые будут на экзамене. Ученик должен знать не только правила работы с текстом, но и то, как организовать время на экзамене, в том числе при написании изложения.
Отработка навыков работы с текстом должна вестись целенаправленно на протяжении всего времени обучения в школе.
Организованное по всем требованиям методики изложение часто в учебное время не проведешь. Но в структуру любого урока можно включить элементы анализа текста, лексическую работу, диктанты с продолжением.
Ученику важно усвоить то, что в своем изложении он должен обязательно отразить перечень фактов, логику их взаимосвязанности и композицию их объединения, стилистические особенности текста. С чего начать? Конечно, с работы над черновиком.
Во-первых, нужно постараться научить выпускника дифференцировать факты на важные и менее существенные, которые можно опустить в изложении. Кто-то практикует выписывание их на специальные карточки, а затем выполнение с ними ряда упражнений (например, раскладывание карточек по порядку появления фактов в тексте) или что-то другое. Думаю, ребятам, работающим с текстом дома или в классе, не трудно заполнить
таблицу (или лист, сложенный пополам) таким образом: в левый столбец выписать важные факты, в правый – менее важные, а затем попробовать пересказать текст, опираясь на слова только левого столбца. Ученики заметят, что при подробном пересказе «несущественные детали” правого столбца сами собой всплывают в памяти, заканчивая логическую цепочку. Такое упражнение снижает риск смешивания только что записанных фактов с собственными фоновыми знаниями.
Во-вторых, необходимо привить внимание учащегося к любому незнакомому или малознакомому слову, услышав которое при первичном чтении текста, обязательно следует записать его в контексте и постараться выяснить, что оно означает. Вот тут-то самое время воспользоваться лингвистическими словарями или помощью учителя. Нужно стремиться побуждать ученика к освоению новой лексики, учить не оставлять без внимания ни одного незнакомого слова. Этому способствует составление словариков к прочитанному тексту, подготовка ученика-консультанта, который работает с текстом и словарями заранее или прямо на уроке. А чтобы новое слово перешло в активный словарь учащегося, к нему придется обратиться не один раз: попробовать ввести его в контекст, подобрать к нему синонимы, еще раз уточнить лексическое значение. После выполнения таких заданий ученик не растеряется, если встретит в тексте диалектизм или архаизм, смело воспроизведет в изложении термин или просторечное слово.
В-третьих, многое зависит от того, как и что записывает ученик, воспринимая текст на слух. Учащийся должен уяснить, что не следует при первом прочтении стремиться к дословной записи текста – упустишь существенные детали и потеряешь общую логику. Можно попробовать записать в центре листа в столбик только ключевые слова и логические связки внутри текста, а на полях фиксировать тип речи определенного фрагмента с помощью сокращений и личных условных обозначений (Ц – цитата, О – описание, Р – рассуждение, П – повествование и т.п.). Это поможет определиться с выбором средств изложения (морфологических, синтаксических). Затем, при повторном чтении, этот «скелет” (ключевые слова) обрастет «мышцами”, то есть свободное место вокруг слов заполнится необходимыми деталями. Вот здесь нужно постараться не упустить авторские
самобытные выражения, изобразительно-выразительные средства, которые подчеркнут индивидуальность авторского стиля, цитаты. При втором прочтении текста ученик может делать записи так, как ему «удобно», чтобы затем (во время паузы после первого прочтения) восстановить их с минимальными потерями, ведь все зависит от мыслительных способностей пишущего изложение.
Задача учителя – определенным образом направлять творчество учащихся, помогая выявляться ему, отливая его в определенную форму.
Следует также учить выпускников правильно готовиться психологически к экзамену: уметь создавать рабочий, деловой настрой, сосредотачиваться не на себе, а на работе. Для учащихся экзамен – это стресс, поэтому они интуитивно ищут поддержки у учителя. Улыбка, доброе слово («у вас все получится», «вы всё знаете», «не волнуйтесь») должны настроить детей на позитивную волну. Это один из факторов успешной сдачи экзамена.
I. РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЕЙ И ПУНКТУАЦИЕЙ
В особый блок подготовки к экзамену необходимо выделить работу над орфографией и пунктуацией текстов.
При работе с каждым конкретным текстом выбираем наиболее сложные для написания слова и группируем их.
Кто-нибудь, что-то, как-то, почему-то, во-первых, в-третьих, в пору лютого голода, недосягаемо-сытный, русско-японский, пойду ли, вслед за мною, во что бы то ни стало, белым-бело, до свидания, сверхинициативная, пол-лимона, полудня, пол-Москвы.
3. Правописание приставок:
Присоединиться, прибегнуть, прибывать на станцию, пребывать в командировке, претерпеть изменения, презирать труса,преемственность поколений, беспрекословный, разбег, восстание, изморось, развалить, беззвучный
Работа над орфографией может проходить в виде словарных диктантов, орфографических пятиминуток, самостоятельных работ-миниатюр. Таким образом, достигается повторение и закрепление орфографических навыков и знаний, а также происходит возвращение к определенным смысловым элементам текста.
II. РАБОТА НАД СИНТАКСИСОМ
Особое место при подготовке к экзаменационному изложению необходимо уделить работе над синтаксисом. Предлагаю углубленное повторение всего школьного курса синтаксиса на базе конкретных текстов.
Как правило, все предложения блока записываются под диктовку, потом выполняется комплекс заданий, подобранных к каждому блоку (например, подчеркивание основ, составление схем). Так идет работа над структурой предложения и повторение теории синтаксиса сложного предложения, которая изучается именно в 9-м классе.
Пример
1. Бессоюзные предложения
А. Держался Ландау очень скромно, всегда готов был выручить товарища: решить контрольную, подсказать на экзамене.
Б. И вдруг студенты поняли: Ландау прав.
– Запишите предложения под диктовку, подчеркните основы предложений и объясните знаки препинания.
– Расскажите о постановке тире и двоеточий в бессоюзных сложных предложениях.
2. Сложные предложения с различными видами связи
Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит значительно старше.
– Запишите предложение под диктовку и объясните постановку знаков препинания.
3. Прямая речь
А. Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:
– Поздравляю, молодой человек. Вы нашли оригинальное решение.
Б. Лев смутился. От неловкости он не знал, куда деваться.
– Прочитайте и запишите предложения по памяти, сохраняя деепричастный оборот и передавая реплики говорящего в предложении с прямой речью.
Задача учителя – определенным образом направлять творчество учащихся, помогая ему выявляться, отливая в определенную форму.
Только планомерная серьезная работа по развитию речи учащихся, общая культура мышления выпускника, его подготовленность к данному виду работы приведут к положительным результатам итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.