II. Актуализация знаний Цель этапа: Вызвать в памяти детей знания об изложении текста, в т.ч. сжатом, убедить детей в необходимости и возможности совершенствовать навыки работы с текстом(выделять тему, идею, проблемы, микротемы) Содержание этапа: Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний. Постановка цели и задач урока. - Запишем в тетрадях по развитию речи сегодняшнюю тему урока: Сжатое изложение публицистического текста. Повторение теоретических знаний, связанных с содержанием предстоящей работы. - Ребята, прежде чем мы начнем работу с текстом, прошу вас сформулировать проблемные вопросы по данной теме: на экзамене нам предстоит написать сжатое изложение прослушанного текста, а сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля. Вспомним материал прошлых уроков и ответим на вопросы: - Как правильно сжать текст? Обратимся к нашим памяткам, записанным в тетрадь для подготовки к ГИА. Памятка для учащихся “Как писать сжатое изложение” (Приложение 1) - С какими приёмами сжатия текста мы познакомились ранее? Приемы сжатия текста Исключение подробной информации. (Сначала выделяем главное, а затем убираем подробности) Обобщение частной информации. (Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем подходящие языковые средства и составляем новый текст.) - Текст, который нам предстоит сжать, относится к публицистическому стилю. Назовем особенности публицистического стиля речи. Какова задача данного стиля?
- Какие языковые средства характерны для публицистического стиля?
- Какие жанры публицистики вам известны? |
Записывают в тетрадях тему урока Общение с учителем в вопросно-ответной форме
Отвечают на вопросы учителя (как правильно сжать текст, способы сжатия) Комментированное чтение одним учеником памятки «Как писать сжатое изложение» (Приложение 1, презентация) Перечисление приёмов сжатия текста
Перечисляют особенности публицистического стиля, его жанров, задач, языковых средств (Передача информации, воздействие на читателей или слушателей; Этот стиль используется в высказываниях (текстах), обращенных ко многим лицам, ко всем, интересующимся той или иной научной проблемой.) (Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.) (Газетная статья, журнальная статья, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление на радио, телевидении, доклад, рекламный текст (слоган) | Проявление познавательной активности Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Повторение пройденного материала. Умение слушать одноклассников Уважительное отношение к выступающему Составление связного устного высказывания | |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. Как вы думаете, все ли жанры публицистики нам известны? Существует ещё один жанр публицистики. Это письмо. Вы знаете письмо как эпистолярный жанр. Публицистическое же письмо, далеко выходя за рамки личного письма, имеет историческую и социальную ценность.
- С одним из таких писем сегодня мы познакомимся на уроке. Это письмо из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», где автор в доверительной манере обращается к подрастающему поколению.
IV. Практическая работа на уроке. Цель этапа: Подготовить уч-ся к созданию текста сжатого изложения - Вспомним, что значит сжать текст?
- Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?
- Сегодня мы продолжим работу над приемами сжатия текста. Обратите внимание: перед вами лежит с текст Д.С.Лихачёва. Если вы заметили: текст не разбит на абзацы. Прочитайте его. Приложение 2 (Первоначальный вариант текста. (Без деления на абзацы) - Какова тема прочитанного текста? Какова его главная мысль?
- Подберем заголовок к данному тексту.
- Подчеркнем в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Приложение 3 - Вспомните структуру текста-рассуждения. Из каких частей состоит текст рассуждения? Наша задача – найти в тексте тезис, аргументы, примеры и вывод. - Теперь разобьем текст на абзацы. Как и в заданиях ГИА микротем в сжатом изложении чаще всего три. - Подчеркните в каждой микротеме только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения - Сформулируйте содержание каждой микротемы, выделите в них ключевые слова. Микротемы к тексту 1. Грубость в языке и поведении человека свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости. 2. Сильный человек силён своим благородством и великодушием. 3. Учиться хорошей речи – долго, но необходимо, поскольку речь – важнейшее свойство личности. (На экране слайд 11) |
Первый подготовленный ученик рассказывает о письме как жанре публицистики (Комментирует слайды презентации) Письма не только освещают социальное положение определенного среза истории, но также являются выразителями духовного и морального состояния людей определённой эпохи. Этот жанр охватывает не только личностные проблемы отдельного человека, но также различные вопросы социального, литературного и культурного характера. Размышления автора письма, направленные на индивидуума, группу людей способствуют формированию и укреплению общественного мнения. Опубликованное в прессе письмо становится достоянием широкой публики и непосредственно влияет на вкус и мировоззрение читателей, литераторов и др.
Презентация Второй подготовленный ученик выступает с информацией о Д.С.Лихачёве. Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 г - 1999 года) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН . Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры. Д.С Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Ученики слушают, задают вопросы.
(Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.) (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)
Читают текст (приложение 2) Отвечают на вопросы учителя относительно сжатия текста Самостоятельно разбивают текст на абзацы (приложение 2) Определяют тему текста (Речь человека отражает состояние его души. Учиться интеллигентной речи – важно.) подбирают заголовок
Подчёркивают ключевые слова и выражения (приложение 3) Работают с текстом, выделяют микротемы | Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Развитие чувства причастности к своему времени, своей «эпохи» Развитие умений запоминать, сопоставлять и анализировать Развитие чувства патриотизма, уважения к личности Д.С Лихачёва Развитие чувства ответственности за свою речь, за каждое сказанное слово Развитие умения выделять главное в тексте, определять тему, подбирать подходящий заголовок, делить текст на абзацы | |
V. Самостоятельная работа учащихся Цель этапа: Дать возможность учащимся создать текст по выделенным микротемам. - Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения, какие – с помощью исключения. Сдайте листы с первоначальным текстом. Запишите краткий пересказ этих фрагментов (сжатое изложение).
VI. Самопроверка. Цель этапа: учить как можно объективнее оценивать свою работу
Проверьте работы. Не забывайте о критериях оценивания. (Презентация, слайд 12) ИК1 – содержание изложения, ИК2 – сжатие исходного текста, ИК3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность Сдайте работы. Они будут проверены по критериям. На следующем уроке вы узнаете отметки. «5» - 7 баллов, «4» - 6 баллов, «3» - 4, 5 баллов. Сдайте работы. VII. Подведение итогов урока Цель этапа: Сформировать личную ответственность за результаты деятельности Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников - Какие новые знания получили на уроке? - Что ещё хотелось бы узнать (о жанрах публицистики, о Д.С.Лихачёве)? - Что повторили? - Что вызывает наибольшие затруднения при работе над сжатым изложением? - Что не вызывает трудностей? - Что такое, по-вашему, культура речи? Сдайте листы со своими работами, они будут проверены по критериям, и на следующем уроке вы узнаете свои отметки | Записывают краткий пересказ фрагментов текста Перечитывают свой текст, соотносят с критериями оценивания Отвечают на вопросы учителя, сдают свои работы Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для успешного выполнения данного вида творческого задания, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. | Понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности. Рефлексия способов и условий действия. Оценивать свою деятельность на уроке. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. | |