Просмотр содержимого документа
««Грамотность речи как показатель культуры человека»»
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
ХОД УРОКА.
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего
ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.
А. Н. Толстой
1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
-Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите тему нашего урока: Грамотная речь как показатель культуры человека. Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа.
Августина, пожалуйста, прочти. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.
- Как вы понимаете этот эпиграф, тему урока? О чем мы будем сегодня говорить?
(лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание, Речь —. конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму).
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Ключевые слова темы семинара «…информационно-коммуникационные технологии, качество образования,творческая лаборатория».
- Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о школе сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.).
-Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи.
А сейчас я вам предлагаю посмотреть видеосюжет и определить проблемное поле урока.
Правильно. Какую реакцию вызвали ошибки дикторов, известных политиков? (отрицательную)
А мы? Что мы чувствуем, когда слышим ошибки в речи собеседника? Чтобы ответить на этот вопрос, Даина провела социологический опрос среди 5-11 классов.
- Спасибо. А вы, как бы вы поступили?
- От чего это зависит?
Но мы должны стремиться к правильной речи. Потому что речь человека – показатель его культуры, воспитанности, образованности. Поэтому сегодня на уроке мы вспомним правила, чтобы наша речь была точной, выразительной, яркой.
Я попросила Женю подготовить орфоэпическое задание. А что такое орфоэпия?
Пожалуйста, Женя.
Женя: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 4. На слайде слова, которые я выбирал из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 1 минуты расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу.
(правильно:добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть) Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.
Следующее задание проверяет орфографические нормы. Давайте расставим буквы в этих словах. Есть желающие? (Арсен)
Делегат, меридиан, сериал, регламент, поджИгать.
- Арсен, найди и подчеркни слово с безударной чередующейся гласной в корне слова.
Как ты определил?
Подбери слово с другой гласной (поджЕг)
А сейчас я предлагаю разделиться на 2 группы и почувствовать себя: 1 группа - в роли учителя русского языка,
2 группа – в роли лингвиста.
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.
1 группа. Задание:
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.
КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)
Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).
На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).
Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать
( употребление слова в несвойственном ему значении).
Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).
Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.
Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.
Обрати внимание на задания ЕГЭ и повтори алгоритм работы с ними.
II группа. Задание:
Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?
Карточка – текст / на проекторе для всех/
1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/
2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/
3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.
- В чем различие между заданиями 1 и 2 группы? (Во второй группе примеры из ХТ)
- Кто имеет право на ошибку? Почему? (Писатель, потому что он стремиться подчеркнуть свой стилистический прием)
Итак, ребята, что хотел сказать нам автор своим стихотворением? (Автор надеется на возрождение русской речи) и как переплетается с темой этого стихотворения? (Тема совпадает с названием текста. Идея выражена в последней строке)
Т.е. автор призывает СРЯ использовать в своей обыденной речи.
Стихотворение В.Шефнера «Устная речь» (Вади́м Серге́евич Ше́фнер (1914—2002) — советский поэт, прозаик, фантаст.)
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
Ребята, так в чём же секрет хорошей речи? (Ответы учащихся).
Затем учитель выводит на проекторе схему «Секреты хорошей речи»:
ясность
точность
краткость
выразительность
Спасибо за урок. Всем, кто выполнил опережающее д/з я ставлю «5» и тем, кто активно работал, тоже ставлю «5». До свидания!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Выполнить упражнения на исправление речевых ошибок.