kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грамотная речь как показатель культуры человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка учащихся 11 класса  к  ЕГЭ. Разбор заданий по культуре речи.

Просмотр содержимого документа
«Грамотная речь как показатель культуры человека.»

№ 63 Урок русского языка в 11 классе

Тема: «Грамотная речь как показатель культуры человека.

Подготовка к ЕГЭ»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: практикум.

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания 4,7, элементы части С: критерии оценки К9,К10).

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:

Рабочий лист урока , слайдовая презентация, медиапроектор, доска для демонстрации, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, слайд – диктант, раздаточный материал.

ХОД УРОКА.


Слайд 1. Эпиграф к уроку: Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня,

меткий, как стрелы, певучий и богатый,

задушевный, как песня над колыбелью.

Что такое Родина? Это весь народ.

Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой


  1. Организационный момент. Введение в тему.

  2. Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте. Присаживайтесь. Накопительные папки, ОК или последние зачётные листы рядом? Сегодня у нас присутствуют гости, мы, конечно же, как гостеприимные хозяева, очень рады и постараемся показать нашу компетентность при работе с отдельными тестовыми заданиями.

Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.

- В чём заключается основная мысль высказывания А.Н. Толстой? (что язык – это показатель культуры)

- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте.

- Какие ошибки чаще всего встречаются в устной речи говорящих?

- Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?

- Кого мы считаем основателем русского национального языка и литературного языка?

II. Актуализация и целеполагание.

- Я предлагаю вам прослушать стихотворение Евгения Весника и посчитать, сколько орфоэпических ошибок я сделаю. (можно записать)

Ода русскому языку

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой –

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил».

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

ОсУжденный и инциНдент,

БлагА, сочуЙствовать, оглУпят». (Слайд )

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не «нАчать», а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите,

Ведь это наш язык родной

Его для внуков сохраните.

СЛАЙД 2. (ошибочное ударение)

- О каких ошибках в речи говорит Евгений Весник? (орфоэпическая норма) - Как правильно нужно произносить эти слова?

СЛАЙД 3. «ОблегчИть, начАть, взад, прИнял,

ПрАв, сочувствовать, подключИл».

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

ОсуждЁнный и инцидент,

БлАга, сочувствовать, оглупЯт». (искажают)

– Как вы понимаете это стихотворении? (автор сокрушается тем, что засоряется русский язык неправильным произношением).

- Почему автор назвал своё стихотворение одой? (Ода – торжественное стихотворение, посвященное какому-либо историческому лицу. Особенность жанра – содержит воззвание)

– К чему призывает Евгений Весник? (очищать язык от скверны).

- Как это можно сделать? (Следить за собой…)

- Так над чем мы будем работать? (с заданиями, которые проверяют умения правильно говорить).

Итак, тема нашего урока: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

- Вспомните или посмотрите в специфике к Демоверсии, какие задания нацелены на проверку речевой и грамматической грамотности? (4- орфоэпическая норма, 7 – грамматическая норма, С- речевые и грамматические нормы)

СЛАЙД 5

4

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

7

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.

К9

Соблюдение языковых норм (грамматические ошибки )

К10

Соблюдение речевых норм (речевые ошибки)


Критерий К9 проверяет языковую компетентность, что именно? Что значит грамматические ошибки?

- Что значит речевая норма (лексическая норма)


  1. Решение учебной задачи. (Работа в группах)

  1. Орфоэпическая разминка.

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. На слайде слова, которые мы прорабатывали. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение, листочки собираются, а ученики от каждого ряда произносят их устно. Кто-то контролирует ). СЛАЙД 6-9

  1. Л ЛомОть, лгалА, лЕкторы, лилА, лилАсь, лососЁвые, лубОчный.

М МедикамЕнты, мастерскИ, мЕльком, металлУргия, мизЕрный, манЁвренный, мозАичный, мЕстностей, мусоропровОд, молЯщий, мещанИн.

Н НамЕрение, недоИмка, некролОг, нЕнависть, навЕрх, нАтрое, новорождЁнный, недУг, нарОст, нЕдруг, новостЕй, нОгтя, навралА, нарвалА, назвалАсь, налилА, насорИт, начАть, нАчал, началА, нАчали, нажИвший.


  1. П ПаралИч, партЕр, пепелИще, премировАть, принУдить, приобретЕние, простынЯ, пАхота, пЕтля, планёр, плЕсневеть, пОхороны, придАное, прОклятый, подОлгу, о прУде, переключИт, пиалА, прибЫвший, пулОвер, пломбировАть, пЕрчить, поднЯвший, принЯться, премировАть, партЕр, пОручни, понЯвший, придАное, процЕнт, плодоносИть, послАла, прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло,платО, простынЕй.


3. О ОбеспЕчение, облегчИть, Отрочество, освЕдомиться, Опрометью, отчАсти, офицЕры, оптОвый, обзвонИть, обзвонИт, облегчИть-облегчИт, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отчАсти, ободрИться-ободрИшься, одолжИть-одолжИт, озлОбить, окружИт, опОшлить, опОшлят, освЕдомиться, освЕдомишься, отбылА, отозвалА.

2. Редактирование предложений. СЛАЙД 9-11

Часто в ваших письменных работах встречаются речевые и грамматические ошибки. Я предлагаю в следующем задании найти и исправить их.

1 группа. Задание:

Исправьте ошибки. Определите вид ошибки.

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.( употребление лишнего слова).

  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).

  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении).

  1. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).

  2. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).

II группа. Задание:

Исправьте ошибки. Определите вид ошибки.

  1. Я шокирован вашим прекрасным подарком. (Употребление слова в несвойственном ему значении.)

  2. Своевременно не были приняты эффектные меры.(Неразличение значений паронимов.

  3. Всё лето студенты собирали народный фольклор. .(Неразличение значений паронимов.

  4. Я всегда восхищаюсь людьми, увлекающихся чем-либо.(Нарушение согласования)

  5. Читая стихотворение, возникает грустное настроение.( Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.)

III группа. Задание:

Исправьте ошибки. Определите вид ошибки.

  1. Герою не по душе сытная жизнь.(Неразличение значений паронимов.)

  2. Спасибо организаторам выставки за путешествие в мир иной.( употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;)

  3. Наша академия гордится всеми пятистами выпускниками.(ошибочное словообразование).

  4. Скрипевший снег под ногами искрился и сверкал.(ошибка в построении причастного оборота).

  5. Автор текста поднимает важную проблему. Которая не может не волновать. (нарушение границ предложений).


  1. Составление алгоритма работы с заданием №7. СЛАЙД 12

-С чего начать выполнение данного задания?

1.Определить строение предложения. -Что нам это даёт?

А. Простое предложении:

- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;

- нарушение в построении предложения с приложением;

- ошибка в построении предложения с однородными членами;

- построение предложения с деепричастным оборотом;

- нарушение в построении предложения с причастным оборотом;

Б. сложное предложение:

- неправильное построение предложения с косвенной речью;

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

- нарушение границ предложения;

- ошибка в построении сложного предложения.

2. Проверяю согласованность грамматической основы.

3.Смотрю, чем осложнено предложение и проверяю правильность синтаксической единицы.


  1. Повторение теоретических знаний (устно по СЛАЙДУ 13)


  1. Работа с тестовым заданием №7

1 группа. Задание:

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А. Все области человеческой природы не только работают в согласии с логикой и последовательностью, но и с под­линной правдой и верой.

Б. Благодаря ежегодного обильного плодоношения, морозостойкости, способности легко размножаться, слива получила широкое распростра­нение на территории России.

В. Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России.

Г. Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних жи­вотных.

Д. Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, худож­никами создаются произведения пей­зажной живописи.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлеж. и сказуемым

3) нарушение в построении предл. с приложением

4) ошибка в построении предложения с однор. членами

5) построение предл. с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предл. с косвенной речью

2 группа. Задание:

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Те, кто знаком с азами столярного дела, может оборудовать рабочее ме­сто для компьютера своими руками и при этом избежать лишних затрат.

Б) На встрече со своими читателями по­эт признался, что «я словно слышу стихи».

В) Создав славянскую азбуку, на сла­вянский язык были переведены практически все важнейшие церков­ные книги и молитвы

Г) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успе­хом используются в косметологии.

Д) Крупный камень красивого фиолето­вого цвета, вставленного в браслет, на самом деле оказался металлическим сплавом.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлеж. и сказуемым

3) нарушение в построении предл. с приложением

4) ошибка в построении предложения с однор. членами

5) построение предл. с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предл. с косвенной речью

  1. группа. Задание:

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Сразу по приезду в село Константи­ново — на родину поэта — школьни­ки отправились в музей.

Б) 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трёх лёгких судов для плавания на дальние расстоя­ния, различил на горизонте не­большой остров.

  1. Обыкновенно, создавая своё произве­дение, в нём выражается авторское отношение к жизни и людям.

Г) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей за­ключается в том, чтобы «мы какою угодно ценою воспитали в ребёнке человечность».

Д) Организм человека, в котором рабо­тают сложные биохимические меха­низмы, требуют ежедневного поступ­ления необходимых питательных веществ.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлеж. и сказуемым

3) нарушение в построении предл. с приложением

4) ошибка в построении предложения с однор. членами

5) построение предл. с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предл. с косвенной речью







7. Работа с деформированным текстом

А. Выразительное чтение исходного текста

Исходный текст №1:

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.

(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.

(3)Инвалид принялся заправлять постели.

(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, - привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.

(6) - Мурочка! (7)Всё в порядке, - известил он даму и присел к столику.

(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»

(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.

(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:

(11)- Ну, хорошо, хорошо! - (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.

(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку - не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.

(15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? - строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.

(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.

(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. Астафьеву)

Б. Проанализируйте ученические сочинения, написанные на основе анализа исходного текста. Определите, какие структурные части в них отсутствуют. Проверьте соблюдение абзацного членения. Найдите грамматические ошибки. Что, на ваш взгляд, удалось авторам сочинений, а что требует доработки?

Сочинение 1

Автор данного текста, В.Астафьев, размышляет о взаимоотношении между мужчиной и женщиной. На что способны люди ради любви? Эта проблема, поставленная автором, очень актуальна в наши дни. В.Астафьев заставляет задуматься над тем, что важнее в человеке: «внутренний мир» или внешность?

Сейчас существуют множество таких случаев, когда женщины выходят замуж за инвалидов. Поэтому проблема, которую выдвинул автор, заинтересовала меня сразу. В.Астафьев считает: «…такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно». Конечно, такие взаимоотношения не каждый способен выдержать. Я полностью согласна с мнением автора. Ведь нет жизни без любви.

В доказательство своей точки зрения хочу привести несколько доказательств. Моя соседка, по этическим причинам не буду называть её фамилию и имя, жила как все: утром ходила на работу, вечером хозяйничала дома. Но в один прекрасный день её сбила машина. Теперь она «привязана» к инвалидной коляске. Соседка не может самостоятельно передвигаться. Думала ли она, что с ней произойдёт такой случай? Конечно, нет. Но в одном ей всё-таки повезло: она вышла замуж за хорошего человека. Он не бросил жену в трудную минуту. Наоборот, муж всегда поддерживаал её, помогает во всём. В заключение хочу сказать, что любовь – сильное чувств. Ради которого люди способны на безумные проступки.

В. Презентация результата. Комментарии учащихся

Объём соответствует норме. Нет чёткости в формулировке проблемы. Отсутствует текстуальный комментарий. Приведён один аргумент с опорой на жизненный опыт. (ср. «В доказательство своей точки зрения хочу привести несколько аргументов.») В сочинении всего три абзаца, т.е. нарушено абзацное членение…

  1. Рефлексия.

-Из каких частей должно состоять рассуждение по исходному тексту?

- Какие ошибки других учеников вы взяли для себя на вооружение?

7. Инструктаж по домашнему заданию:

    1. Повторить план сочинения-рассуждения

2. Написать свой вариант сочинения по исходному тексту или отредактировать предложенные сочинения

  1. Для анализа на следующем уроке

2. Аналитическая беседа по прочитанному тексту.

- Какие чувства вызывает у вас прочитанный текст?

- удивление, сочувствие: человек с одной рукой надевает молодящейся даме тапочки, она не испытывает даже смущения

- восхищение «собачьей преданностью», мужеством героя, стремлением утвердить себя как мужчину, а не как инвалида: он уступает место жене на нижней полке, не хочет показывать свою немощность («шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку»).

- Назовите героев рассказа. Опишите их, используя лексические средства из рассказа

Мурочка

Архитектор- инвалид

«Миловидная, молодящаяся дама»; «ободрённая», «победительно взглянула»

человек с одной рукой; « он устал изрядно, пока заправил две постели», «по-собачьи преданно перехватил её взгляд»

«супруг … снова заизвинялся, заспешил»; «шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку».


Прочитайте строки из стихотворений разных поэтов:

Любовь - она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной,
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой...
(О.Высотская)


Не бывает любви несчастливой.

Не бывает... Не бойтесь попасть

В эпицентр сверхмощного взрыва,

Что зовут "безнадежная страсть".

Если в душу врывается пламя,

Очищаются души в огне.

И за это сухими губами

"Благодарствуй!" шепните Весне. (Ю.Друнина)


Не бывает любви несчастной,
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной,
Но несчастной любви не бывает,
Даже если она убивает.
Тот, кто этого не усвоит,
И счастливой любви не стоит.
(Б.Заходер)

- Какая мысль объединяет эти строки разных поэтов?

Любовь бывает разная. Какая бы она ни была, её нельзя называть «несчастливой», «несчастной».

- Какую любовь описывает В.Астафьев?

Слепую? Безответную? Рабскую? Преданную? Несчастливую? Жертвенную? …

- Смог ли сам автор дать определение этой любви? (перечитайте предложения 22-23)

Автор не навязывает свою точку зрения, он приглашает нас, читателей, к размышлению. Писатель лишь отмечает, что такую любовь ему «постичь непосильно».

- Нужна ли человеку такая любовь?

- Нет, не нужна.

- Да, нужна. Любовь бывает разная. Каждый имеет право на любовь и возможность по-своему распоряжаться своими чувствами: страдать от неразделённой любви, терпеть унижения от любимого человека или же наслаждаться счастливыми мгновениями. Какое бы определение мы ни дали любви инвалида-фронтовика, это всё равно любовь, любовь большая и искренняя, возвышающая его, того, кто любит.

- Какие высказывания, на ваш взгляд, наиболее точно отражают позицию В.Астафьева, его концепцию любви?

  • Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена. (Куприн А.И.)

  • Любить - это находить в счастье другого свое собственное счастье. (Лейбниц Г.)

  • Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь. (Мольер)

  • Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её, ни счастья - выше наслаждения служить ей. (Шекспир У.)

  • Любить пылко - это, конечно, прекрасно, но любить самоотверженно - еще лучше... Истинно любят только тех, кого любят даже в их слабостях и в их несчастьях. Щадить, прощать, утешать - вот вся наука любви. (Франс А.)

  • Мучительная любовь не есть истинная... (Герцен А. И.)

  • Любовь носит такие очки, сквозь которые медь кажется золотом, бедность - богатством, а капли огня - жемчужинами. (Сервантес)

  • Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни. (Толстой Л. Н.)

  • У любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. (Паустовский К. Г.)

- Обмен мнениями

  1. Подведение итогов занятия:












































Просмотр содержимого презентации
«Грамотная речь как показатель культуры человека.»

МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №2» Эпиграф к уроку:   Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня,  меткий, как стрелы, певучий и богатый,  задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.  А. Н. Толстой Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Новокшонова О. Н.

МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №2»

Эпиграф к уроку:

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня,

меткий, как стрелы, певучий и богатый,

задушевный, как песня над колыбелью.

Что такое Родина? Это весь народ.

Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Новокшонова О. Н.

ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл, ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил». Рабочий и интеллигент Родную речь, как шавку, лупят: ОсУжденный и инциНдент, БлагА, сочуЙствовать, оглУпят.

ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил».

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

ОсУжденный и инциНдент,

БлагА, сочуЙствовать, оглУпят.

ОблегчИть, начАть, взад, прИнял, ПрАв, сочувствовать, подключИл». Рабочий и интеллигент Родную речь, как шавку, лупят: ОсуждЁнный и инцидент, БлАга, сочувствовать, оглупЯт.

ОблегчИть, начАть, взад, прИнял,

ПрАв, сочувствовать, подключИл».

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

ОсуждЁнный и инцидент,

БлАга, сочувствовать, оглупЯт.

Ода русскому языку О, бедный мой язык родной, О, прелесть русской речи чистой! Кто не глумился над тобой – Шпана, чиновники, лингвисты… Кто бедолагу не ломал, Не выворачивал, не мучил: «ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл, ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил». Рабочий и интеллигент Родную речь, как шавку, лупят: ОсУжденный и инциНдент, БлагА, сочуЙствовать, оглУпят». От сердца я хочу воззвать Ко всем, кто сын России верный: Пора не «нАчать», а начАть Язык наш очищать от скверны. Друзья, следите за собой, Когда по-русски говорите, Ведь это наш язык родной Его для внуков сохраните.

Ода русскому языку

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой –

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил».

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

ОсУжденный и инциНдент,

БлагА, сочуЙствовать, оглУпят».

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не «нАчать», а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите,

Ведь это наш язык родной

Его для внуков сохраните.

Тема урока: Грамотная речь как показатель культуры человека.  Подготовка к ЕГЭ.

Тема урока:

Грамотная речь как показатель культуры человека.

Подготовка к ЕГЭ.

Из плана Демоверсии 4 Орфоэпические нормы (постановка ударения) 7 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. К9 Соблюдение языковых норм (грамматические ошибки ) К10 Соблюдение речевых норм (речевые ошибки)

Из плана Демоверсии

4

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

7

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.

К9

Соблюдение языковых норм (грамматические ошибки )

К10

Соблюдение речевых норм (речевые ошибки)

Произнеси правильно! Л Ломоть, лгала, лекторы, лила, лилась, лососёвые, лубочный. М Медикаменты, мастерски, мельком, металлургия, мизерный, манёвренный, мозаичный, местностей, мусоропровод, молящий, мещанин. Н Намерение, недоимка, некролог, ненависть, наверх, натрое, новорождённый, недуг, нарост, недуг, новостей, ногтя, наврала, нарвала, назвалась, налила, насорит, начать, начал, начала, начали, наживший.

Произнеси правильно!

Л Ломоть, лгала, лекторы, лила, лилась, лососёвые, лубочный.

М Медикаменты, мастерски, мельком, металлургия, мизерный, манёвренный, мозаичный, местностей, мусоропровод, молящий, мещанин.

Н Намерение, недоимка, некролог, ненависть, наверх, натрое, новорождённый, недуг, нарост, недуг, новостей, ногтя, наврала, нарвала, назвалась, налила, насорит, начать, начал, начала, начали, наживший.

Произнеси верно! О  Обеспечение, облегчить, отрочество, осведомиться, опрометью, отчасти, офицеры, оптовый, обзвонить, обзвонит, облегчить-облегчит, облилась, обнялась, обогнала, ободрала, отчасти, ободриться-ободришься, одолжить-одолжит, озлобить, окружит, опошлить, опошлят, осведомиться, осведомишься, отбыла, отозвала.

Произнеси верно!

О Обеспечение, облегчить, отрочество, осведомиться, опрометью, отчасти, офицеры, оптовый, обзвонить, обзвонит, облегчить-облегчит, облилась, обнялась, обогнала, ободрала, отчасти, ободриться-ободришься, одолжить-одолжит, озлобить, окружит, опошлить, опошлят, осведомиться, осведомишься, отбыла, отозвала.

Произнеси верно! П Паралич, партер, пепелище, премировать, принудить, приобретение, простыня, пахота, петля, планёр, плесневеть, похороны, приданое, проклятый, подолгу, о пруде, переключит, пиала, прибывший, пуловер, пломбировать, перчить, поднявший, приняться, премировать, партер, поручни, понявший, процент, плодоносить, послала, прибыть-прибыл-прибыла-прибыло, плато, простыней

Произнеси верно!

П Паралич, партер, пепелище, премировать, принудить, приобретение, простыня, пахота, петля, планёр, плесневеть, похороны, приданое, проклятый, подолгу, о пруде, переключит, пиала, прибывший, пуловер, пломбировать, перчить, поднявший, приняться, премировать, партер, поручни, понявший, процент, плодоносить, послала, прибыть-прибыл-прибыла-прибыло, плато, простыней

Задание 1 группы:    Исправьте ошибки. Определите вид ошибки. 1. Впереди лидирует команда наших спортсменов. 2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.  4. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. 5. Родители хотели устроить праздник более пышнее.

Задание 1 группы:

Исправьте ошибки. Определите вид ошибки.

1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

4. Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5. Родители хотели устроить праздник более пышнее.

Задание 2 группы: Исправьте ошибки. Определите вид ошибки. 1. Я шокирован вашим прекрасным подарком. 2. Своевременно не были приняты эффектные меры. 3. Всё лето студенты собирали народный фольклор. 4. Я всегда восхищаюсь людьми, увлекающихся чем-либо . 5. Читая стихотворение, возникает грустное настроение .

Задание 2 группы:

Исправьте ошибки. Определите вид ошибки.

1. Я шокирован вашим прекрасным подарком.

2. Своевременно не были приняты эффектные меры.

3. Всё лето студенты собирали народный фольклор.

4. Я всегда восхищаюсь людьми, увлекающихся чем-либо .

5. Читая стихотворение, возникает грустное настроение .

Задание 3 группы: Исправьте ошибки. Определите вид ошибки. 1. Герою не по душе сытная жизнь. 2. Спасибо организаторам выставки за путешествие в мир иной. 3. Наша академия гордится всеми пятистами выпускниками. 4. Скрипевший снег под ногами искрился и сверкал. 5. Автор текста поднимает важную проблему. Которая не может не волновать.

Задание 3 группы:

Исправьте ошибки. Определите вид ошибки.

1. Герою не по душе сытная жизнь.

2. Спасибо организаторам выставки за путешествие в мир иной.

3. Наша академия гордится всеми пятистами выпускниками.

4. Скрипевший снег под ногами искрился и сверкал.

5. Автор текста поднимает важную проблему. Которая не может не волновать.

Синтаксические нормы ( 7)  ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной  формы существительного с предлогом; 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым   3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением; 4) ошибка в построении предложения с однородными членами; 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;   6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом; 7) неправильное построение предложения с косвенной речью; 8) Нарушение границ предложения, неправильное построение сложного предложения.

Синтаксические нормы ( 7)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы

существительного с предлогом;

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  3) нарушение в построении предложения с несогласованным

приложением;

4) ошибка в построении предложения с однородными

членами;

5) неправильное построение предложения с деепричастным

оборотом;

  6) нарушение в построении предложения с причастным

оборотом;

7) неправильное построение предложения с косвенной

речью;

8) Нарушение границ предложения, неправильное построение сложного предложения.

Алгоритм работы с заданием №7.    1. Определить строение предложения. А. Простое предложении: - неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; - нарушение в построении предложения с приложением; - ошибка в построении предложения с однородными членами; - построение предложения с деепричастным оборотом; - нарушение в построении предложения с причастным оборотом; Б. сложное предложение: - неправильное построение предложения с косвенной речью; - нарушение связи между подлежащим и сказуемым; - нарушение границ предложения; - ошибка в построении сложного предложения. 2. Проверяю согласованность грамматической основы. 3.Смотрю, чем осложнено предложение и проверяю правильность синтаксической единицы.

Алгоритм работы с заданием №7.

1. Определить строение предложения.

А. Простое предложении:

- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;

- нарушение в построении предложения с приложением;

- ошибка в построении предложения с однородными членами;

- построение предложения с деепричастным оборотом;

- нарушение в построении предложения с причастным оборотом;

Б. сложное предложение:

- неправильное построение предложения с косвенной речью;

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

- нарушение границ предложения;

- ошибка в построении сложного предложения.

2. Проверяю согласованность грамматической основы.

3.Смотрю, чем осложнено предложение и проверяю правильность синтаксической единицы.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А. Все области человеческой природы не только работают в согласии с логикой и последовательностью, но и с подлинной правдой и верой.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Б. Благодаря ежегодного обильного плодоношения, морозостойкости, способности легко размножаться, слива получила широкое распространение на территории России.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

В. Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России.

3) нарушение в построении предложения с приложением;

Г. Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних жи­вотных.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами;

Д. Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художниками создаются произведения пейзажной живописи.

5) построение предложения с деепричастным оборотом;

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом;

7) неправильное построение предложения с косвенной речью;

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Те, кто знаком с азами столярного дела, может оборудовать рабочее место для компьютера своими руками и при этом избежать лишних затрат.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Б) На встрече со своими читателями поэт признался, что «я словно слышу стихи».

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

В) Создав славянскую азбуку, на славянский язык были переведены практически все важнейшие церковные книги и молитвы

3) нарушение в построении предло-жения с приложением;

Г) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами;

Д) Крупный камень красивого фиолетового цвета, вставленного в браслет, на самом деле оказался металлическим сплавом.

5) построение предложения с деепричастным оборотом;

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом;

7) неправильное построение предложения с косвенной речью;

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А. Сразу по приезду в село Константиново — на родину поэта — школьники отправились в музей.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Б) 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трёх лёгких судов для плавания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

Обыкновенно, создавая своё произведение, в нём выражается авторское отношение к жизни и людям.

3) нарушение в построении предло-жения с приложением;

Г) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы «мы какою угодно ценою воспитали в ребёнке человечность».

4) ошибка в построении предложения с однородными членами;

Д) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ.

5) построение предложения с деепричастным оборотом;

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом;

7) неправильное построение предложения с косвенной речью;

Инструктаж по домашнему заданию: 1. Повторить план сочинения-рассуждения.  2. Написать свой вариант сочинения по исходному тексту или отредактировать предложенные сочинения

Инструктаж по домашнему заданию: 1. Повторить план сочинения-рассуждения.

2. Написать свой вариант сочинения по исходному тексту или отредактировать предложенные сочинения

Исправьте ошибки! 1. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский. 2. В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, которым ведут герои. 3. Я пил кофе, приготовленный барменом, и в который добавили виски.

Исправьте ошибки!

1. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.

2. В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, которым ведут герои.

3. Я пил кофе, приготовленный барменом, и в который добавили виски.

Построение предложений с косвенной речью.

Построение предложений с косвенной речью.

  • Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».
  • Я не заметил, что находится ли он в комнате.
  • Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».
  • Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Грамотная речь как показатель культуры человека

Автор: Новокшонова Ольга Николаевна

Дата: 23.09.2016

Номер свидетельства: 345485

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Консультационное занятие по теме: « Грамотная речь как показатель культуры человека». "
    ["seo_title"] => string(91) "konsul-tatsionnoie-zaniatiie-po-tiemie-gramotnaia-riech-kak-pokazatiel-kul-tury-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "103462"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402586897"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Открытый урок по теме "Грамотная речь как показатель культуры человека." Подготовка к ЕГЭ. "
    ["seo_title"] => string(95) "otkrytyi-urok-po-tiemie-gramotnaia-riech-kak-pokazatiel-kul-tury-chielovieka-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "161458"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422216719"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "«Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»"
    ["seo_title"] => string(64) "podgotovka_k_ege_gramotnaia_rech_kak_pokazatel_kultury_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "495856"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547734485"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) "План открытого урока и презентация по русскому языку в 10 классе (профильный уровень) на тему "Грамотная речь как показатель культуры современного человека""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_otkrytogo_uroka_i_prezentatsiia_po_russkomu_iazyku_v_10_klasse_profilnyi_ur"
    ["file_id"] => string(6) "475653"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1533712336"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства