Просмотр содержимого документа
««Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Открытый урок русского языка в 10 классе по теме «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека», проводимый в рамках методического фестиваля «Педагогическое мастерство и новаторство: от идеи к результату».
Учитель: Усова О.Ю.
Урок русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный материал по разделу «Культура речи», проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания 4, 5, 6, 7, 8-13, 24, элементы 25 задания).
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Задачи урока:
Актуализация и систематизация теоретических знаний по развитию речи, по основным разделам русского языка: «Орфографии», «Орфоэпии», «Лексике», «Синтаксису» и т.д.;
исследование синтаксических конструкций через их сравнительный анализ;
обобщение представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и возможностях их использования;
развитие умения работать с заданиями ЕГЭ; умения грамотно проводить комплексный анализ текста;
совершенствование навыков правописания.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование:
слайдовая презентация, медиапроектор, интерактивная доска, листы с заданиями по типу ЕГЭ.
ХОД УРОКА
ЭПИГРАФ
1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
1. Эпиграфом нашего урока являются слова римского оратора Цицерона. Послушайте их и постарайтесь определить тему нашего разговора:«Умение правильно говорить - ещё не заслуга, а неумение – это уже позор, потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина». Цицерон.
-Какова тема нашего разговора сегодня?
(Мы будем говорить о том, в каких случаях наша речь является правильной, грамотной, потому что речь - это показатель культуры человека, продолжить подготовку к ЕГЭ по разделу «Культура речи»).
- Запишем тему нашего урока: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
- Сегодня у нас присутствуют гости. Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о вас, о школе сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру речи, поведения, одежды и.п.).
-Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, почему нужно говорить правильно? Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте. (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ).
2). Отчет ученика о результатах социологического опроса среди учащихся.
«Как вы поступите, услышав ошибку в речи другого человека?» (Индивидуальное задание, дается заранее).
3). Формулирование цели урока учащимися.
- Ребята, радует, что все учащиеся школы осознают роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, наш язык, наша культура. Скоро вам сдавать ЕГЭ. Вы понимаете, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, умение анализировать текст. Назовите номера заданий, связанных с литературными нормами (4, 5,6, 7, 24). Исходя из этого, сегодня у нас урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать умение анализировать текст.
Мы, учителя, вас учим в школе, как правильно говорить, а остальные люди как должны ориентироваться, что для них является образцом правильной речи? (Средства СМИ).
Ученик комментирует презентацию «Язык средств массовой информации: образец для подражания или порицания?», подготовленную им заранее.
2. Работа по теме урока.
1)Орфоэпическая разминка
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание 4:
Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. Спасибо за работу.
2) Работа по группам.
Идеалом для нас остаются великие классики.
- 1 группа. Задание. Ребята, а как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина? (слова выведены на слайде)
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
-А к мнению Гоголя? «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего».
- Приглашаю вас к размышлению. Попытаемся разрешить это противоречие и найти ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин.
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.
Впереди лидирует команда наших спортсменов (употребление лишнего слова).
На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).
Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать
(употребление слова в несвойственном ему значении).
Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).
Родители хотели устроить праздник более пышнее (неправильное образование форм прилагательных).
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.
Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.
Обрати внимание на задания ЕГЭ и повтори алгоритм работы с ними.
3 группа. Задание:
Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?
1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/
2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/
3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.
ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.
Группы представляют результаты своей работы (3-5 мин). Комментарии учителя.
-Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?
Вспомним слова Н.В.Гоголя: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего»
Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. Пушкин был творческим человеком и иногда мог отступить от нормы, например, для создания рифмы, но это не значит, что он не знал норм языка.
Учитель
- В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».
- Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?
6) Слово учителя. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»
- Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст, это умение надо развивать.
Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.
Ученики знакомятся с заданиями к тексту, алгоритмом работы, формируют пары, группы, кто-то решает работать индивидуально, отбирают справочную литературу.
В стихотворении поставлен вопрос-проблема: Какова же судьба русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит, умирает, исчезает.
Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи.
- Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств?
3. Группа «языковеды» (исследование художественных средств)
Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ
устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры - гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.
4. Группа «лингвисты» (исследование на синтаксическом уровне)
1 ученик.
Синтаксические конструкции: простые предложения в составе сложноподчиненного. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни..
глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям, к воскрешению русской словесности.
2 ученик
Приложение в составе придаточного «чтобы речь - /людское чудо/, - не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании.
3 ученик
Таким образом, выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте.
«Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни».
Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи.
СЦЕНКА «В кабинете врача»
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.
Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим . А в каком классе учишься, молодой человек?
Петя: В 3 -ым
Доктор: В пятом «ым»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
Доктор: Порядочек… Железно… Круто ). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).
Молодцы, ребята. Сегодня мы весь урок говорим о понятии «КУЛЬТУРА».
(Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде, схема «Секреты хорошей речи»)
Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».
Я желаю вам лёгкости стиля.
- Дай бог нам прадедов наследие сберечь,
Не притупить свой слух там, где ему всё ново,
И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
С прозреньем Пушкина и красками Рублёва.
(В.Рождественский)
Ребята, так в чём же секрет хорошей речи? (Ответы учащихся).
Затем учитель выводит на проекторе схему «Секреты хорошей речи»:
ясность
точность
краткость
выразительность
Спасибо за урок. Оценку получит каждый, общую за урок, исходя из критериев оценки каждого этапа урока.
3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Комплексный анализ текста
Прочитайте отрывок из выступления Александра Исаевича Солженицына на круглом столе Российской академии наук. А если бы вам предложили выступить и откликнуться на то, о чем сказал писатель? Что бы вы сказали?
(1)Упомянув слово культура, я должен пояснить, какого определения я придерживаюсь. (2)Двух. (3)Одно – различающее цивилизацию как возделывание среды, условий обитания и культуру как возделывание внутренней жизни человека, его души. (4) Второе: культура есть совокупность интеллектуальных, мировоззренческих, этических и эстетических достижений. (5) Как видим, определения эти сходятся в одно: главное в культуре – развитие, обогащение, совершенствование нематериальной жизни.
(6) Уже не первое столетие в цивилизованном мире идет далеко не сразу замеченный процесс потери духовной сосредоточенности и высоты, процесс рассеяния, быть может, невосполнимой растраты духовных ценностей.
(7) В 19 веке еще редко кто различал его. (8) Но уже весь 20 век, столь технически успешный, а психологически поспешный, разными путями действовал, снижая уровень культуры. (9) Этот крушительный мировой процесс, неуклонный от десятилетия к десятилетию, застал нас, однако, как бы врасплох. (10) И широко – однако необоснованно – создалась иллюзия культурного пресыщения, культурной усталости: будто уже вся возможная культура исчерпана и уже не питает нас.
1.Озаглавьте текст.
2.Выпишите ключевые слова.
3.Определите тему текста, основную(ые) мысль (и) текста.
4.Объясните лексическое значение слов ИЛЛЮЗИЯ, ПРЕСЫЩЕНИЕ.
5.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А) Культура и цивилизация – это не одно и то же.
Б) Культура – это то, что связано с развитием в области духовной жизни человека.
В) Процесс потери духовной высоты начался недавно и всеми был замечен.
Г) 20 век, несмотря на успехи в области техники, неуклонно разрушал духовные ценности.
6.Выпишите из текста (предложения 5-8) страдательное причастие прошедшего времени. Как оно образовано?
7.Сравните: чем различаются слова ОДНАКО в предложениях 9 и 10? Какой частью речи является каждое из слов?
8.Определите способ образования слова РАСТРАТЫ в 6 предложении.
9.Укажите тип связи слов в словосочетании УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ.
Приложение №1
Грамматические ошибки
1 Ошибочное словообразование
Например, заместо, надсмехаться, бессмертность
2 Ошибочное образование формы существительного
Многие чуда техники, не хватает время
3 Ошибочное образование формы прилагательного
Более интереснее, красивше
4Ошибочное образование формы числительного
С пятистами рублями
5Ошибочное образование формы местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети
6 Ошибочное образование формы глагола
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы, ложат, я победю
7 Нарушение согласования
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
8 Нарушение управления
Нужно сделать свою природу более красивую.
9 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали против такой оценки его творчества.
10 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Замерло на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
11 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Она написала книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.
12Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему его люблю.
13Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство…
14Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
15Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
16Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
17Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Приложение №2
Памятка
Типы речевых ошибок
№ п/п
Вид ошибки
Примеры
Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
В.Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удается объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
У девочки были коричневые глаза. (Глаза карие)
Употребление лишних слов (плеоназм)
Это был молодойюноша, очень прекрасный. (Если юноша, то он и так молод. Прекрасный -высшая степень красоты, очень красивый, поэтому неуместно употребление слова очень со словом прекрасный)
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришелв редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Неудачное употребление личных и указательных местоимений
Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу возникла картина в своем воображении.