Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ: "Выразительность русской речи" 9-11 классы»
Подготовка к ЕГЭ Выразительность русской речи
1. Выполнить задания
Подчеркнуть актуальность проблемы автору помогают _______ (Вопрос этот не праздный и не
лишний; красота, способная спасти мир, сама очень уязвима). Чтобы усилить впечатление читателя об ущербе, нанесенном искусству войной, автор применяет прием _______ (А вот атланты и кариатиды ни эвакуироваться, ни спрятаться не могли-так и оставались при своих стенах, как некогда прикованный Прометей оставался при своей скале). Выразительности речи способствует использование ________ ( В том же дворике, где так недолго простояли благородные каменные изваяния, расположен детский сад). Смысловые центры текста выделяются с помощью особых синтаксических средств ________ (Век спустя наш современник задает вопрос: а кто спасет красоту? Видели ли эти кадры подростки, разбивавшие скульптуры в московском дворике?).Важно для понимания смысла такое синтаксическое средство, как _______ (Красота, способная спасти мир, сама очень уязвима. Камень тоже. Бронза тоже.)
Список терминов:
Сравнение 6. Парцелляция
Аналогия 7. Эпитет
Риторический вопрос 8.Градация
Вопросно-ответное единство 9.Гипербола
Перифраз 10. Ирония
2. Выполнить задания
Воссоздать обстановку первых десятилетий ХХ века помогают_______( Район за Невской заставой; Шлиссельбургский тракт; мировая буржуазия ). Особенности мировоззрения поэтессы высвечиваются на фоне изображения иных взглядов, чему способствует такой прием, как______(Революция была для них не катастрофой, но частью детства, средой обитания и идеалом). Текст становится более выразительным благодаря использованию_______( Путь в революцию; первые воспоминания кодируют жизнь) и _______(Мать хотела вырастить дочерей « тургеневскими девушками»).Собственные оценки и отношение к отдельным предметам и явлениям автор выражает с помощью_______( Мрачные заводы; клонированные рабочие с оружием; черные фыркающие головешки; сырое великолепие парков).
Список терминов:
1.Эпитет 6.Фразеологизм
2.Перифраз 7.Историзм
3.Синекдоха 8.Сравнение
4.Метафора 9.Инверсия
5.Антитеза 10.Гипербола
3. Выполнить задания
Автор текста поднимает нравственную проблему, которая выражается в форме______(Так я, наверное, первый раз в жизни столкнулся с проблемой: что важнее-быть или казаться?). Смысловой центр текста выражается с помощью_______(Я раскритиковал статичный, как мне показалось, портрет у Тургенева, противопоставляя динамичный портрет у Чехова. Эрудицию следует иметь настоящую, поверхностной щеголять не годится.) А стилистический прием, основанный на этом, называется _______ . Описывая случай из собственной жизни, вызвавший размышления об истинной эрудиции, автор прибегает к стилистическим приемам_______(Поверхностной эрудицией щеголять не годится; эрудицией хотел взять реванш за то, что не танцую, за то, что неуклюж ). Кроме того, автор использует______( Она осведомилась, что мною прочитано из Гераклита), которые делают текст более выразительным. Передать намерения автора помогает такое синтаксическое средство, как________( Ведь я не просто выразил свое отношение к портрету, а сильно преувеличил его. Не просто привел слова древнего философа, а щегольнул ими ).
Список терминов:
1.Оксюморон 6.Парцелляция 11.Метонимия
2.Антитеза 7.Инверсия
3.Метафора 8.Антонимы
4.Сравнение 9. Риторический вопрос
5.Градация 10.Риторическое восклицание
4. Выполнить задания
Автор прибегает к описанию неформалов, используя_______(Известно, как стригутся, как одеваются, что поют и танцуют, какую музыку предпочитают и еще всякое разное. Я могу понять коллегу, который требует пресечь рок-музыку, ибо она якобы толкает молодежь к бездуховности, наркомании и свободной любви). При выражении отношения общества к неформальной моде автор использует прием_________(Облик их вызывает порой просто шок). Усиливает влияние на читателя и такой синтаксический прием, как________(Вот идет парень лет двадцати, на шее у него цепочка из белого металла, на куртке заклепки. А в правом ухе серьга). Благодаря______(Зачем? С какой целью? Не знаю.), автор строит диалог с читателем. Свое отношение к моде неформалов автор выражает с помощью______ (Когда почтенный гражданин видит на скамейке шестерых молодых людей с бисером на запястье, он невольно убыстряет шаг: уж не затевают ли чего? Почему же его не страшат чиновники в галстуках, которые закрываются в кабинете. Уж эти-то точно что-то затевают!). А вывод делает с помощью такого тропа, как_____(Уткнувшись глазом во что-то блестящее, можно проглядеть главное).
Список терминов:
1.Парцелляция 6.Вопросно-ответное единство
2.Гипербола 7.Риторический вопрос
3.Метонимия 8.Перифраз
4.Литота 9.Ирония
5.Ряды однородных членов 10.Метафора
5.Выполнить задания
Основную мысль автор выражает с помощью________(Берегите матерей, люди! Берегите!). Выразить собственную позицию автору помогают_______(Человек выбирает жизнь; возраст как бы сравнивает меня; нет в душе метания). Описать собственную жизнь автору удалось благодаря использованию_______(Я бы опять выбрал эту жизнь, насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат). Текст делается более понятным вследствие использования в нем________(Просить судьбу, доброе сердце).
Список терминов:
1.Метафора 6.Умолчание
2.Сравнение 7.Градация
3.Эпитет 8.Устойчивые выражения
4.Ряды однородных членов
5.Риторическое восклицание
6.Выполнить задания
Описать уклад школьной жизни автору помогают_______(Я смотрел, как топтали сапогами самодельную азбуку, как ломали самодельные счеты, парты, сколоченные деревенским плотником, смотрел на весь тот бедный и священный уклад школы…). Более выразительным это описание делает_______(Бедный и священный уклад). Разговорность тексту придает использование_________(Поклониться до земли; доживать свой век; вышли в люди; с легким сердцем; от мала до велика), а выражению оценки происходящего способствует_______(Были бы гроши и харчи хороши!). Автор как бы вступает в диалог с читателем, используя_______(Нетипично? Отстало? Деревни обречены на вымирание-слышу я отовсюду. Но они еще не вымерли, они еще живут и работают…).
Список терминов:
1.Ряды однородных членов 6.Экспрессивная разговорная лексика
Виктор Астафьев с мастерством художника описывает картины природы нашей Родины. Автор использует_______(Поражали мое воображение гуси, которых тут бродили тысячи, если не миллионы). _______(Гусь-персона)-это выражение авторской оценки. А сделать описание ярким и образным писателю удалось благодаря_______(Кинжально-торчащая и по-ужиному шипящая осока, дерзкие птицы, задушенный пылью лист). Встречаются в описании и________(Дерзкие, драчливые птицы надменно, как московские пешеходы, ведут себя на дорогах). Все это делает описание природы зримым и образным.
7Б. Выполнить задания
Рассуждая об истоках любви к Родине, автор прибегает к _______(Не знаю, что такое курский соловей,-не слышал, но курский гусь-это фигура!). Большое выразительное значение имеет______(Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются только по родству, с молоком матери, редкой лаской отца…). Отношение автора к своей земле передается не только с помощью слова «люблю», но и посредством_______(Диковатая и прекрасная Сибирь). А отношение к своей малой родине передается через________(Говорит-поет).
Список терминов:
1.Эпитет 6.Вопросно-ответное единство
2.Сравнение 7.Синекдоха
3.Метафора 8.Развернутая метафора
4.Гипербола 9.Контекстуальные антонимы
5.Антитеза 10.Градация
8. Выполнить задания
В.Астафьев, рассуждая о загадке поэзии, устанавливает иерархию «слово-звук-чувство», в основе которого лежит стилистический прием_______ (Вот привыкли говорить: «Сначала было слово». Однако слово-то происходит из звуков, стало быть, сперва был звук, и звук тот растворен в природе, и никто, кроме музыканта и поэта, не может передать его людям. А может быть, прежде звука было чувство…). Отправной точкой рассуждения становится______(Сначала было слово). Привлечь внимание читателя помогает________(А может быть, мыслью движет чувство? Оно-то и есть первородство звука и самого слова…). Полный, образный, выразительный комментарий позиции автора осуществляется через_______(Вечна загадка поэта и вечно наше желание отгадать ее, пробиться сквозь какую-то невидимую преграду или пелену и постичь то, что за строкой, то есть душу поэта, но когда это произойдет, поэзия утратит смысл и «секрет», стихи станет возможно изготавливать каждому грамотному человеку.).Обосновывая собственную позицию, автор прибегает к приему_______(Прочитай предыдущее предложение и далее продолжение фразы- как сейчас учащиеся средней школы на станции юных техников могут выточить и собрать электромузыкальный прибор, радиоприемник и даже ракету.)
Список терминов:
1.Сравнение 6.Крылатое слово
2.Развернутая метафора 7.Развернутая метафора
3.Гипербола 8.Вопросно-ответное единство
4.Антитеза 9.Градация
5.Аналогия
9. Выполнить задания
Текст В.Астафьева передает нам восхищение автора, увидевшего храм на озере Кубенском. Силу эмоций автор передает с помощью_______(А тут Спас-камень-храм! Монастырь!). Описание храма-это________(А храм все еще парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его), а яркость и выразительность описанию придают______(Солнце проступило призрачным светом; я увидел парящий в воздухе храм; сказочно-прекрасный храм). Особый ритм речи,напоминающий древние сказания, создается благодаря_______(За туманами острыми вершинами проступила щетка лесов. «Спас-камень»,-коротко молвил товарищ мой.). Использование приема________(Человек, который порушил древний монастырь, здравствует, живет и поныне, получает пенсию…).
Список терминов:
1.Эпитет 6.Синтаксический параллелизм
2.Сравнение 7.Умолчание
3.Метонимия 8.Развернутая метафора
4.Инверсия 9.Контекстуальные антонимы
5.Антитеза 10.Риторическое восклицание
10. Выполнить задания
Тяжесть воспоминаний о прошлом автор выражает с помощью_______(Какую-то неприязнь источает заброшенность этих мест. Тень кровавого прошлого витает тут. На пустыре, где когда-то находилось здание гестапо, до сих пор ощущается зловещая тяжесть этого проклятого народами места). Описание места становится еще более тягостным вследствие использования автором_______(Серое-пресерое, скучное, длинное здание до сих пор занято судом). Автор показывает сходство идеологии фашизма и архитектуры периода власти нацистов, используя прием_______(В этой невзрачной постройке и завершился финал безумных мечтаний, проектов невиданной мировой империи, вот где они отрекались от своих дел, замыслов, от своего фюрера-заправилы, идеологи, вершители судеб народов.). Собственное отношение к гитлеровцам автор выражает с помощью_______(Ничтожность вождей, гениальность недоучки). Вызывают интерес приемы, использованные автором для передачи массового психоза, явившегося следствием идеологии и пропаганды фашизма:________(Вся страна изощрялась в сравнениях, в эпитетах восторга и преклонения. С плаца тысячи глаз, шеренги голубых, незамутненных сомнениями и вопросами глаз устремлялись к нему с обожанием),_________(Что они видели в своей ослепленности? Вернее-неужели они ничего не видели?).
Список терминов:
1.Эпитет 6.Метафора
2.Сравнение 7.Оксюморон
3.Олицетворение 8.Метонимия
4.Аналогия 9.Контекстуальные антонимы
5.Антитеза 10.Градация
11.Выполнить задания
Ввести читателей в тему автор пытается с помощью_______(Плохие или хорошие.). Вычленить важные смысловые элементы помогает такой синтаксический прием, как______(Я вкладываю в эти слова самые простейшие понятия. Простые и понятные.). Автор формулирует собственную позицию, используя________(Учитель для меня-это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник.). Выразительность речи придают_______(Простые и понятные, как русские пословицы.) и ________(Рассказы Толстого запомнились потому, что наша учительница читала их нам в первом и втором классах, важно, когда впервые слышишь эти образные формулы). А уверенность автора подчеркивается с помощью_______(Разумеется, не только на них. По-видимому, это известные вещи.).
1.Эпитет 5.Антитеза 9.Перифраз
2.Сравнение 6.Вводное слово 10.Градация
3.Метафора 7.Парцелляция
4.Гипербола 8.Развернутая метафора
12. Выполнить задания
Вступление интригует читателя, благодаря тому, что автор использовал______(Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну). Добиваясь цели описать жизнь Замоскворечья 19 века, Лакшин использует_____(Жизнь сонная, закисшая, со своими чудачествами, грубостью и предрассудками окружала писателя с самого детства). Добиться правдивости в описании автору помогают______(Купец, цирюльня, коленце, напомаженный). Это описание становится ярким и образным, поскольку автор применяет______(Жизнь сонная, ужинали туго-натуго, галантерейные кавалеры), а также______(Здесь и от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича»). Особую выразительность, мерность описанию придает________(Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину. Здесь степенно беседовали о своих плутнях за стаканом «пуншика» бородатые купцы. Здесь их дочери выглядывали из окон на улицу, мечтая о «галантерейных кавалерах».). Текст становится более легким и доступным вследствие использования_______(Лежать под носом, нетронутая земля, уходили корнями, переросло рамки).
1.Эпитет 6.Перифраз
2.Анафора 7.Синекдоха
3.Метафора 8.Метонимия
4.Устарелые слова 9.Ряды однородных членов
5.Антитеза 10.Фразеологизм
13. Выполнить задания
Ярко и образно автор описывает необыкновенные впечатления пасхальной ночи. Начало текста оформлено с помощью_______(Пасхальная ночь!), и этот прием емко, но кратко вводит читателя в тему. Описание колокольного перезвона становится внушительным благодаря использованию лежащего в его основе приема________(Все колокола Москвы и всех московских окрестностей заголосят, заликуют неслыханным хоровым трезвоном), который усиливается_______(Зазвонят колокола, перегоняя все горелки детских игр и все симфонические концерты, перезванивая все колокольчики русских дорог). Метафоричность речи усиливается с помощью_______(Ночь была -как пещера: пустая, но полная ожиданием часа, когда прокатится первый удар колокола. Все колокола заликуют, испуская в черную, как глухое сукно, ночь такое количество звуков…). Последний абзац становится образным из-за использования________(Суворовским и кутузовским грохотами).
1.Эпитет 6.Олицетворение
2.Именительный темы 7.Литота
3.Метафора 8.Сравнение
4.Гипербола 9.Фразеологизм
5.Перифраз
14.Выполнить задания
Строя текст, автор использует прием______(Что я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке? Прежде всего-последовательности.) Другим средством развития мысли служит_______(Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостаток своих знаний догадками). Особый ритм речи придает______(В том коллективе, которым мне приходилось руководить, все делает атмосфера. Большого напряжения и великой страсти требует от человека наука.) , а также_______(Последовательность, последовательность и последовательность). В качестве средства аргументации автор использует_______(Изучайте, накапливайте, сопоставляйте. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух.)