kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к ЕГЭ: "Выразительность русской речи" 9-11 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ: "Выразительность русской речи" 9-11 классы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ: "Выразительность русской речи" 9-11 классы»

Подготовка к ЕГЭ Выразительность русской речи





1. Выполнить задания

Подчеркнуть актуальность проблемы автору помогают _______ (Вопрос этот не праздный и не

лишний; красота, способная спасти мир, сама очень уязвима). Чтобы усилить впечатление читателя об ущербе, нанесенном искусству войной, автор применяет прием _______ (А вот атланты и кариатиды ни эвакуироваться, ни спрятаться не могли-так и оставались при своих стенах, как некогда прикованный Прометей оставался при своей скале). Выразительности речи способствует использование ________ ( В том же дворике, где так недолго простояли благородные каменные изваяния, расположен детский сад). Смысловые центры текста выделяются с помощью особых синтаксических средств ________ (Век спустя наш современник задает вопрос: а кто спасет красоту? Видели ли эти кадры подростки, разбивавшие скульптуры в московском дворике?).Важно для понимания смысла такое синтаксическое средство, как _______ (Красота, способная спасти мир, сама очень уязвима. Камень тоже. Бронза тоже.)

Список терминов:

  1. Сравнение 6. Парцелляция

  2. Аналогия 7. Эпитет

  3. Риторический вопрос 8.Градация

  4. Вопросно-ответное единство 9.Гипербола

  5. Перифраз 10. Ирония



2. Выполнить задания

Воссоздать обстановку первых десятилетий ХХ века помогают_______( Район за Невской заставой; Шлиссельбургский тракт; мировая буржуазия ). Особенности мировоззрения поэтессы высвечиваются на фоне изображения иных взглядов, чему способствует такой прием, как______(Революция была для них не катастрофой, но частью детства, средой обитания и идеалом). Текст становится более выразительным благодаря использованию_______( Путь в революцию; первые воспоминания кодируют жизнь) и _______(Мать хотела вырастить дочерей « тургеневскими девушками»).Собственные оценки и отношение к отдельным предметам и явлениям автор выражает с помощью_______( Мрачные заводы; клонированные рабочие с оружием; черные фыркающие головешки; сырое великолепие парков).

Список терминов:

1.Эпитет 6.Фразеологизм

2.Перифраз 7.Историзм

3.Синекдоха 8.Сравнение

4.Метафора 9.Инверсия

5.Антитеза 10.Гипербола

3. Выполнить задания

Автор текста поднимает нравственную проблему, которая выражается в форме______(Так я, наверное, первый раз в жизни столкнулся с проблемой: что важнее-быть или казаться?). Смысловой центр текста выражается с помощью_______(Я раскритиковал статичный, как мне показалось, портрет у Тургенева, противопоставляя динамичный портрет у Чехова. Эрудицию следует иметь настоящую, поверхностной щеголять не годится.) А стилистический прием, основанный на этом, называется _______ . Описывая случай из собственной жизни, вызвавший размышления об истинной эрудиции, автор прибегает к стилистическим приемам_______(Поверхностной эрудицией щеголять не годится; эрудицией хотел взять реванш за то, что не танцую, за то, что неуклюж ). Кроме того, автор использует______( Она осведомилась, что мною прочитано из Гераклита), которые делают текст более выразительным. Передать намерения автора помогает такое синтаксическое средство, как________( Ведь я не просто выразил свое отношение к портрету, а сильно преувеличил его. Не просто привел слова древнего философа, а щегольнул ими ).

Список терминов:

1.Оксюморон 6.Парцелляция 11.Метонимия

2.Антитеза 7.Инверсия

3.Метафора 8.Антонимы

4.Сравнение 9. Риторический вопрос

5.Градация 10.Риторическое восклицание

4. Выполнить задания

Автор прибегает к описанию неформалов, используя_______(Известно, как стригутся, как одеваются, что поют и танцуют, какую музыку предпочитают и еще всякое разное. Я могу понять коллегу, который требует пресечь рок-музыку, ибо она якобы толкает молодежь к бездуховности, наркомании и свободной любви). При выражении отношения общества к неформальной моде автор использует прием_________(Облик их вызывает порой просто шок). Усиливает влияние на читателя и такой синтаксический прием, как________(Вот идет парень лет двадцати, на шее у него цепочка из белого металла, на куртке заклепки. А в правом ухе серьга). Благодаря______(Зачем? С какой целью? Не знаю.), автор строит диалог с читателем. Свое отношение к моде неформалов автор выражает с помощью______ (Когда почтенный гражданин видит на скамейке шестерых молодых людей с бисером на запястье, он невольно убыстряет шаг: уж не затевают ли чего? Почему же его не страшат чиновники в галстуках, которые закрываются в кабинете. Уж эти-то точно что-то затевают!). А вывод делает с помощью такого тропа, как_____(Уткнувшись глазом во что-то блестящее, можно проглядеть главное).

Список терминов:

1.Парцелляция 6.Вопросно-ответное единство

2.Гипербола 7.Риторический вопрос

3.Метонимия 8.Перифраз

4.Литота 9.Ирония

5.Ряды однородных членов 10.Метафора

5.Выполнить задания

Основную мысль автор выражает с помощью________(Берегите матерей, люди! Берегите!). Выразить собственную позицию автору помогают_______(Человек выбирает жизнь; возраст как бы сравнивает меня; нет в душе метания). Описать собственную жизнь автору удалось благодаря использованию_______(Я бы опять выбрал эту жизнь, насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат). Текст делается более понятным вследствие использования в нем________(Просить судьбу, доброе сердце).

Список терминов:

1.Метафора 6.Умолчание

2.Сравнение 7.Градация

3.Эпитет 8.Устойчивые выражения

4.Ряды однородных членов

5.Риторическое восклицание



6.Выполнить задания

Описать уклад школьной жизни автору помогают_______(Я смотрел, как топтали сапогами самодельную азбуку, как ломали самодельные счеты, парты, сколоченные деревенским плотником, смотрел на весь тот бедный и священный уклад школы…). Более выразительным это описание делает_______(Бедный и священный уклад). Разговорность тексту придает использование_________(Поклониться до земли; доживать свой век; вышли в люди; с легким сердцем; от мала до велика), а выражению оценки происходящего способствует_______(Были бы гроши и харчи хороши!). Автор как бы вступает в диалог с читателем, используя_______(Нетипично? Отстало? Деревни обречены на вымирание-слышу я отовсюду. Но они еще не вымерли, они еще живут и работают…).

Список терминов:

1.Ряды однородных членов 6.Экспрессивная разговорная лексика

2.Эпитет 7.Вопросно-ответное единство

3.Поговорка 8.Фразеологизм

4.Экспрессивная книжная лексика 9.Ирония

5.Риторическое восклицание 10.Развернутая метафора

7А. Выполнить задания

Виктор Астафьев с мастерством художника описывает картины природы нашей Родины. Автор использует_______(Поражали мое воображение гуси, которых тут бродили тысячи, если не миллионы). _______(Гусь-персона)-это выражение авторской оценки. А сделать описание ярким и образным писателю удалось благодаря_______(Кинжально-торчащая и по-ужиному шипящая осока, дерзкие птицы, задушенный пылью лист). Встречаются в описании и________(Дерзкие, драчливые птицы надменно, как московские пешеходы, ведут себя на дорогах). Все это делает описание природы зримым и образным.

7Б. Выполнить задания

Рассуждая об истоках любви к Родине, автор прибегает к _______(Не знаю, что такое курский соловей,-не слышал, но курский гусь-это фигура!). Большое выразительное значение имеет______(Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются только по родству, с молоком матери, редкой лаской отца…). Отношение автора к своей земле передается не только с помощью слова «люблю», но и посредством_______(Диковатая и прекрасная Сибирь). А отношение к своей малой родине передается через________(Говорит-поет).

Список терминов:

1.Эпитет 6.Вопросно-ответное единство

2.Сравнение 7.Синекдоха

3.Метафора 8.Развернутая метафора

4.Гипербола 9.Контекстуальные антонимы

5.Антитеза 10.Градация



8. Выполнить задания

В.Астафьев, рассуждая о загадке поэзии, устанавливает иерархию «слово-звук-чувство», в основе которого лежит стилистический прием_______ (Вот привыкли говорить: «Сначала было слово». Однако слово-то происходит из звуков, стало быть, сперва был звук, и звук тот растворен в природе, и никто, кроме музыканта и поэта, не может передать его людям. А может быть, прежде звука было чувство…). Отправной точкой рассуждения становится______(Сначала было слово). Привлечь внимание читателя помогает________(А может быть, мыслью движет чувство? Оно-то и есть первородство звука и самого слова…). Полный, образный, выразительный комментарий позиции автора осуществляется через_______(Вечна загадка поэта и вечно наше желание отгадать ее, пробиться сквозь какую-то невидимую преграду или пелену и постичь то, что за строкой, то есть душу поэта, но когда это произойдет, поэзия утратит смысл и «секрет», стихи станет возможно изготавливать каждому грамотному человеку.).Обосновывая собственную позицию, автор прибегает к приему_______(Прочитай предыдущее предложение и далее продолжение фразы- как сейчас учащиеся средней школы на станции юных техников могут выточить и собрать электромузыкальный прибор, радиоприемник и даже ракету.)

Список терминов:

1.Сравнение 6.Крылатое слово

2.Развернутая метафора 7.Развернутая метафора

3.Гипербола 8.Вопросно-ответное единство

4.Антитеза 9.Градация

5.Аналогия

9. Выполнить задания

Текст В.Астафьева передает нам восхищение автора, увидевшего храм на озере Кубенском. Силу эмоций автор передает с помощью_______(А тут Спас-камень-храм! Монастырь!). Описание храма-это________(А храм все еще парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его), а яркость и выразительность описанию придают______(Солнце проступило призрачным светом; я увидел парящий в воздухе храм; сказочно-прекрасный храм). Особый ритм речи,напоминающий древние сказания, создается благодаря_______(За туманами острыми вершинами проступила щетка лесов. «Спас-камень»,-коротко молвил товарищ мой.). Использование приема________(Человек, который порушил древний монастырь, здравствует, живет и поныне, получает пенсию…).

Список терминов:

1.Эпитет 6.Синтаксический параллелизм

2.Сравнение 7.Умолчание

3.Метонимия 8.Развернутая метафора

4.Инверсия 9.Контекстуальные антонимы

5.Антитеза 10.Риторическое восклицание

10. Выполнить задания

Тяжесть воспоминаний о прошлом автор выражает с помощью_______(Какую-то неприязнь источает заброшенность этих мест. Тень кровавого прошлого витает тут. На пустыре, где когда-то находилось здание гестапо, до сих пор ощущается зловещая тяжесть этого проклятого народами места). Описание места становится еще более тягостным вследствие использования автором_______(Серое-пресерое, скучное, длинное здание до сих пор занято судом). Автор показывает сходство идеологии фашизма и архитектуры периода власти нацистов, используя прием_______(В этой невзрачной постройке и завершился финал безумных мечтаний, проектов невиданной мировой империи, вот где они отрекались от своих дел, замыслов, от своего фюрера-заправилы, идеологи, вершители судеб народов.). Собственное отношение к гитлеровцам автор выражает с помощью_______(Ничтожность вождей, гениальность недоучки). Вызывают интерес приемы, использованные автором для передачи массового психоза, явившегося следствием идеологии и пропаганды фашизма:________(Вся страна изощрялась в сравнениях, в эпитетах восторга и преклонения. С плаца тысячи глаз, шеренги голубых, незамутненных сомнениями и вопросами глаз устремлялись к нему с обожанием),_________(Что они видели в своей ослепленности? Вернее-неужели они ничего не видели?).

Список терминов:

1.Эпитет 6.Метафора

2.Сравнение 7.Оксюморон

3.Олицетворение 8.Метонимия

4.Аналогия 9.Контекстуальные антонимы

5.Антитеза 10.Градация



11.Выполнить задания

Ввести читателей в тему автор пытается с помощью_______(Плохие или хорошие.). Вычленить важные смысловые элементы помогает такой синтаксический прием, как______(Я вкладываю в эти слова самые простейшие понятия. Простые и понятные.). Автор формулирует собственную позицию, используя________(Учитель для меня-это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник.). Выразительность речи придают_______(Простые и понятные, как русские пословицы.) и ________(Рассказы Толстого запомнились потому, что наша учительница читала их нам в первом и втором классах, важно, когда впервые слышишь эти образные формулы). А уверенность автора подчеркивается с помощью_______(Разумеется, не только на них. По-видимому, это известные вещи.).

1.Эпитет 5.Антитеза 9.Перифраз

2.Сравнение 6.Вводное слово 10.Градация

3.Метафора 7.Парцелляция

4.Гипербола 8.Развернутая метафора

12. Выполнить задания

Вступление интригует читателя, благодаря тому, что автор использовал______(Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну). Добиваясь цели описать жизнь Замоскворечья 19 века, Лакшин использует_____(Жизнь сонная, закисшая, со своими чудачествами, грубостью и предрассудками окружала писателя с самого детства). Добиться правдивости в описании автору помогают______(Купец, цирюльня, коленце, напомаженный). Это описание становится ярким и образным, поскольку автор применяет______(Жизнь сонная, ужинали туго-натуго, галантерейные кавалеры), а также______(Здесь и от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича»). Особую выразительность, мерность описанию придает________(Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину. Здесь степенно беседовали о своих плутнях за стаканом «пуншика» бородатые купцы. Здесь их дочери выглядывали из окон на улицу, мечтая о «галантерейных кавалерах».). Текст становится более легким и доступным вследствие использования_______(Лежать под носом, нетронутая земля, уходили корнями, переросло рамки).

1.Эпитет 6.Перифраз

2.Анафора 7.Синекдоха

3.Метафора 8.Метонимия

4.Устарелые слова 9.Ряды однородных членов

5.Антитеза 10.Фразеологизм

13. Выполнить задания

Ярко и образно автор описывает необыкновенные впечатления пасхальной ночи. Начало текста оформлено с помощью_______(Пасхальная ночь!), и этот прием емко, но кратко вводит читателя в тему. Описание колокольного перезвона становится внушительным благодаря использованию лежащего в его основе приема________(Все колокола Москвы и всех московских окрестностей заголосят, заликуют неслыханным хоровым трезвоном), который усиливается_______(Зазвонят колокола, перегоняя все горелки детских игр и все симфонические концерты, перезванивая все колокольчики русских дорог). Метафоричность речи усиливается с помощью_______(Ночь была -как пещера: пустая, но полная ожиданием часа, когда прокатится первый удар колокола. Все колокола заликуют, испуская в черную, как глухое сукно, ночь такое количество звуков…). Последний абзац становится образным из-за использования________(Суворовским и кутузовским грохотами).

1.Эпитет 6.Олицетворение

2.Именительный темы 7.Литота

3.Метафора 8.Сравнение

4.Гипербола 9.Фразеологизм

5.Перифраз



14.Выполнить задания

Строя текст, автор использует прием______(Что я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке? Прежде всего-последовательности.) Другим средством развития мысли служит_______(Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостаток своих знаний догадками). Особый ритм речи придает______(В том коллективе, которым мне приходилось руководить, все делает атмосфера. Большого напряжения и великой страсти требует от человека наука.) , а также_______(Последовательность, последовательность и последовательность). В качестве средства аргументации автор использует_______(Изучайте, накапливайте, сопоставляйте. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух.)

1.Ряды однородных членов 6.Анафора

2.Разговорная лексика 7.Вопросно-ответное единство

3.Аналогия 8.Фразеологизм

4.Оценочная лексика 9.Инверсия

5.Повтор 10.Развернутая метафора

Ответы

1 7,2,5,3,6 №11 5,7,3,2,9,6

2 7,5,4,2,1 №12 6,9,4,1,8,2,10

3 9,8,2,3,11,6 №13 2,6,4,8,1

4 5,2,1,6,9,11 №14 7,6,9,5,3

5 5,1,4,8

6 1,2,8,3,7

7А 4,3,1,2

7Б 5,10,1,9

8 10,6,9,8,5

9 10,8,1,4,7

10 6,1,4,7,8,5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к ЕГЭ: "Выразительность русской речи" 9-11 классы

Автор: Чернявская Вера Викторовна

Дата: 13.10.2017

Номер свидетельства: 432237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Программа элективного курса  по русскому языку  «Русская речь, её изобразительные возможности» "
    ["seo_title"] => string(100) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-russkaia-riech-ieio-izobrazitiel-nyie-vozmozhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "233090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443003973"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства