Программа элективного курса по русскому языку «Русская речь, её изобразительные возможности»
Программа элективного курса по русскому языку «Русская речь, её изобразительные возможности»
Элективный курс « Русская речь, её изобразительные возможности» рассчитан для учащихся 8 класса.
Программа учебного курса направлена на систематизацию и углубление знаний об основных признаках выразительности речи. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцами прекрасной русской речи. Это позволит учащимся уверенне работать с художественном текстом как на уроках литературы, так и на уроках русского языка, а также способствет подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку «Русская речь, её изобразительные возможности» »
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Сыктывкара Утверждаю_______________________
директор школы Рожков А
Программа
элективного курса
по русскому языку
«Русская речь, её изобразительные возможности»
( 8 класс)
35 часов
2015 – 2016 учебный год
Составила
ДружининаЕ.И. , учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка.
Элективный курс « Русская речь, её изобразительные возможности» рассчитан для учащихся 8 класса.
Программа учебного курса направлена на систематизацию и углубление знаний об основных признаках выразительности речи. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцами прекрасной русской речи. Это позволит учащимся уверенне работать с художественном текстом как на уроках литературы, так и на уроках русского языка, а также способствет подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Курс носит практическую направленность, отражает ориентацию на изучение языка в его живом функционировании, что связано с потребностями речевой практики. Основное внимание уделяется эстетической функции языка.
Цель курса – формирование у учащихся предметных компетентностей (языковой, лингвистической, коммуникативной)через организацию систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней.
Для этого необходимо решить следующие задачи: научить школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, осмысленно воспрнинимать текст.
Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка и литературы, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА, ЕГЭ.
Содержание
Введение Богатство и выразительность русского языка. Русский язык среди других языков мира.(1 ч)
Звуковые образные средства русского языка. Звуковая организация текста.Особенности чловесного ударения.(2 ч)
Изобразительные возможности русского словообразования. Роль разных частей слова, паронимы.(2 ч)
Изобразительные возможности лексики.Прямое и переносное значение слова. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, устаревших слов, фразеологизмов.(7 ч)
Обобщение изученного об изобразительных возможностях фонетики, словообразования, лексики.(1ч)
Контрольная работа по теме «Изобразительные возможности фонетики, словообразования, ленксики»(1ч).
Экспрессивные функции частей речи. Изобразительные возможности существительного, прилагательного, местоимения, причастия, деепричастия.(8 ч)
Обобщение по теме «Экспрессивные функции частей речи» (1ч)
Контрольная работа по теме «Экспрессивные функции частей речи» и её анализ (2 ч)
Употребление в речи предложений разного типа. Синтаксические средства выразительности:градация, парцелляция, инверсия, антитеза, анафора, эпифора, инверсия, параллелизм.(5 ч)
Контрольная работа по теме «Изобразительные возможности русского синтаксиса», её анализ (2 ч)
Комплексный анализ текста. (2 ч)
К концу обучения по данной программе учащиеся должны
знать:
о роли русского языка среди других языков мира, его богатстве и выразительности;
о звуковых средствах выразительности русского языка;
о лексическом богатстве русского языка;
о морфологических средствах выразительности;
о синтаксическом богатстве русского языка.
уметь:
находить фонетические, лексические, морфологические, синтаксические средства выразительности;
определять роль изобразительных средств в художественной речи;
выразительно читать зпический и поэтический текст;
создавать собственный текст с использованием средств выразительности.
Тематический план
№
п/п
Название раздела
Количество часов
Введение. Богатство выразительность русского языка. Русский язык среди других языков мира.
1
Звуковые образные средства русского языка
2
3.
Изобразительные возможности русского словообразования.
2
3.
Изобразительные возможности лексики
7 (2)
Экспрессивные функции частей речи
9 (+3)
Употребление в речи предложений разного типа.
5 (+2)
Комплексный анализ текста
2
Итого
35
Календарно-тематическое планирование
Всего - 35 ч.
( в том числе : контрольные работы – 3 ч. , комплексный анализ текста – 2 ч.)
Содержание
№ по порядку
Тема занятия
Виды деятельности учащихся
Формы
контроля
Введение
1
1.Богатство и выразительность русского языка. Русский язык среди других языков мира.
Работа с текстом по теме
Звуковые образные средства
2
2.Два типа звуковых повторов:
аллитерация и ассонанс.
3.Особенность словесного ударения в русском языке. Смыслоразличительная функ-
ция руского ударения.
Исследование текста
Проверочная работа
Изобразитель-
ные возмож-
ности словообразо-
вания.
2
4. Роль приставок и суффиксов в расширении словарного запаса.
5.Повтор однокоренных слов как изобразительное средство.
Паронимы.
Работа с таблицей «Способы обра-
ования слов».
Словообразова-тельный разбор
Проверочная работа
Изобразитель-ные возмож-ности лексики
7
6.Слово как основная единица языка. Лексические повторы: анафора и эпифора.
7.Прямое и переносное значение слова.Основные виды тропов. Роль эпитетов в художественной речи.
8.Метафора,метонимия, олице-
творение.
9.Гипербола, аллегория, синекдоха.
10.Стилистическое употребле-
ние синонимов и антонимов в художественной речи.
11.Роль устаревших слов в художественной литературе.
Архаизмы, историзмы.
12.Фразеологизмы как средство эмоциональной характеристики
явлений жизни.
Составление обобщающей таблицы, соста-
Вление кроссворда по теме «Лексика»,
тренировочные упражнения, анализ лексичес-
кихх средств текста, создание текста с исполь-ванием тропов.
Исследование текста. Обучение стилизации.
Терминоло-гический диктант.
Написание миниатюры с использова-нием тропов.
Обобщение изученного
1
13.Обобщение изученного по теме «Изобразительные возмо-жности фонетики,словообразо-вания, лексики»