kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению на основе анализа текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из задач современной школы - формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков                                   (произносительных, грамматических, лексических), приобретаемых в ходе овладения языком на уроках русского языка и литературы. На этих уроках учащиеся осваивают социокультурное значение слова, учатся грамотно излагать свои мысли, передавать и воспринимать информацию различного характера. Формирование культуры речи и общение неразрывно связаны между собой. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысляются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению на основе анализа текста »

Система работы по подготовке учащихся

к ЕГЭ по русскому языку

( часть С – сочинение на основе анализа текста)



Одна из задач современной школы - формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков (произносительных, грамматических, лексических), приобретаемых в ходе овладения языком на уроках русского языка и литературы. На этих уроках учащиеся осваивают социокультурное значение слова, учатся грамотно излагать свои мысли, передавать и воспринимать информацию различного характера. Формирование культуры речи и общение неразрывно связаны между собой. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысляются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности.

Курс русского языка в общеобразовательной школе имеет теоретико-практическую направленность, которая реализуется через овладение языковой, лингвистической, коммуникативной и культурно-речеведческой компетенциями. В старших классах решается задача «формирования языковой личности во всех смыслах». Изменяются формы, методы учебной работы, их соотношение. Главной становится работа с текстом – готовым, классическим, и своим, составленным самим учащимся.

Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе языковой и лингвистической, поэтому становится очевидной значимость задания части С в структуре ЕГЭ.

В системе проверки речевой подготовки выпускников школ особое место занимает задание части С, предполагающее создание небольшого по объему письменного высказывания на заданную тему, связанную с проанализированным текстом. Данная часть экзаменационной работы проверяет реальное состояние практических речевых умений. Кроме того, на основании сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, общей культуре экзаменуемого.

Вот поэтому работе над заданиями части С необходимо уделять самое серьезное внимание, используя для упражнений время не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, когда это целесообразно.

В сочинении по предложенному тексту проверяется не просто способность учащихся находить разрозненные олицетворения и метафоры, а умение видеть, как совокупность всех изобразительно-выразительных средств языка (в том числе фонетических, морфологических, лексических, синтаксических, стилистических способностей) способствует выражению главной мысли (идеи) текста, характеризует замысел автора. Таким образом, проверяется умение понимать не значение отдельных слов и предложений в тексте, а смысл этого текста в целом. При этом ученик должен не только осознать, но и сформулировать в сочинении основные положения, прочувствовав (эссе) и оценив (рецензия) их.

Какие же пути можно использовать для достижения необходимых результатов?

В тематическом планировании уроков русского языка следует отвести часы развития речи на подготовку и написание сочинений. Далее необходимо продумать систему уроков. Первый урок может быть посвящен работе над средствами выразительности художественного текста, например, повествования. На втором уроке можно запланировать освоение приемов работы с публицистическим текстом, допустим, описанием. А на последнем уроке попробовать с учащимися создать рассуждение на лингвистическую тему, используя научный стиль для характеристики текста. Таким образом учащиеся повторят различные типы речи, функции основных стилей речи, а также усвоят важность выбора стиля со всеми его особенностями при создании собственного текста.

Также на уроке с учащимися можно проанализировать особенности каждого стиля речи и оформить их в таблицы по следующим критериям:

  1. Начало сочинения.

  2. Проблема.

  3. Идея. Авторская позиция.

  4. Характерные признаки стиля ( языковые средства).

  5. Цель данного стиля.

При необходимости этими таблицами можно будет пользоваться как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.

Практически на каждом уроке следует повторять основные изобразительно-выразительные средства языка и их роль в тексте, проверять знание лингвистических терминов. Из изучаемых художественных произведений можно подбирать предложения для различных видов разбора или небольшие отрывки для наблюдения над языком автора.

Уроки развития речи в рамках изучения литературы и русского языка должны не только отличаться разнообразием приемов работы с произведением писателя, но и содержать алгоритм работы с текстом, создаваемым самими учащимися. В процессе обучения усваивается именно этот алгоритм, а различные способы чтения и понимания авторского текста, предлагаемые учителем на различных этапах обучения написанию сочинения, помогают ученикам убедительно и логично высказывать свое суждение по поводу анализируемого текста.

Анализируя текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах:

1. Проблема, поставленная в исходном тексте.

2. Комментирование проблемы относительно исходного текста ( комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо).

3. Авторская позиция.

4. Собственное мнение, подкрепленное тремя развернутыми аргументами.

При выполнении части С учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения:

1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости).

2. Основная часть ( Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения; анализ средств выразительности, которые помогли автору исходного текста сделать свою позицию более убедительной. Приведение возможных возражений оппонентов автора и аргументированный ответ на эти возражения, в котором могут быть использованы как аргументы автора исходного текста, так и собственные доводы экзаменуемого. Выражение мнения, не совпадающего с мнением автора ( в отношении того или иного конкретного вопроса или нескольких вопросов, затронутых в тексте) или уточняющего, развивающего его мысль).

3. Заключение ( Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме).

Одной из важнейших задач обучения школьников в условиях текстового подхода становится формирование умений сворачивать текст до ключевых слов и разворачивать текст на базе ключевых слов. Ключевые слова, выступая в качестве единиц внутренней речи, обеспечивают информационный поиск. Заголовок, содержащий ключевое слово, становится пусковым механизмом восприятия текста.

Работа с текстом может проходить в следующих формах:

1. Речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативной компетенции.

2. Лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях учащихся в различных областях родного языка и способствующий повышению их лингвистической и языковой компетенции.

3. Творческие упражнения на развитие языкового чутья, интерпретация текста изложения, написание своего сочинения.

Текст может быть использован как опорный, обеспечивающий логические связи урока, его содержание, динамику. На таких уроках текст выступает средством интегрирования учебного материала и этапов учебной деятельности. В работе над текстом соединяются в единый комплекс образовательные, практические и воспитательные задачи.

Диапазон приемов, связанных с использованием текста, достаточно широк. В первую очередь он предполагает беседу с учащимися. Вопросы по тексту могут задаваться не только учителем, но и самими учащимися.

Неотъемлемой частью на каждом уроке должна стать словарная работа. Следует продумать работу по анализу лексики, характерной для языка и стиля того или иного писателя. Особое место в данном случае будут занимать вопросы типа:

В каком предложении все слова употреблены в прямом значении?

Укажите предложения, где употреблены контекстуальные синонимы?

В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм? и т.п.

На уроках русского языка больше внимания следует уделять использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи – помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи. Традиционными на уроке должны стать задания типа:

В каком предложении используется метафора?

В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, актуализации значения того или иного слова?

Какое средство выразительности является ведущим в этом тексте? и т.п.

Систематическое проведение на уроках тренингов следующего типа поможет учащимся красочно и выразительно сформулировать свою точку зрения по данному тексту:

Прочитайте текст и пример сочинения к нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приемы краткого пересказа и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите свое сочинение по предложенному тексту.

Вышесказанное не является пределом и эталоном для любого учителя-словесника при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый педагог сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Подготовка к сочинению на основе анализа текста

Автор: Кудрявцева Светлана Вячеславовна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка по русскому языку «Анализ текста как подготовка к экзаменам» "
    ["seo_title"] => string(90) "mietodichieskaia-razrabotka-po-russkomu-iazyku-analiz-tieksta-kak-podghotovka-k-ekzamienam"
    ["file_id"] => string(6) "235515"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443723194"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «Лингвостилистический анализ текста»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_eliektivnogho_kursa_po_russkomu_iazyku_dlia_9_klassa_linghv"
    ["file_id"] => string(6) "430174"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506670746"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методика комплексного анализа текста на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(63) "mietodika-komplieksnogho-analiza-tieksta-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "149696"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420290319"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка  на тему "Содержательный анализ текста С.Львова" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sodierzhatiel-nyi-analiz-tieksta-s-l-vova"
    ["file_id"] => string(6) "228869"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441539752"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства