kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "Содержательный анализ текста С.Львова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока поможет учителям, начинающим работу в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Очень подробный урок с написанием сочинения (образец прилагается).

Урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Именно в таком жанре формируется задание 25 на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ.

Наш  урок предполагает повторение алгоритма работы с текстом, непосредственный анализ текста и практическую часть.Текст С.Л.Львова из сборника « ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П.Цыбулько, 9 вариант ( стр 81-82)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Содержательный анализ текста С.Львова" »

Конспект урока русского языка в 11 классе.

Ф.И.О педагога Литвишкина Галина Ивановна

Предмет: русский язык

Класс: 11

Тема: Содержательный анализ текста С.Л. Львова.

Цели урока:

Образовательная: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту; научить смысловому анализу текста и интерпретации выбираемой информации.

Развивающая: развивать умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению.

Задачи:

-создание текста сочинения-рассуждения по данному отрывку;

- улучшить письменную и устную речь учащихся;

-отработка методики работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Тип урока: урок закрепления и развития универсальных умений.

Оборудование:

-исходный текст;

-раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

( настрой на урок)

2. Определение цели и задач урока.

Итак, ребята, сегодня у нас урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Именно в таком жанре формируется задание 25 на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ.

Наш урок предполагает повторение алгоритма работы с текстом, непосредственный анализ текста и практическую часть..

3.Формулирование проблемы.

Обратите внимание на слайд. Это стихотворение В.Шефнера «Слова».

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти;

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

О чём это стихотворение?

( о словах)

Давайте сформулируем проблему, которую будет рассматривать.

( проблема обращения со словом)

4. Актуализация знаний

-беседа

1. Что такое текст? (Текст- это ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств)

2. Что связывает текст воедино? ( тема)

3. Что такое тема? (тема- то, о чём говорится в тексте)

4. Давайте вспомним композицию сочинения-рассуждения.

( проблема – комментарий к проблеме – позиция автора – собственное мнение – аргумент 1, аргумент 2 – вывод)

5. Работа с текстом.

Сейчас мы будем работать с текстом С.Л.Львова из сборника « ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П.Цыбулько, 9 вариант ( стр 81-82)

- чтение текста;

- анализ текста:

1. Определите тип текста

( публицистический)

2. О чём этот текст?

( о том, что словом можно обидеть человека)

3. С какой целью автор создал этот текст?

( Автор хотел, чтобы мы задумались, как относимся к окружающим нас людям, что говорим и как. Он хотел, чтобы мы оглянулись вокруг.)

4. Поставьте вопросы к прочитанным фрагментам текста.

( 1. Как наносятся раны словом?

2. Почему от ран, нанесённых словом, люди страдают больше, чем от физических ран?

3.Почему люди необдуманно обращаются со словами?

4. Что такое вежливость?)

5. Попробуйте сформулировать проблемы, поднимаемые автором в тексте. На основе какого предложения можно определить проблему?

(= проблема необдуманного обращения со словом;

= проблема вежливости;

= проблема невнимательного отношения к людям)

6. Давайте прокомментируем проблемы, поднимаемые в тексте.

С какой проблемой мы будем работать? ( = проблема необдуманного обращения со словом)

= работа в парах

На каком материале автор раскрывает проблему? На чём заостряет внимание. Подчеркните ключевые слова.

( Железным голосом ответила врач; выйдите; травма, нанесённая криком; удар ножа; телесная рана; рана душевная, грубость, глупость, невежество; со словом надо обращаться осторожно)

- Напоминаю: в сочинении не нужен пересказ текста.

7. Как выражено отношение автора к изображаемым событиям?

( автор считает, что раны наносятся не только грубостью. Но и необдуманным обращением со словом, глупостью и невеством)

8. Каково ваше отношение к позиции автора?

( Я согласна-согласен с позицией автора. Людям нужно следить за тем, что они говорят, думать, а потом уже говорить)

9. Давайте подберём аргументы к данной проблеме? Помните, вы должны привести два аргумента: один из художественной литературы, другой из жизненного опыта.

( А.П.Чехов «Тоска» ( главный герой никак не услышит добрых слов); Н.В.Гоголь « Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»; И.А.Бунин «Цифры»)

10. Что можно сказать о проблеме, сопоставляя её с ситуациями, происходящими в жизни?

11. Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?

( 1. Вывод-впечатление.

2. Ответ на вопрос.

3. Призыв к действию.

4. Концовка с использованием цитаты.)

12. Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста?

( призыв к действию)

= написание сочинения.

Мы с вами разобрали текст. Я думаю, что теперь вы сможете написать сочинение-рассуждение.

6. Рефлексия деятельности.

1. Нам удалось достичь поставленной цели?

2. Мы разобрались в проблеме, поставленной в начале урока?

3. Какие мы получили результаты?

7. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по любому варианту из сборника.













Образец сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Вариант 9.

Слово – величайшее творение всего человечества. Давно люди оценили этот дар природы, но, к сожалению, не все умеют с нм обращаться.

Поэтому С.Л.Львов, известный публицист, и поднимает в данном тексте проблему необдуманного обращения со словом.

Автор напоминает читателю, что перед тем как употребить какое-либо слово, нужно хорошо подумать. На примере текста С.Л.Львов показывает, как врачи неосторожным словом вместо того, чтобы «залечить телесную рану», наносят «душевные» обиды женщине и девочке. Обе героини проносят эту боль через всю свою жизнь. Публициста возмущают люди, которые грубыми словами наносят травмы, обижают других. Разве нельзя обойтись без этого в жизни?

Автор считает, что раны наносятся не только грубостью, но и необдуманным обращением со словом, глупостью и невежеством. Он призывает читателей бережно обращаться со своей речью.

Нельзя не согласиться с мнением публициста, так как из уст человека каждый день «вылетает» много обидных выражений. Если телесная рана, нанесённая ножом, со временем заживёт, то душевная рана ещё долго будет о себе напоминать.

В литературе и в жизни есть множество примеров, которые могут служить доказательством этого утверждения. Первым аргументом, несомненно, является роман М.Шолохова «Тихий Дон». Григорий открыто говорит Наталье о своей нелюбви к ней, тем самым ранит её, наносит душевную травму. Эту боль она проносит через всю жизнь, совершая порой необдуманные поступки. Нужно ли было Григорию говорить те слова?

Также примером, подтверждающим позицию автора, является произведение Н.В.Гоголя «Повесть о том, поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», где рассказывается, как два друга стали врагами. А виной всему было неосторожное, грубое слово. Именно оно разрушило дружбу добрых товарищей навсегда.

Давайте не будем забывать, что слово – это большая сила, которая находится в наших руках, которой мы будем только исцелять, а не ранить.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока русского языка на тему "Содержательный анализ текста С.Львова"

Автор: Литвишкина Галина Ивановна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228869


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства