Подготовка к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту
Подготовка к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту
Познакомить учащихся с различными способами сокращения информации; отработать технику сжатия текста; акцентировать внимание учащихся на полноценном понимании исходного текста.
Развивать умение определять тему, идею текста; видеть его структуру, определять в нем смысловые части, которые без особого ущерба для содержания можно сократить, применяя разные способы; развивать речевые умения.
Выработать навык взаимодействия в группе, умение проявлять такт по отношению друг к другу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту »
Павлова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Лениногорска РТ.
Тема:Подготовка к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту
Цели урока:
а) познакомить учащихся с различными способами сокращения информации; отработать технику сжатия текста; акцентировать внимание учащихся на полноценном понимании исходного текста;
б) развивать умение определять тему, идею текста; видеть его структуру, определять в нем смысловые части, которые без особого ущерба для содержания можно сократить, применяя разные способы; развивать речевые умения;
в) выработать навык взаимодействия в группе, умение проявлять такт по отношению друг к другу.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: групповая
Оборудование: проектор (слайды со словами-терминами, тексты)
Ход урока
Вступительное слово учителя. Объявление темы и целей урока.
- Чтобы ваше изложение не представляло собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов, вы должны понять прослушанный текст, определить, что в нем главное, а что второстепенное.
Для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста. Наша задача – научиться этому.
Повторим теоретические сведения.
(Класс заранее разбит на группы. Каждая группа готовила сообщения по темам: «Что такое текст и микротекст», «Тема и микротема», «Абзац»)
Текст – это группа предложений, связанная темой и основной мыслью.
- А что же такое тема текста? Где может быть отражена тема?
Тема - о чём или о ком говорится в тексте.
Практическое задание
- О чём этот текст? Какова тема данного текста, как ее определить?
- Тему можно определить различными способами: 1) по началу текста; 2) по ключевым словам; 3) по ключевым эпизодам; 4) по поступкам или размышлениям героев или самого автора; 5) по заглавию текста.
- Вспомните, какие слова являются ключевыми?
- Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон текста.
- Определите тему предложенного вам текста. Что вам помогло сформулировать ее?
- Как можно озаглавить текст? (Каждой группе раздается один и тот же текст)Текст для прослушивания.
Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным - художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и еще Куприны: один-землемер, другой - грузчик, третий-рыбак, а еще – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но все это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремесла и «отображать» потом жизнь во всем её многообразии?! Всё было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нём. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придает ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался. И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.
Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. Он был убежден: ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.
Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъёма писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного человека» или писатель в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз. Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова. Он трудился как мастер – ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь – все записывал Куприн в записную книжку. Придет время – и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора.
Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги.
- С темой тесно связана идея текста. «Какова главная мысль текста? К чему призывает автор?» - отвечая на эти вопросы, мы определяем идею.
Основная (главная) мысль текста, идея – то, что хотел сказать нам автор.
- Что нам помогает сформулировать идею?
-1) Общая тональность звучания текста; 2) настроение, вызванное прочтением текста; 3) отношение автора к событиям, героям; 4) наличие в тексте тезиса, прямо или косвенно формулирующего основную мысль.
- Мы с вами определили тему текста и основную мысль. Обратимся к композиции текста. Композиция – построение текста. Назовите основные композиционные части текста.
- Вступление, основная часть, заключение.
- Сформулируйте тезис – положение, в котором сжато выражена главная мысль текста. Тезис формулируется из нескольких предложений и представляет собой одно простое или сложное предложение, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Практическое задание.
А теперь обратимся к абзацному членению текста. Что такое абзац?
- Абзац – компонент связного текста , состоящий из одной или нескольких фраз и характеризующийся единством и относительной законченностью содержания.
- Прослушайте текст. Сколько абзацев в нем? Внимание: между абзацами я буду делать большие интонационные паузы, которые помогут вам определить количество абзацев. Сколько больших интонационных пауз – столько и абзацев в тексте.
- Нам предстоит определить микротему каждого абзаца.
А что же такое микротема? Вспомните слова, которые начинаются с микро-.
Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.
Микротема – часть темы. Все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.
- Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Микротема, помним, выделяется в отдельный абзац, то есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. Пронумеруйте абзацы. По количеству абзацев можно определить количество микротем.
(Учащиеся указывают количество абзацев (их 5), а значит и микротемы тоже 5.
- Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Помните, что это один из приемов сжатия текста.
1-ый абзац.А.И. Куприн был «един и многолик». Един потому, что был замечательным писателем, многолик потому, что за свою жизнь успел перепробовать множества рабочих профессий.
2-ой абзац. Любопытство и любознательность писателя, желание познакомиться поближе с людьми труда заставляли писателя осваивать новые профессии.
3-ий абзац. Основой творчества, по мнению Куприна, является непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны.
4-ый абзац. А. И. Куприн оттачивал каждую фразу, записывал и сохранял меткие слова, афоризмы, художественные детали.
5-ый абзац. Книги А. И. Куприна не стареют.
Помните: микротемы текста помогут вам определить ключевые слова и ключевые предложения.
Ключевые предложения – это основные предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, сохранить его цельность и связность.
Дополнительные предложения (содержат детали, подробности, какие-то описания) можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
-Составьте план текста.
Куприн «был един и многолик».
«Почему так часто менял он свои профессии?»
а) что заставляло писателя изучать другие ремесла?
б) «каждая профессия оставляет на человеке отпечаток.
в) экзамен в рыболовецкой артели.
3. Разнообразный труд питал творчество Куприна.
4. Особенности творчества Куприна:
а) «Темперамент не давал писателю подолгу заниматься только литературным трудом».
б) «Он трудился как мастер-ювелир» в поисках меткого слова.
5. Книги Куприна не стареют.
Моделирование сжатого изложения.
-Прочитайте первый абзац и выделите главное.
-Главное здесь то, что профессии были самыми разными.
-Какой применим приём сжатия?
-Приём исключения некоторых членов предложения.
-«Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.
-Прочитайте второй абзац.
-Какие приёмы компрессии будем использовать?
-Первые предложения - риторические вопросы, в которых говорится о профессиях, которыми владел писатель. Используем приём исключения предложений.
-Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжелые и опасные?
-Затем автор отвечает на эти вопросы. Ответим и мы.
-Он был очень любознательным человеком. Для него любопытны были и новый труд, и новые люди. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, делает одного непохожим на другого.
-Оставшиеся предложения не имеют важной информации, о них можно не упоминать в сжатом изложении.
-Прочитайте третий абзац.
-О чём в нём говорится?
-Участие в труде питало творчество писателя.
-Какой приём нужно использовать?
-Исключение.
-Куприн был убежден, что богатый материал для писателя даёт близкое знакомство с простыми людьми. Непосредственное участие в труде стало для Куприна фактом творчества, той почвой, которая питала его фантазию.
-Прочитайте четвертый абзац.
-Какая важная информация содержится в четвертой микротеме?
- Темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он трудился как мастер – ювелир в поисках нового слова.
- Какой приём компрессии будем использовать?
- Обобщение и исключение.
- Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он мог бросить рукопись ради «интересного человека» или если не давались точные слова. Он трудился над фразой как мастер – ювелир.
- Прочитайте последний абзац.
- Какой используем приём?
- Можно и обобщение, и исключение.
- Годы проходят, но не стареют книги писателя.
Вариант сжатого изложения.
«Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.
Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжелые и опасные?
Он был очень любознательным человеком. Для него любопытны были и новый труд, и новые люди. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, делает одного непохожим на другого.
Куприн был убежден, что богатый материал для писателя даёт близкое знакомство с простыми людьми. Непосредственное участие в труде стало для Куприна фактом творчества, той почвой, которая питала его фантазию.
Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом.
Он мог бросить рукопись ради «интересного человека» или если не давались точные слова. Он трудился над фразой как мастер – ювелир.
Годы проходят, но не стареют книги писателя.
IY. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Y. Домашнее задание: самостоятельно проработать текст для прослушивания (вариант 4– 1 группа; вариант 5 – 2 группа) из сборника под редакцией Сениной Н.А. (Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2014 г..), определить микротемы каждого абзаца.