kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к написанию сжатого изложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой конспеккт урока по подготовке учащихся 8 класса к написанию сжатого изложения. Входе урока реализуются следующие цели:обучение лингвистическому и содержательному анализу текста, развитие умения информационной обработки текста, развитие умения использовать различные приемы содержательной компресии текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сжатого изложения »

Урок развития речи в 8 классе.

Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения»

Цели :

1.обучение лингвистическому и содержательному анализу текста

2.развитие умения информационной обработки текста

3.развитие умения использовать разные приемы содержательной компрессии текста

Ход урока :

1 Вводное слово учителя о целях и задачах урока

Цель- подготовка к сжатому изложению предложенного текста

2 Знакомство с содержанием.

-Что такое тема?

Прочитайте текст про себя, определите тему одним словом или понятием (неуверенность а себе)

-Найдите в тексте проблемный вопрос (Что такое неуверенность в себе?)

-Почему этот вопрос мы характеризуем как проблемный? (вокруг него ведут обсуждение автор, общество, ученики)

-Какой тип речи использует автор для обсуждения проблемного вопроса? ( рассуждение)

3.Определение стиля речи

-Прочитайте текст вслух, определите стилевую принадлежность текста( научно-популярный)

-Вспомним, что нам известно о научном стиле.

-Каковы цель, сфера употребления, стилевые черты?

-Докажите стилевую принадлежность текста.

-Найдите языковые средства построения текста.

4.Анализ содержания. Составление плана.

-Итак ,тема- « неуверенность в себе». Проследим за развитием авторской мысли, читая по абзацам и попутно составляя план текста.

-Читаем вслух 1 абзац.

-Задайте вопрос к 1 части.(Когда возникла проблема?)

-Сформулируйте пункт плана.( Чтение по абзацам, составление плана)

1.Возникновение проблемы.

2.Психологические последствия.

3.Проявлениенеуверенности в себе.

4Что такое неуверенность в себе?

-Монологическое высказывание по типу речи «рассуждение» строится по определенному плану. Вспомним структуру рассуждения и сопоставим с полученным планом (Тезис. Доказательство. Вывод )

-Выдержана ли логика рассуждения?

5 Языковой анализ текста.

1)Повторение теоретического материала

-Что значит «сжать» текст ?

-Чем отличается подробное изложение от сжатого?

-Что должно быть сохранено?( тематическая лексика, ключевые слова, логика изложения0

-Перечислите приемы сжатия текста ( Обобщение, исключение, упрощение)

2) Практическая работа по « сжатию» текста.

-Просмотрим 1 абзац.

-Какова его микротема ?(психологические последствия)

-Подчеркните ключевое предложение, которое сохраняет мысль.(1)

-Переформулируйте его, заменив однородные члены предложения( видовые понятия) одним словом, выражающим обобщенное( родовое) понятие.( специалисты)

-Является ли 2 предложение обязательным для понимания микротемы? (нет)

-Воспользуемся приемом вычеркивания

-Смотрим 2 абзац.

-Какова его микротема? (психологические последствия)

-Просмотрим и перечислим последствия.

-Все перечисленное назовем одним словосочетанием обобщающего характера, которое есть в тексте.(зависимый от чужого мнения)

-Воспользуемся приемом замены сложного предложения2-3 простыми. Чтобы избежать тавтологии, подберите синонимический ряд к слову « человек»( он, зависимый)

-Запишем эти слова в тетрадь. Прочитайте переконструированный вариант.

-Работаем с 3 абзацем

-Какова его микротема? (проявление неуверенности)

-Сформулируйте главную мысль.( неуверенность проявляется по- разному)

-Это главный тезис 3 абзаца .Для его доказательства приводятся примеры.

-Есть ли необходимость при сжатом изложении текста в 2 примерах?

-Выберите необходимый. Подчеркните, прочитайте.

-Каким приемом сжатия вы воспользовались?_(вычеркивание, исключение)

-Работаем с 4 абзацем.

-Последний абзац- это вывод. В выводе содержится ответ на поставленный вопрос, т. е. основная мысль текста.

-Сформулируйте этот основной вопрос и прочитайте полученный ответ. Прослеживается ли логика?

--Вам встретилось слово «позитивно». Объясните его значение. Сверимся со словарем Ожегова.—Наша задача-изложить текст сжато. Принцип сжатия-1:2. Сопоставим два варианта, подсчитаем слова. Удалось ли сохранить принцип сжатия?

6.Подведение итогов урока.

1) Проверка степени усвоения материала.

-Используя приемы сжатия, мы провели работу по подготовке к сжатому изложению.

-Просмотрите рабочие материалы и подготовьтесь к устному изложению.

-2) Прослушивание и редактирование2 работ.

-Удалось ли сохранить тему и идею в сжатом варианте?

7.Орфографический анализ текста.

1) Морфемный и словообразовательный анализ слов: неуверенность, зависимость, окружающий, зависимый.

2)Орфограммы в приставках: привлекла, по- разному, приличный ,недавно, оценка.

3)Орфограммы в корнях: сравнительно, экзаменационный, правильно, результат, человек( этимология : чело+ веко=мыслящий, видящий)

8.Написание сжатого изложения



Приложение.

Текст для сжатого изложения.

Задумаемся над тем, часто ли мы расстраиваемся, что не поняли кого-нибудь? А может быть, значительно чаще страдаем потому, что не понимают нас? Конечно, чаще случается второе. Когда не понимают нас, нам бывает обидно. Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слёз переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. Мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем их всех, а вот они…

Но пока мы уверены в этом, пока себя судим менее строго, чем других, как раз и рождается непонимание. Может быть, стоит начать именно с себя, с размышления над тем, чего нам самим не хватает? Возможно, в этом и состоит первый шаг к пониманию.

Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение, по точному замечанию одного из писателей, нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, её поворотов, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди.

Но чтобы понять человека, одного воображения мало, нужно ещё и пристальное внимание к людям, стремление всмотреться, вслушаться с доброжелательным сочувствием, с сердечным участием. Нужно сострадание, которое побуждает нас прислушиваться не только к словам, но и к интонации, вглядываться не только в явное, но и в незаметное. При таком отношении разность взглядов и чувств никогда не переходит в непонимание.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Подготовка к написанию сжатого изложения

Автор: Кузякина Марина Федоровна

Дата: 19.06.2015

Номер свидетельства: 220567

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Практикум по подготовке к сжатому изложению "
    ["seo_title"] => string(49) "praktikum-po-podghotovkie-k-szhatomu-izlozhieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "144076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418651993"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе (ОГЭ)" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-podghotovka-k-napisaniiu-szhatogho-izlozhieniia-v-ekzamienatsionnoi-rabotie-oge"
    ["file_id"] => string(6) "165233"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422788233"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация для урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" "
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia-dlia-uroka-podghotovka-k-napisaniiu-szhatogho-izlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "165241"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422789152"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Обобщение педагогического опыта по теме  " Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения ""
    ["seo_title"] => string(115) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-podghotovka-uchashchikhsia-k-napisaniiu-szhatogho-izlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "311895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459262958"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(62) "podghotovka-k-szhatomu-izlozhieniiu-urok-praktikum-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "273901"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452285757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства