Продуктивная деятельность учащихся при работе над изложением в старших классах.
Методика работы над изложением и сочинением по русскому языку учащихся казахской школы
Алматинская область
Алакольский район
«Достыкская средняя школа»
Барахова С.К
Актуальными на сегодня остаются проблемы привития обучающимся умения самостоятельно добывать,анализировать,структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и социальной адаптации в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях.Это означает,что во взрослой жизни вчерашний школьник найдет свое место,будет уверен в себе,сумеет оценивать свои силы и находить возможности для их приминения.Школа при этом должна создать условия которой благоприятны для осуществления личностного самопознания,самовыражения,самоопределения по отношению к природе,культуре,обществу,а также к самому себе.Поэтому обучение и воспитание должны быть взаимосвязанны. Это значит,что нельзя воспитывать,не обучая,и обучать,не воспитывая. Рассмотрим методические основы подготовки к традиционному виду письменных работ -изложению(эффективный вид работы,заключающий в себя потенциальные возможности формирования функциональной граммотности учащихся) в контексте технологии уровневой дифференциации, «основанной на деятельности,переходящей от репродуктивного уровня к продуктивному».Современная лингводидактика дает следующее определение понятиям репродуктивная и продуктивная деятельность(РД,ПД).
Е.М.Верещагин.
РД-это умение воспроизводить услышанную речь на вторичном языке.
ПД-это умение творчески строить свою речь,принадлежащую вторичной языковой системе.
Предлагаем текст из истории. «Слово о Керее и Жанибеке»
Речевая тема:Без прошлого нет будущего
Задания подготовительного этапа.
1.Пересказать текст в социальной роли автора современного учебника по истории Казахстана,сохраняя композицию текста-образца,тип речи и деление на абзацы.
2.Написать вступительную часть текста в жанре исторической справки.
3.Ввести в текст цитаты,изречения,мудрые мысли.
4.Написать заключительную часть изложения,содержащую оценку этого исторического события.
5.Составить денотатный граф(образец дан ниже)
6.Написать изложение с элементами сочинения(с конструированием собственных выводов в качестве развернутого ответа на вопрос «Какое значение имело это событие для казахской государственности?»
Денотатный граф.
Единство казахского ханства
есть что?
Стремление к созданию независимого государства
направлен на что?
Создание первого ханства,открыв тем самым,первую страницу Казахстана как Государство.
при каком условии? Благодаря откочевке ханов Жанибека и Керея сформировалось современное название казахской народности, с конца пятнадцатого века появился термин «?аза?»
«Слово о Керее и Жанибеке»
(к 550-летию Казахского ханства)
« Если быть объективным, то перед нами стоит историческая по значимости задача восстановления самоуважения, написания объективной истории с ее положительными и отрицательными сторонами, ее победами и поражениями». Н. Назарбаев.
В человеке всегда существовало желание познать окружающий мир и себя в нем. Не только свою индивидуальную природу, но и коллективные особенности общества, в котором он живет. Общеизвестна истина, что без прошлого нет настоящего и будущего. Поэтому объяснимо стремление знать историю своего народа. К тому же, это необходимо: чтобы ставить реальные цели, строить осуществимые планы, нужно знать, кто ты и откуда. Предметом, действительно достойным изучения в современной исторической науке, должны стать казахи-степняки, как основной кочевой народ, проживающий на просторах Евразийской степи.Как они проявили себя в истории? На протяжении долгого времени, в период колониальной зависимости у народа Казахстана была отнята его история, знание своих корней и предков. Вожди казахских родов и племён стремились к созданию независимого государства и искали покровителя из рода Джучидов. В условиях смуты и постоянного поиска выделяются два казахских султана Жанибек и Керей. Благодаря откочевке ханов Жанибека и Керея сформировалось современное название казахской народности, с конца пятнадцатого века появился термин «?аза?» (казах) и поэтому это дата для нас крайнее важна.По словам Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, государственность казахов ведет свою история с одна тысяча четыресто шестьдесят пятого года, когда Керей и Жанибек создали первое ханство,открыв тем самым,первую страницу Казахстана как государства. Процесс этот был длительным и сложным.Сначала казахские племена перекочевали из государства хана Абулхаира в Семиречье,и за людьми отколовшиеся вместе с Жанибеком и Кереем закрепилось имя «казахи» вместо «узбеки-казахи».Далее после смерти Абулхаир-хана Керей и Жанибек вернулись на территорию кочевых узбеков и захватили там верховную власть-это стало первым шагом к образованию казахской автономии. Жанибек и Керей были внуками хана Уруса, правнуками Чингисхана и могли претендовать на ханский престол. К ним стекались все, кто страдал от притеснений других чингизидов и их постоянных распрей, от жестокостей Абулхаир-хана. Войны в казахских землях, на которые всегда было много претендентов, не утихали. Третий сын Жанибек –хана Касым стал ханом и сумел утвердить свое владычество над огромными просторами казахских степей. При нем Казахское ханство стало одним из сильнейших государств в Центральной Азии.Так ханы Керей и Жанибек, стали основателями первого казахского государства. Место их погребения неизвестно. Но осталась память; осталось потомство; осталось основанное ими ханство, которому суждена была долгая жизнь.
«Возможно, оно не было государством в современном понимании этого термина, в нынешних границах, с такой известностью и авторитетом во всем мире. Но это можно сказать и про все другие государства той эпохи. Важно, что тогда была заложена основа, и мы - продолжатели великих дел наших предков. Сегодня наша страна сохраняет традиции многовековой дружбы и мирного соседства со всеми ближними государствами. Эти отношения нам следует всегда беречь, - сказал глава государства. История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.