Комплексный анализ текста на основе решения тестовых заданий типологии А5, В3, В6, В7, В9.
(Урок русского языка в 9 классе)
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Цель: повторить теоретический материал, связанный с выполнением заданий типа А5 (гласные в корнях с чередованием), В3, В6 (нахождение грамматической основы предложения), В7, В9 (анализ структуры сложных предложений, определение типов связи между частями сложного предложения) тестовой части ГИА-2013; отработать практические навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ГИА »
Эйхлер Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3, г. Ноябрьск
Комплексный анализ текста на основе решения тестовых заданий типологии А5, В3, В6, В7, В9.
(Урок русского языка в 9 классе)
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Цель: повторить теоретический материал, связанный с выполнением заданий типа А5 (гласные в корнях с чередованием), В3, В6 (нахождение грамматической основы предложения), В7, В9 (анализ структуры сложных предложений, определение типов связи между частями сложного предложения) тестовой части ГИА-2013; отработать практические навыки.
Формирование умений: распознавать орфограмму «Гласные в корнях с чередованием», определять условия выбора данной орфограммы; анализировать структуру предложения, выделять грамматические основы, определять средства и способ связи между частями сложного предложения.
Ход урока
1. Оргмомент: объявление темы урока, постановка целей.
Вставьте пропущенные буквы, распределив слова на три группы, объясните свои действия. (Задание спроецировано на интерактивной доске).
Действовать безотл…гательно, вечерняя з…ря, выск…чил из-за угла, крапива обж… гает, легкое прик…сновение, выр…внять грядку, р…вноправие в семье, пл…вучий остров, повелительное накл…нение, проб…раться через зар…сли, прик…саться к р…стению, вым…кнуть под дождем, приехать в Р…стов, хороший пл…вец, заг…рать на пляже, совершить ск…чок.
- Какую орфограмму вы повторили в ходе орфографической разминки? От каких условий может зависеть выбор гласных в корнях с чередованием?
Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения
Корни, в которых правописание гласной зависит от следующего за корнем суффикса или от согласной (согласных) корня
Корни, в которых правописание гласной зависит от лексического значения
3. Слово учителя. Совсем немного времени остается до прохождения Государственной итоговой аттестации. Сегодня на уроке вам необходимо вспомнить ранее изученный материал и научиться применять свои знания при выполнении заданий тестовой части:
А5 Из предложений … выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне
В3 Выпишите грамматическую основу предложения
В6 Укажите количество грамматических основ в предложении …
В7 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными … связью.
В9 Среди предложений … найдите сложное предложение с … связью между частями. Напишите номер этого предложения.
4. Работа с текстом № 1(Использование раздаточного материала.)
(1) Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. (2) Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. (3) У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь.
Задания:
1.Выразительно прочитайте текст.
2. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
3.Определите тип и стиль речи.
4. Выпишите слово(-а) с чередующейся безударной гласной в корне.
5. Какие из предложений текста являются простыми, а какие сложными?
6.Назовите грамматическую основу простого предложения. Чем осложнено предложение?
Предложение №3 записывают в тетради.
1. Подчеркните грамматическую(-ие) основу (-ы).
2. Укажите границы простых предложений.
3. Определите средства связи простых предложений в составе сложного.
4. Сделать вывод о структуре данного предложения (состоит из трех простых, 1 и 2 соединены союзом И, связь сочинительная; 2 и 3 – союз ПОТОМУ ЧТО, связь подчинительная. Последнее простое предложение является придаточным причины.)
Работа с текстом № 2. (Использование раздаточного материала.)
(18)Когда я пришёл на заставу собака была уже в возрасте но ко мне быстро привыкла. (19)Она ласковая хотя в деле на нее можно положиться. (20)Теперь плохо слышит и клыки стёрлись...
Задания:
Запишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания.
Укажите слово (-а) с орфограммой «Гласные в корнях с чередованием».
Проанализируйте структуру каждого предложения и скажите, в чем их отличие. Подчеркните грамматические основы, постройте схемы предложений.
Почему в сложносочиненном предложении № 20 запятая между частями отсутствует? (Есть общий второстепенный член «теперь»)
Работа с текстом №3. Устная работа с текстом. (Задание спроецировано на интерактивной доске).
(1)Мать моя вставала рано, до солнца. (2)Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. (3)Мать угостила меня чаем с молоком. (4) Молоко это кипятилось в глиняном горшочке, (1) сверху покрывалось румяной пенкой, (2) а под той пенкой оно было пахучее, (3) необыкновенно вкусное, (4) и чай от него делался прекрасным.
(5)Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. (6)Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
А5 Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (На заре)
В3 Из предложения 4 выпишите грамматическую основу (Молоко кипятилось, покрывалось;оно было пахучее, вкусное;чай делался прекрасным)
В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 5. ( 3 грамматические основы)
В7 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью в предложении 4. (2,4)
В9 Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с разными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения. (5)
(12) Их вообще не должно было существовать, они были чужды этому беззащитному миру трав, деревьев и малых, таких весёлых птах, поющих нам по утрам. (13)Пальба же между тем нарастала и пятнадцатого числа утром уже напоминала близкую канонаду, со всех четырех сторон. (14) Стреляли отовсюду, (1) дробь сыпалась на воду рядом с нашей лодкой, (2) и мы шарахались от любого шевелящегося куста, (3) рискуя попасть под дула оголтелых людей.
А5 Из предложений 12-14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне
В3 Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.
В6Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
В7В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью (предложение 14)
В9Среди предложений 12 – 14 найдите бессоюзноесложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответы проецируются на экран:А5 - нарастала; В3 – пальба нарастала и напоминала;
В6 – 3; В7 – (2); В9 –(12)
6. Проверка теста. Выставление отметок.
7. Домашнее задание: подберите текст из 3-6 предложений и составьте по нему задания, аналогичные разбираемым на уроке (задания типа А5, В3, В6, В7, В9)