kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подборка материалов к подготовке ГИА-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полезная подборка материалов, для успешной сдачи ГИА-9 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подборка материалов к подготовке ГИА-9 класс»

прилагательное ( какой? какая?...) образовано от существительного серебряный ← серебро

исключения: стеклянный , оловянный , деревянный (смотрим на окно: рама деревянная, стекло стеклянное, ручка оловянная, так и запоминаем)

причастие ( какой?какая?...) образовано от глагола ( в слове заложено действие) невыпитая ←не выпить,

страдательное причастие- задаем два вопроса: какой? потом чем? кем?

например: выращенный- какой? – кем?

краткое прилагательное ( какова?, каков?) красив, некрасив

краткое причастие ( что сделано? что сделан?, что сделана?)- положена

наречие - Как?


прилагательное ( какой? какая?...) образовано от существительного серебряный ← серебро

исключения: стеклянный , оловянный , деревянный (смотрим на окно: рама деревянная, стекло стеклянное, ручка оловянная, так и запоминаем)

причастие ( какой?какая?...) образовано от глагола ( в слове заложено действие) невыпитая ←не выпить,

страдательное причастие- задаем два вопроса: какой? потом чем? кем?

например: выращенный- какой? – кем?

краткое прилагательное ( какова?, каков?) красив, некрасив

краткое причастие ( что сделано? что сделан?, что сделана?)- положена

наречие - Как?


прилагательное ( какой? какая?...) образовано от существительного серебряный ← серебро

исключения: стеклянный , оловянный , деревянный (смотрим на окно: рама деревянная, стекло стеклянное, ручка оловянная, так и запоминаем)

причастие ( какой?какая?...) образовано от глагола ( в слове заложено действие) невыпитая ←не выпить,

страдательное причастие- задаем два вопроса: какой? потом чем? кем?

например: выращенный- какой? – кем?

краткое прилагательное ( какова?, каков?) красив, некрасив

краткое причастие ( что сделано? что сделан?, что сделана?)- положена

наречие - Как?


прилагательное ( какой? какая?...) образовано от существительного серебряный ← серебро

исключения: стеклянный , оловянный , деревянный (смотрим на окно: рама деревянная, стекло стеклянное, ручка оловянная, так и запоминаем)

причастие ( какой?какая?...) образовано от глагола ( в слове заложено действие) невыпитая ←не выпить,

страдательное причастие- задаем два вопроса: какой? потом чем? кем?

например: выращенный- какой? – кем?

краткое прилагательное ( какова?, каков?) красив, некрасив

краткое причастие ( что сделано? что сделан?, что сделана?)- положена

наречие - Как?





прилагательное ( какой? какая?...) образовано от существительного серебряный ← серебро

исключения: стеклянный , оловянный , деревянный (смотрим на окно: рама деревянная, стекло стеклянное, ручка оловянная, так и запоминаем)

причастие ( какой?какая?...) образовано от глагола ( в слове заложено действие) невыпитая ←не выпить,

страдательное причастие- задаем два вопроса: какой? потом чем? кем?

например: выращенный- какой? – кем?

краткое прилагательное ( какова?, каков?) красив, некрасив

краткое причастие ( что сделано? что сделан?, что сделана?)- положена

наречие - Как?

прилагательное ( какой? какая?...) образовано от существительного серебряный ← серебро

исключения: стеклянный , оловянный , деревянный (смотрим на окно: рама деревянная, стекло стеклянное, ручка оловянная, так и запоминаем)

причастие ( какой?какая?...) образовано от глагола ( в слове заложено действие) невыпитая ←не выпить,

страдательное причастие- задаем два вопроса: какой? потом чем? кем?

например: выращенный- какой? – кем?

действительное причастие - задаем два вопроса: какой? потом сам

например: растущий –какой?-сам?

зависимое слово- от причастия можно задать вопрос кем?, чем?, когда?, где ? ( но не какая? это вопрос к причастию , а не от него)

краткое прилагательное ( какова?, каков?) красив, некрасив

краткое причастие ( что сделано? что сделан?, что сделана?)- положена

наречие - Как?


прилагательное ( какой? какая?...) образовано от существительного серебряный ← серебро

исключения: стеклянный , оловянный , деревянный (смотрим на окно: рама деревянная, стекло стеклянное, ручка оловянная, так и запоминаем)

причастие ( какой?какая?...) образовано от глагола ( в слове заложено действие) невыпитая ←не выпить,

страдательное причастие- задаем два вопроса: какой? потом чем? кем?

например: выращенный- какой? – кем?

действительное причастие - задаем два вопроса: какой? потом сам

например: растущий –какой?-сам?

зависимое слово- от причастия можно задать вопрос кем?, чем?, когда?, где ? ( но не какая? это вопрос к причастию , а не от него)

краткое прилагательное ( какова?, каков?) красив, некрасив

краткое причастие ( что сделано? что сделан?, что сделана?)- положена

наречие - Как?








Задание связано с приставками. Делим их на группы:

1.Приставки, которые не изменяются, не зависят:

С!, на, под, по, от , в, за,

2. Приставки зависят от значения, определяются значением

Пре = пере  или близко по значению к слову очень

При – приближение ( приехать)

- близко ( пришкольный)

- неполнота действия = чуть-чуть ( присел, приоткрыл)

- присоединение ( прибил, прикупил)

3. Приставки  зависят        ..с   от глухого  согласного

.    от звонкого согласного

точки перед буквами С и З говорят о том, что место них стоят буквы- одна или две

раз-, вз-, рас-, вс, без-,бес- и т.д.

4.В задании, где требуется опрелелить написание приставки НЕ,  обычно указывается часть речи. Именно часть речи и будем искать вначале:

местоимения ( неопределенные или отрицательные) негде, нигде

некому, никому

нечего, ничего,

















Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:


1 группа В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от УДАРЕНИЯ:
-гор-,-гар-; -клон-, -клан-; -твор-, -твар- (без ударения пиши О);

зор-, -зар-; -плов-, -плав- (без ударения пиши А)

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: 
утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун


2 группа В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ КОРНЯ:
-лаг-, -лож-;

-скак-, -скоч-;

-раст-, -ращ-, -рос-

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, рОстовой, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчок


3 группа В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СУФФИКСА А:
-лож-, -лагА-;

-кОс-, -касА-;

-бер-, -бирА-; -дер-, -дирА-; -блест-, -блистА-; -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; -мер-, -мирА-; -стел-, -стилА-; -жег-, -жигА-; -чет-, -читА-; -нимА-, -минА-, -жимА-

-минА-, -нимА-, -жимА-, -чинА- 

 Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта

4 группа  В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ корня:
-равн- (= равный, одинаковый), -ровн- (=ровный, гладкий);

-мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: 
рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение


и вне групп чередование им/я ( понимать- понять)

ин/а ( начинать- начать)

Запомните !!! Корни с чередующимися гласными проверять нельзя!!! От этого и отталкиваемся, выполняя задание. Сначала обязательно выделяем корни!

Если задание звучит так:

  • Укажите слово с чередующейся гласной в корне, обращаем внимание на слово чередующейся и находим его. Это самые простые задания, если вы выучили корни















  • Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

  1. убеждать

  2. болезнь

  3. наводнение

  4. бояться

Выделяем карандашом корни. ( я их подчеркну)

Ищем слова с чередованием в корне- нет- начинаем проверять

  1. не получается

  2. бОлен

  3. вОды

  4. бОйся

значит ответ -1)

  • Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне

  1. растет

  2. непорочный

  3. потерял ( не путать с чередованием –тир-тер-, где значение тереть что-то или растирать) здесь растерять

  4. обгорелый

Выделяем корни. Ищем слова с чередованием- есть 1) и 4), мы знаем, что их проверять нельзя, сразу около этих ответов ставим минус , остались 2) и 3) – выбираем из них –проверяем 2) первую гласную проверить не получается, вторую- порОк,

3) потЕря- тут проверили- она одна

ответ -2

  • Укажите слово с двойной согласной в корне! (В задании ничего не выделено, это мы выделяем то, на что следует обратить внимание)

  1. воспитанность

  2. процессы

  3. исследования

  4. рассказов

Выделяем корни. Сразу видно, что двойные согласные в корне только в одном слове 2) –это ответ

  1. нн- в суффиксе

  1. ис- приставка

  2. рас- приставка

Итак ,приступим к решению тестов. На самом деле можно решать все задания, используя минимум знаний . Самое главное запомните: чтобы что- то найти, нужно знать , что искать и , желательно , чтобы было описание, небольшое, но конкретное, была указана какая- то деталь, по которой поиск бы занимал совсем немного времени.

Поэтому составляем небольшие шпаргалки или памятки по каждому заданию. Такие памятки пишут мои ученики на уроках и на индивидуальных занятиях. задания с ними решаются быстро и правильно.

А1. Прежде, чем выполнять это задание, прочитайте само задание. Карандашом обведите в тексте номера предложений, которые  будут необходимы для выбора ответа. Кстати, на самом экзамене в Ваших КИМАХ с заданиями вы можете делать любые пометки, которые облегчат вам выполнение. Это не запрещено! На оценку никак не повлияет! В задании определите самое главное слово в предложении и только потом читайте весь текст. Так Вы сэкономите время, читая, вы уже будете знать, на что конкретно нужно обратить внимание и что найти. Дальше все зависит от Вашей внимательности. В этом задании даже очень слабые ученики редко делают ошибки. Главное еще раз обратить внимание на слова и частицы НЕ, которые есть в задании.

А2. Чаще всего в данном задании звучит вопрос : « В каком значении употреблено  слово ……?»  И дан номер предложения. Внимательно перечитываем предложение, подчеркиваем слово из задания и пробуем вместо него вставлять значения, ВЫ сами поймете, какое подходит.

Начиная с А3 обязательно!! для закрепления навыка решать сразу не менее 30 заданий ( т.е вы должны выполнить сразу в 30 вариантах задания А3 , и так потом с каждым заданием!!!)

А3. Для решения этого задания надо составить небольшую мини-шпаргалку о средствах выразительности. Шпаргалка будет содержать не столько теорию, сколько подсказки.

Материал располагаем не совсем обычно, но так легче запомнить. Пример запоминается быстрей, потом вспоминается все правило или хотя бы то, что остро необходимо.

 

Читаем таблицу, запоминаем или первые три, или первые две колонки. Особенно то, что выделено жирным и подчеркнуто. Они должны всплывать в памяти. Решая сразу около 30 заданий А3 , смотрим в таблицу, потом она вам будет не нужна, все само отложится в памяти.







средство выразительности

пример

что значит или что искать

как искать

эпитет

веселыйветер

прилагательные

ищем предложение, в котором есть прилагательные, чаще всего он там не одно

метафора

щеки горят

переносный смысл

(чаще всего глагол+сущ)

попробуем нарисовать картинку «щёки горят» : рисуем щеки и на каждой костер или огонь.«мороз сковал реку»- мужчина в одежде Деда мороза с молотом в руках кует цепь на реке – это все прямой смысл. Если смысл другой и нарисовать нельзя, значит это и есть переносный смысл и перед вами метафора

гипербола

Съел бы слона

преувеличение

Представьте себе, как это будет на самом деле. Реально? Нет? Значит преувеличение

литота

ниже травы, тише воды

преуменьшение

рассуждать так же, как и с гиперболой

антитезаантонимы

белый -черный

противопоставление

Тут все понятно

Градация

он бежал, потом шел, под конец еле плелся

усиление-нарастание или ослабление-убывание

Смотрим только на подчеркнутые слова и представляем себе этот процесс- это ослабление, теперь эти слова прочитаем от последнего к первому- усиление. Важное замечание: чаще всего это слова одной части речи и присутствует в предложении перечислительная интонация. Читайте внимательно!

Инверсия

Белеет парус одинокий

неправильный порядок слов

парус- подлежащее, должно стоять перед сказуемым белеет. правильно: парус белеет. Это будет распространяться и на прилагательные, если они оказались после существительного: Рассказ замечательный, и на другие части речи, но с подлежащим и сказуемым перестановка  в заданиях встречается чаще.

метонимия

Читал Чехова

одно подразумевает другое

Чехов- это человек, его нельзя читать! Читают его книги

оксюморон

живой труп

такого не может быть

Грустная радость, горячий снег, звонкая тишина, т.е. сочетается несочетаемое,

олицетворение

Береза уснула

неживое , как живое

действия живых существ переносятся на неживые предметы: ветер воет, играло море

омонимы

ключ-ключ

одинаковые слова с разными значениями

ключ – родник, ключ для замка;

парафраз

царь зверей

под одним понятием подразумеваем другое

в данном примере – это лев, северная столица- Санкт- Петербург и т.д

парцелляция

В комнату вошла девушка. Красивая

разрыв предложения

Парцелляцией является  Красивая. Кто «красивая» без предыдущего предложения неясно. И «красивая» можно вставить в предыдущее предложение  В комнату вошла красивая девушка

сравнение

умный , как Ломоносовпыль чем? столбом

что-то с чем-то сравнивается. Наличие слов КАК, СЛОВНО, БУДТО или существительные в Твор. падеже (кем ? чем?

Ищем :что сравнивается и обязательно с чем

фразеологизм

водить за нос

устойчивое сочетание с переносным смыслом

в отличие от метафоры, это сочетание имеет свой постоянный смысл и употребляется только в таком виде, нельзя переставить местами ни одного слова. Желательно найти в интернете словари фразеологизмов и просто как можно больше их прочитать, узнав сразу, что они значат



средство выразительности

пример

что значит или что искать

эпитет

веселыйветер

прилагательные

метафора

щеки горят

переносный смысл

гипербола

Съел бы слона

преувеличение

литота

ниже травы, тише воды

преуменьшение

антитезаантонимы

белый -черный

противопоставление

Градация

он бежал, потом шел, под конец еле плелся

усиление-нарастание или ослабление-убывание

Инверсия

Белеет парус одинокий

неправильный порядок слов

метонимия

Читал Чехова

одно подразумевает другое

оксюморон

живой труп

такого не может быть

олицетворение

Береза уснула

неживое , как живое

омонимы

ключ-ключ

одинаковые слова с разными значениями

парафраз

царь зверей

под одним понятием подразумеваем другое

парцелляция

В комнату вошла девушка. Красивая

разрыв предложения

сравнение

умный , как Ломоносовпыль чем? столбом

что-то с чем-то сравнивается. Наличие слов КАК, СЛОВНО, БУДТО или существительные в Творительном падеже (кем ? чем?

фразеологизм

водить за нос

устойчивое сочетание с переносным смыслом





















Это , конечно не все средства выразительности, но наиболее часто встречающиеся  в заданиях А3. Если будет необходимость, или что- то будет непонятно, я дополню данную статью.

Вам необходимо скопировать эту таблицу и сохранить её себе на компьютер. Потом выделить только два первых ( можно три) столбца и вставить их в новый документ. У вас будет мини- шпаргалка, которой вы сможете пользоваться и на уроках при решении задания А3.

Можете использовать готовую шпаргалку

Продолжаем  решать задания ГИА русский самостоятельно, быстро и без ошибок

Я продолжаю объяснять так , как объясняю своим ученикам. Уверена, что у вас тоже все получится.

 А4.  Задание построено на фонетике. ФОН – это звук, значит , выполняя задания смотрим не на то, что написано, а на то, что слышим. И учтите, произносим слова так, как мы их произносим в обычной жизни, не напрягаясь !!! Этого можно достичь двумя способами: вставить слово в предложение и произнести или произнести слово быстро несколько раз. Произнести вслух!!!! Поэтому , чтобы правильно выполнять задания, вы должны научиться писать транскрипцию, т.е. то, как мы произносим это слово ( звуки)

Прежде чем выполнять  это задание, Вы должны! выучить наизусть! небольшой теоретический материал.

Учим то, что выделено черными ,это же пишем себе в шпаргалку, которой будем пользоваться иногда, когда что- то забудем.

В русском языке всего шесть! гласных звуков, а букв -10

[а], [о,], [у],[э],[и],[ы]-это звуки  , буквы: э-е, о-ё, у-ю, а-я, и, ы

мы видим , что звуков е, ё, ю, я  в русском языке нет!!!! буквы есть, а звуков нет! попробуем протянуть любую из этих букв, что слышите? То, что написано рядом в парах, Вот в таком порядке и запоминайте их- Е,Ё, Ю,Я

Что вместо них пишем в транскрипции ( транскрипция пишется в квадратных скобках [ ]) ?

 е-[э] или[и],  слово пишем -леса- произносим -[л,иса] л,-запятая около буквы называется  апострОф, который показывает, что звук мягкий, произносится мягко

ё- [о], клён -[кл,он] , если мы не поставим апострОф , то прочитается КЛОН, а так  читаем -клён

ю-[у], люк-[л,ук]

я-[а], дядя-[д,ад,а]

Но эти же буквы могут иметь и два звука

е-[йэ],

ё-[йо],

ю-[йу],

я-[йа]

такое может происходить только в трех позициях

в начале слова: ель-[йэл,]

после гласной: поет-[пайот]

после Ъ и Ь знаков – вьюга [в,йуга]

2.      ж, ш, ц- всегда твердые,

3. ч, щ, й – всегда мягкие,

4. л,р,м,н,й -непарные звонкие (й можно называть йот)-их легко запомнить .Эти буквы есть в фамилии Лермонтов

5.  в глаголах ться и тся произносят как [ца], кружится-[кружыца]

6. удвоенные буквы произносят как одну жжёт-[жот] апостроф не ставим ж-всегда твердый

7. сч=[щ] счетчик-[щотчик], апостроф не ставим –щ всегда мягкий

8.   озвончение-два согласных рядом, второй звонкий делает первый глухой звонким: сделать -[зд,элат,]

9.   оглушение-два согласных рядом, второй глухой делает глухим первый дорожка-[дорошка], или на конце слова гриб-[грип]

10.   Слогов в слове столько, сколько гласных

11.  Смягчают предыдущий согласный е, ё, ю, я, ь, и

 Не так уж и много надо выучить , если вы выпишите только то , что выделено черным. Теперь научимся применять эту теорию при решении задания.

А.4 Укажите ошибочное суждение.

1)      В слове СЛЕТЯТСЯ три слога

2)      В слове ПТЕНЦОВ четыре глухих согласных звука

3)      В слове ОСМОТРЕННЫЕ количество букв и звуков совпадает

4)      В слове ГНЕЗДОВЬЕ два мягких согласных звука

 Рассуждаем:

1)      В слове СЛЕПЯТСЯ три гласных Е,Я,Я –значит три слога –все правильно

2)      ПТЕНЦОВ -[пт,инцоф] считаем глухие согласные в транскрипции, да-4-верно

3)      ОСМОТРЕННЫЕ -[асмотр,эныйэ]-считаем: букв-11, звуков-11 , все верно

4)      ГНЕЗДОВЬЕ-[гн,издов,йэ]-  считаем мягкие- н,, в, -3, неверно, это и есть ответ

А5

Выполнить задание А5 не составит большого труда, если вы знаете корни с чередующимися гласными. Их необходимо выучить и не путать с омонимичными корнями ( пишутся так же, но имеют совсем другое значение).

Пишем шпаргалку по этому заданию:

Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:


1 группа В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от УДАРЕНИЯ:
-гор-,-гар-; -клон-, -клан-; -твор-, -твар- (без ударения пиши О);

зор-, -зар-; -плов-, -плав- (без ударения пиши А)

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: 
утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун


2 группа В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ КОРНЯ:
-лаг-, -лож-;

-скак-, -скоч-;

-раст-, -ращ-, -рос-

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, рОстовой, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчок


3 группа В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СУФФИКСА А:
-лож-, -лагА-;

-кОс-, -касА-;

-бер-, -бирА-; -дер-, -дирА-; -блест-, -блистА-; -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; -мер-, -мирА-; -стел-, -стилА-; -жег-, -жигА-; -чет-, -читА-; -нимА-, -минА-, -жимА-

-минА-, -нимА-, -жимА-, -чинА- 

 Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта

4 группа  В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ корня:
-равн- (= равный, одинаковый), -ровн- (=ровный, гладкий);

-мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: 
рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение


и вне групп чередование им/я ( понимать- понять)

ин/а ( начинать- начать)

Запомните !!! Корни с чередующимися гласными проверять нельзя!!! От этого и отталкиваемся, выполняя задание. Сначала обязательно выделяем корни!

Если задание звучит так:

  • Укажите слово с чередующейся гласной в корне, обращаем внимание на слово чередующейся и находим его. Это самые простые задания, если вы выучили корни

  • Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

  1. убеждать

  2. болезнь

  3. наводнение

  4. бояться

Выделяем карандашом корни. ( я их подчеркну)

Ищем слова с чередованием в корне- нет- начинаем проверять

  1. не получается

  2. бОлен

  3. вОды

  4. бОйся

значит ответ -1)

  • Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне

  1. растет

  2. непорочный

  3. потерял ( не путать с чередованием –тир-тер-, где значение тереть что-то или растирать) здесь растерять

  4. обгорелый

Выделяем корни. Ищем слова с чередованием- есть 1) и 4), мы знаем, что их проверять нельзя, сразу около этих ответов ставим минус , остались 2) и 3) – выбираем из них –проверяем 2) первую гласную проверить не получается, вторую- порОк,

3) потЕря- тут проверили- она одна

ответ -2

  • Укажите слово с двойной согласной в корне! (В задании ничего не выделено, это мы выделяем то, на что следует обратить внимание)

  1. воспитанность

  2. процессы

  3. исследования

  4. рассказов

Выделяем корни. Сразу видно, что двойные согласные в корне только в одном слове 2) –это ответ

  1. нн- в суффиксе

  1. ис- приставка

  2. рас- приставка

  • В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?

  1. горестные

  2. радостный

  3. счастья

  4. сердцем

Пишем транскрипции: 1) [гор,исныйэ]- не произносим Т

  1. [радасныйэ]- не произносим Т

  2. [щаст,йа]-Здесь слияние двух букв в одну сч=Щ

  3. ,эрцэм]- не произносим Д

ответ – 3

Ну вот вроде все типичные задания. Если что- то не получится в решении, недостаточно теории из шпаргалки, пишите в комментариях, будем добавлять. Удачи! До следующего занятия!

ГИА по русскому языку можно научиться самому решать быстро и без ошибок. Задание А6 .Это задание также решается очень быстро, если знать, на что надо обращать внимание.

В каждом задании есть ключевые слова, то есть самые главные. Чтобы их искать, надо их знать. Поэтому, как всегда, начнем с мини - шпаргалки. Запишем теорию в таком виде, в котором вам будет удобно ею пользоваться.

Задание связано с приставками. Делим их на группы:

1.Приставки, которые не изменяются, не зависят:

С!, на, под, по, от , в, за,

2. Приставки зависят от значения, определяются значением

Пре = пере  или близко по значению к слову очень

При – приближение ( приехать)

- близко ( пришкольный)

- неполнота действия = чуть-чуть ( присел, приоткрыл)

- присоединение ( прибил, прикупил)

3. Приставки  зависят        ..с   от глухого  согласного

.    от звонкого согласного

точки перед буквами С и З говорят о том, что место них стоят буквы- одна или две

раз-, вз-, рас-, вс, без-,бес- и т.д.

4.В задании, где требуется опрелелить написание приставки НЕ,  обычно указывается часть речи. Именно часть речи и будем искать вначале:

местоимения ( неопределенные или отрицательные) негде, нигде

некому, никому

нечего, ничего,

 

Разберем несколько заданий и посмотрим, как пользоваться шпаргалкой

  • В каком слове написание приставки определяется её значением- « неполнота действия»

1)      приходи

2)      прилетит

3)      приводил

4)      приоткрыв

Ишем  в шпаргалке слова

определяется значением .  Неполнота действия- это чуть- чуть, ставим около каждого слова, подходит только в 4) –это и будет правильный ответ

  • В каком слове написание приставки определяется правилом « НЕ пишется слитно в неопределенных и отрицательных местоимениях, употребленных без глагола»

1)      несчастье

2)      нечего

3)      немедленно

4)      несомненно

Ищем в вопросе часть речи- местоимение- в

1) что? – существительное

2)смотрим шпаргалку – местоимение

3)как?- наречие

4)как?-наречие

Местоимение здесь только в одном варианте 2)- это ответ

Смотрим внимательно в шпаргалку и решаем задания быстро и правильно, очень скоро, вы будете делать это без подглядывания. Удачи. Есть вопросы, не стесняйтесь, задавайте

Решить задание А7 на ГИА можно так же быстро и легко, как и предыдущие задания, если использовать сделанную самим мини- шпаргалку. Правила такое же: вначале выписываем всё, что выделено черным шрифтом. Для этих шпаргалок нужна отдельная тетрадь, где будут написаны только мини-шпаргалки, которые пригодятся при решении любых тестов ГИА по русскому языку: и дома, и в классе, и on-line.

Приступаем. Для решения этого задания необходимо знать части речи, вопросы, на которые они отвечают, как отличить прилагательное от причастия, как определить спряжение глагола. Задние А7 перекликается с заданием А6, поэтому воспользуемся некоторым материалом из предыдущего занятия. Если вы аккуратно ведете шпаргалки, то можете на странице с теорией А7 написать: смотри А6 и продолжить записывать то, чего не было там.

глагол-

1 спряжение Е

2спряжение И

неопределенная форма (что делать? что сделать?)

ть любая буква перед ТЬ

ить только И!!! перед ТЬ

исключения

брить, стелить

гнать, дышать, держать, вертеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть , смотреть, обидеть, терпеть

они ( что делают?) 3л.мн.ч

окончания ут , ют

окончания ат , ят

в остальных формах в окончаниях пишем

е ( ет, ем)

и (ит, им)

В этой таблице есть весь материал, необходимый для решения заданий , связанных с глаголом: и спряжение, и как определить спряжение по начальной или неопределенной форме, по глаголу в 3-ем лице мн.ч (они), и исключения, они уже стоят на своих местах.

Можно добавить только то, что разноспрягаемые глаголы называются так , потому что неопределенная форма относится к одному спряжению, а форма 3л.мн.ч. (они) – к другому . Например: захотЕть- н.ф-перед ТЬ –Е_, значит 1 спр, но они захотЯт-окончание ЯТ – 2 спр, значит глагол разноспрягаемый.

прилагательное ( какой? какая?...) образовано от существительного серебряный ← серебро

исключения: стеклянный , оловянный , деревянный (смотрим на окно: рама деревянная, стекло стеклянное, ручка оловянная, так и запоминаем)

причастие ( какой?какая?...) образовано от глагола ( в слове заложено действие) невыпитая ←не выпить,

страдательное причастие- задаем два вопроса: какой? потом чем? кем?

например: выращенный- какой? – кем?

действительное причастие - задаем два вопроса: какой? потом сам

например: растущий –какой?-сам?

зависимое слово- от причастия можно задать вопрос кем?, чем?, когда?, где ? ( но не какая? это вопрос к причастию , а не от него)

краткое прилагательное ( какова?, каков?) красив, некрасив

краткое причастие ( что сделано? что сделан?, что сделана?)- положена

наречие - Как?


  • А7. В каком слове правописание НН определяется правилом « В прилагательных , образованных при помощи суффиксов –ОНН-,-ЕНН-, пишется НН»

  1. мгновенно

  2. неожиданно

  3. таинственный

  4. раскаленный

Выделяем часть речи- прилагательное- смотрим шпаргалку – отвечает на вопрос какой? образовано от существительного, ищем- на вопрос какой ? отвечают два слова

таинственный←тайна (сущ)

раскаленный ← раскалить (глагол)

только таинственный образовано от существительного, значит правильный ответ 3)


  • А7 . Укажите глагол, который в форме 9-его лица единственного числа настоящего времени имеет окончание – ИТ.

  1. властвовать

  2. возвышаться

  3. крепиться

  4. сомневаться

Ищем ключевое слово – глагол. Обращаем внимание на то, что глаголы стоят в неопределенной форме, смотрим в таблицу на суффиксы перед ТЬ. Чтобы писалось ИТ, перед ТЬ должен стоять суффикс И, он есть только в 3) ответе-это и есть ответ

Смотрим внимательно в таблицу и решаем задания быстро и правильно, очень скоро, вы будете делать это без таблицы. Удачи. Есть вопросы, не стесняйтесь, задавайте

  • А7 . В каком слове правописание суффикса определяется правилом « В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н»

1) смешным

2) известно

3) написано

4)внезапная

Ищем ключевые слова, подчеркиваем. Смотрим в записи, краткое страдательное причастие – что сделано?- это 3), кем? написано кем, все правильно и всего одна Н- это и есть ответ.


Еще раз Алгоритм выполнения :

  1. Читаем внимательно задание

  2. Находим ключевые слова ( часть речи)

  3. Находим эту часть речи.

  4. Сравниваем с заданием ( морфемы: суффикс, окончание)

  5. Пишем ответ.

Удачи! У вас все обязательно получится!!!


ГИА русский . В3 решаем быстро и без ошибок.

Надеюсь, у вас получается решать задания быстро и без ошибок по моим рекомендациям. Ведь лучше научиться решать самому и не зависеть от ответов в интернете или надеяться на чью – либо помощь. У Вас все получится, нужно лишь приложить немного усилий, заметить закономерности в решении тех или иных заданий.

Итак, задание В3.

Выпишите грамматическую основу из предложения №…

Повторяем теорию и, как всегда, записываем мини- шпаргалку ( все, что выделено черным и подчеркнуто).

Основа- подлежащее и сказуемое.

Подлежащее отвечает только на вопросы кто? что?!!! и никаких других вопросов из других падежей ,нельзя мне, нам и т.д

Сказуемое- что делать? что сделать? Каков? Какова? Каково? Что сделан?, Что сделано? Что сделана? ( Сказуемое может отвечать и на вопросы: какой?, какая? какие?, какое?, но только при условии, что в этом предложении нет глаголов, кроме глаголов связок (быть, стать..) Он был большой. Он был какой? большой. Если вы подчеркнёте только «был», значит, он здесь находился, но в этом предложении мы не знаем, где он был, зато знаем, что он был большой. Даже если мы опустим глагол- связку был, то большой все равно будет составным именным сказуемым. Он большой.

Глагол в неопределенной форме редко бывает один. Необходимо еще искать слово, с которым он связан Плавать я не умел.

Читайте внимательно и не пытайтесь найти в предложении то, чего нет. Если нет подлежащего, выписывайте только сказуемое и не забывайте, что сказуемых может быть несколько ( однородные).

Мне сегодня не везло. Основа только сказуемое, его и выписываем – не везло.

Папа с дочкой пришел на каток. Основа : папа пришел

Папа с дочкой пришли на каток. Основа : папа с дочкой пришли.

Надеюсь это задание ни у кого не вызовет затруднений.


В4. Задание звучит чаше всего так:

Среди предложений ….-…. найдите предложениЕ или предложениЯ с обособленным……

Напишите номер или номерА предложениЯ или предложенИЙ.

Обязательно читайте внимательно задание, сколько цифр необходимо выписать, если номер, то одну, а если номера, то два или больше

Обособление- это выделение с двух сторон запятыми

Обособленные определения. Ищем в предложениях запятые и смотрим, можно ли от слова перед запятой задать вопрос Какой? Какая? Какое? или Какие?

вопрос от слова задается по ходу письма Маша, решившая сдавать экзамен сегодня, встала очень рано. Маша, какая? решившая

вопрос можно поставить и в обратную сторону, тогда слово, от которого задаем вопрос: Какой? Какая? Какое? или Какие?, будет стоять после запятой

Рисующий красками, он не участвовал в этом конкурсе.

Чаще всего это причастные обороты, но могут быть и прилагательные. И те и другие отвечаю на эти вопросы Какой? Какая? Какое? или Какие?

Обособленные обстоятельства- это деепричастия или деепричастные обороты.

Деепричастия отвечают только на два вопроса: что делая?, что сделав? Вот и ищем около запятых слова, которые отвечают на эти вопросы. Это может быть одно деепричастие или деепричастие с зависимыми словами.

Маша, решив сдавать экзамен сегодня, встала рано. Слова обычно заканчиваются на такие же суффиксы , как и в вопросе: я и в.

Обособленные уточняющие определения- задаем от слова перед запятой вопрос какой именно?

Обособленные уточняющие обстоятельства – задаем вопросы: где именно? или когда именно? или другие вопросы обстоятельств, но обязательно добавляем именно.

Обособленные определения- это чаще всего пояснение чего- либо

Смотрим на примерах:

  • Среди предложений 5-10 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

Предложение только одно. Ищем предложение с деепричастием.

Стремглав бежал и падал в свою постель, на бегу выключив свет.


  • Среди предложений 5-10 найдите предложение с одиночным приложением.

Предложение только одно

Он замечательно играет на скрипке и его учитель-профессор сулит ему великое будущее. учитель какой? профессор. Не кто? А какой? Можно какой именно?


  • Среди предложений 5-10 найдите предложение с обособленным определением.

Предложение только одно.

В летнюю пору, поглощенные семейными хлопотами, они напрочь исчезли из виду. В пору какую?


Остальные решаются аналогично. Успехов !

ГИА. Русский В5.Решай сам быстро и без ошибок.

Мы продолжаем занятия, на которых вы должны научиться решать задания самостоятельно. И не просто решать, а без ошибок и быстро.

Для решения задания В5 вам необходимо вспомнить теорию и записать её кратко . Как всегда, все , что выделено черным и подчеркнуто, выписываем себе в мини-шпаргалку, которая понадобится вам при решении.

В задании написано: В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры , обозначающие запятые при…(обращении, вводном слове)

1. Обращение-это обычно одно слово, в именительном падеже и находится оно чаще всего в прямой речи или в диалоге. Оно может обозначать как живое , так и неживое.

- Петя, иди есть. Здесь обращаются к Пете ( одушевленное)

- Ветер, ветер, ты могуч…. Обращаются к ветру ( неодушевленное)

Обращение может стоять на любом месте в предложении.

-Сегодня холодно, Зина, гулять не пойдем

-Не мешай мне делать уроки, Саша.

Все выделенные и подчеркнутые слова являются обращениями, значит, цифры, стоящие около этих запятых и надо выписывать в ответ

Но если это простое предложение (Саша мешала делать уроки Зине.), то Саша будет подлежащим и не будет обращением. Обращения не являются членами предложения! Их, кстати, нельзя выписывать в грамматическую основу!

2. Вводное слово-это одно слово (реже два и более), которое с двух сторон выделено запятыми. Этих слов очень много. Их используют в речи, чтобы показать свое отношение к тому, о чем говорите вы или другие. Например, вы говорите кому-то, что завтра будет хорошая погода. Вы можете об этом сказать по-разному.

Если вам это нравится, вы добавите слово « к счастью». Завтра, к счастью, будет хорошая погода.

Если вы сомневаетесь, то добавите слово «наверное». Завтра, наверное, будет хорошая погода

Если вы говорите это с чьих-то слов, то добавите « по словам соседа». Завтра, по словам соседа, будет хорошая погода

Вставлять можно до бесконечности. Но смысл остается таким, что эти слова можно так же выкинуть без проблем, как и вставили, и смысл предложения не изменится.

Чтобы не ошибиться и не выкинуть другое слово вместо вводного, вы должны помнить, что любое вводное слово, состоящее как из одного, так и из нескольких, можно заменить другим вводным, например, «наверно», «кажется», «говорят» и т.д. Взаимозаменяются, значит, смело считаем это слово вводным и выписываем цифры, которые стоят с двух сторон около этого слова.

Пример.

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Минут за десять, (1)наверное,(2)хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. Обработали деловые птахи дикую рябинку, (3)а на те,(4)что рядом росли, (5)даже и не присели

Ищем слово, около которого с двух сторон стоят запятые. Здесь такое одно, «наверное», пробуем его заменить словом «кажется», все получилось. Значит правильный ответ цифры 1,2

Кстати, слово «кажется» может быть и сказуемым. Тогда оно не выделено запятыми с двух сторон и его нельзя заменить другим вводным словом и нельзя выкинуть из предложения, смысл потеряется. Ему это только кажется. Попробуйте выкинуть, смысл потеряется.

Надеюсь , алгоритм понятен, и теории достаточно, чтобы делать и это задание быстро и без ошибок. Есть вопросы, спрашивайте, постараюсь ответить всем. Удачи в решениях!


В7.

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью ( или подчинительной)

Для выполнения этого задания необходимо знать союзы подчинительные и сочинительные, уметь их находить в предложении.

В мини- шпаргалку пишем:

сочинительные союзы: и, да, но, а, или, либо, однако, зато- это союзы состоящие из одного слова, и союзы : как- так и, не только- но и , то-то, не то- не то- двойные союзы –эти союзы (или только вторая часть союза) стоят сразу после запятой и разделяют две основы или однородные члены.

Подчинительные союзы: что, чтобы, потому что, если, хотя, когда, где, как, едва, лишь, раз, ли, если бы, как скоро, как ни, несмотря на то что, словно, точно, как будто, будто, ввиду того что, благодаря тому что. Особенно обратите внимание, на союзы, выраженные частицами ЛИШЬ и ЛИ. Обычно их ученики не замечают. Не забывайте, что подчинительные союзы могут стоять и в начале


С чего начинаем выполнять задание? В первую очередь ищем, конечно, союзы и заключаем их в кружок. Затем находим основы. Основы подчеркиваем обязательно!!!, чтобы увидеть, что именно разделяет союз. Если основа одна, предложение не рассматриваем!


Примеры:

  1. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью

Не бьют барабаны, (1) не пыжатся дудки, (2) и знамен не колышется строй.

Больше месяца пробыл Наполеон в Москве: ждал император от русских посыльных с миром, (3)однако не явились к нему посыльные.

Нашли два сочинительных союза И и ОДНАКО, выделили основы. Союзы стоят между основами, значит записываем ответ 2,3

  1. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью

Добротой, (1)безграничным доверием и лаской- чувствами всегда неотразимыми, (2) если между ними не втерлось подхалимство, (3)каковое может потом, (4)постепенно, (5) превратить все в ложное- и доброту, ( 6)и доверие, (7)и ласку.

Нашли два подчинительных союза, второй не совсем обычный, но он легко заменяется на «которое». Основы на месте, значит правильный ответ будет 2,3

Ничего сложного в этом задании нет, единственное, что от вас требуется, так это выучить союзы и не путать сочинительные с подчинительными.

Надеюсь и с этим заданием у вас проблем не будет, и вы его тоже будете решать быстро и без ошибок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подборка материалов к подготовке ГИА-9 класс

Автор: Швед Валентина Николаевна

Дата: 21.10.2016

Номер свидетельства: 351135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Использование ИКТ- технологий при формировании знаний по теме «Основы учения о клетке» "
    ["seo_title"] => string(94) "ispol-zovaniie-ikt-tiekhnologhii-pri-formirovanii-znanii-po-tiemie-osnovy-uchieniia-o-klietkie"
    ["file_id"] => string(6) "147406"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419372298"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Использование ИКТ- технологий при формировании знаний на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(77) "ispol-zovaniie-ikt-tiekhnologhii-pri-formirovanii-znanii-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147408"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1419373119"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Обобщающее повторение темы "Решение текстовых задач" в ходе подготовки к ГИА (ОГЭ) в 9 классе."
    ["seo_title"] => string(98) "obobshchaiushchieiepovtorieniietiemyrieshieniietiekstovykhzadachvkhodiepodghotovkikgiaogev9klassie"
    ["file_id"] => string(6) "262134"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449256402"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства