Степанова О.Г.
Предмет: математика.
Класс: 9
Учитель математики: Степанова Ольга Геннадьевна.
Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юськасинская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики.
Аннотация:
Сдача ГИА — ответственный момент для учеников. Эта разработка поможет вашим ученикам подготовиться к испытаниям подобного рода. Ученики испытывают наибольшую трудность при решении задач блока «Геометрия». Эта разработка нацелена на повторение, обобщение и систематизацию знаний учеников по теме «Трапеция». Она раскроет некоторые секреты решения задач на трапецию. Использование групповой работы повышает интерес учащихся к предмету, даёт возможность самим решать более сложные геометрические задачи, получая удовольствие и развивая умения и навыки решения задач, логическое мышление.
Тема: «Решение задач по теме «Трапеция» при подготовке ГИА 2015»
Задачи урока:
- подготовка учащихся к ГИА;
- вооружение учащихся системой знаний по теме “Трапеция”;
- формирование навыков групповой работы.
Цели урока.
Образовательные:
- в процессе повторения теоретического материала и решения задач обеспечить повторение, обобщение и систематизацию темы «Трапеция»;
- вывести дополнительное свойство трапеции;
- научить применять полученное свойство при решении задач.
Развивающие:
- создать условия для развития навыков работы в группе, умения анализировать, обобщать, выделять главное;
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения;
- способствовать развитию активной мыслительной деятельности, развитию интереса к предмету, знакомству с новым свойством трапеции.
Воспитательные:
- воспитать чувство ответственности, сплоченности, сознательной дисциплины, умения работать в группе;
- воспитать культуру математической речи, умения высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге.
Тип урока:
обобщение и закрепление знаний.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Создание спокойной, деловой обстановки. Постановка цели урока и задач урока. Работа на уроке будет проходить в группах, каждая группа состоит из 4-5 учеников. Учащихся в группе имеют различный уровень подготовки. Группы сформированы заранее.
2.Мотивация урока.
- Урок хочу начать с цитаты, которую взяла из анализа результатов ЕГЭ по математике за 2014 год. (Слайд 2)
- Прочитайте, пожалуйста, эту цитату. В чем проблема?
- Что значит традиционно?
- Вы же не являетесь выпускниками средней школы?
- Эта проблема актуальна для вас?
- Вы тоже в этом году сдаете ГИА по математике, которая будет состоять из 3 блоков. Из каких? (Слайд 3).
Решение задач какого блока у вас вызывают трудности?
- Давайте проведем эксперимент.
-Кто из вас испытывает трудности при решении геометрических задач? Поднимите руки.
- Спасибо за такой честный подход в ответ на такой деликатный вопрос.
- А как вы думаете, почему, на ваш взгляд, возникают затруднения при решении геометрических задач?
(Предполагаемые ответы: плохо знают теорию, недостаточно практики решения задач и т.д.)
- Говорят, в каждом деле – свои секреты. И я хочу познакомить вас с одним таким секретом успешного решения задач.
- В качестве основной задачи я взяла эту . Прочитайте, пожалуйста. (Слайд 4)
- Эта задача не простая, взяла ее из тренировочных вариантов ГИА для 9 класса.
- Давайте немного отвлечемся, проведем такую ассоциацию. (Слайд 5)
Представим, что геометрическая задача – это некоторая закрытая дверь. Нам надо открыть эту дверь.
- Чем откроем эту дверь? (Ключами)
- Есть ключи. Откроем? (Нет)
- Надо еще подобрать ключи.
- Что же является ключом решения геометрических задач? (Теоремы, определения, признаки, свойства и т.д.)
3. Актуализация опорных знаний.
-Раз мы решаем задачу о трапеции, значит, мы должны вспомнить теорию.
-Что такое трапеция? (Слайд 6)
-Виды трапеции (Слайд 7)
-Свойства равнобокой трапеции (Слайд 8)
-Средняя линия трапеции (Слайд 9)
-Площадь трапеции (Слайд 10)
-В какую трапецию можно вписать окружность? (Слайд 11)
-Всегда ли около трапеции можно описать окружность? (Слайд 12)
-Свойство углов, прилежащих к боковой стороне трапеции. (Слайд 13)
-Каким свойством обладают точка пересечения диагоналей трапеции, точка -пересечения продолжений её боковых сторон и середины .
4.Групповая работа. (Слайд 14)
Класс разбивается на 4 группы и каждая группа получает задание. В течение 7 минут работают в группах и представляют результаты у доски.
Задание для 1 группы: Задача №1. ( Задание представлено на четырех листах А4, склеив их получится лист для работы первой группы). Приложение.
Задание для 2 группы: Задача №2. ( Задание представлено на четырех листах А4, склеив их получится лист для работы второй группы). Приложение.
Задание для 3 группы: Задача №3. ( Задание представлено на четырех листах А4, склеив их получится лист для работы третьей группы.) Приложение.
Задание для 4 группы: Какие основные дополнительные построения можно выполнить в задачах на трапецию?
Прочитайте еще раз условие задачи на экране. (Слайд 15)
Есть ли связь между задачей на экране и предложенными вам задачами? (Предполагаемый ответ: мы решили данную задачу.)
- Открыли дверь? (Открыли) (Слайд 16)
- Что нам помогло решить данную задачу? (Разбиение ее на части, т.е. на элементарные задачи)
- Это есть один из секретов решения задач.
- Кроме уроков геометрии где вы еще решаете геометрические задачи? (На уроках физики, биологии и т. д.)
- В жизни кроме школьных предметов мы тоже решаем задачи. Здесь тоже можно применить прием деления проблемы на части.
- Таким образом, один из секретов решения любых задач – это разбиение его на части.
Решая предложенные вам задачи, вы открыли два секрета для задач на трапецию. (Слайд 17)
5. Историческая справка. (Слайд 18)
6. Применение формы трапеции в повседневной жизни (Слайд 19-23)
6. Самостоятельная работа (Слайд 24)
7. Рефлексия. (Слайд 25)
8. Спасибо за урок! (Слайд 26)
Литература:
Интернет – ресурсы:
Источник задач: http://alexlarin.net
Источник шаблона: сайт http://pedsovet.su
Источник картинок: http://www.eta-doors.ru/still_doors/kondor/images/7_2.jpg
http://fs1.ppt4web.ru/images/2966/57220/310/img15.jpg
http://fs1.ppt4web.ru/images/2966/57220/310/img16.jpg
http://fs1.ppt4web.ru/images/2966/57220/310/img17.jpg
http://fs1.ppt4web.ru/images/2966/57220/310/img18.jpg
http://fs1.ppt4web.ru/images/2966/57220/310/img19.jpg
№1
Дано:
– трапеция
Док-ать:
Док - во:
ч.т.д.
№2
Дано: – трап. ;
Док-ать:
Док - во:
(по признаку подобия тр-ов) 1)
2)
1)
2) = =
= =
= =
№3 Дано:–трап.
;
Найти:
1)
2)
Ответ: