Данный урок является вторым в системе уроков раздела "Морфология. Местоимение" Цель урока - знакомство учащихся с лексическим значение, особенностями склонения и изменения личных местоимений. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: формирование ЗУН при склонении личных местоимений, развитие правильного употребления личных местоимений в речи; коммуникативных способностей учащихся.
Учебный материал урока подобран с учётом развивающих возможностей учащихся. На уроке использовались учебник для 6 класса "Русский язык" З.К. Сабитовой, В.К. Павленко, карточки, презентация "Личные местоимения".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, найдите слово, в котором 8 букв, 6 звуков (двадцать)
- Почему звуков меньше?
- Найдите имя числительное, определите его разряд по значению и вид по строению.
б) синтаксическая пятиминутка (слайд № 3)
Запишите предложение, расставьте знаки препинания, разберите по членам предложения, определите его тип, объясните орфограммы.
По вечерамна морях и океанах мысовершалиудивительныеподвиги, но днемнасодолевалиневзгоды. [- = ], но [ = -]. ССП
Проверка д/з
-упр. 758, стр. 238
4. Фронтальный опрос (слайд № 4)
-Какая часть речи называется местоимением?
- Каковы морфологические признаки местоимений? Как они изменяются?
- Какую синтаксическую роль выполняют местоимения?
- Назовите известные вам разряды местоимений.
5. Объяснение нового материала
-В начале урока мы записали с вами предложение. Назовите все местоимения, которые были употреблены в нем?
-На что указывают данные местоимения? (на человека, личность).
-Кто сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о личных местоимениях)
Тема урока: Личные местоимения (слайд № 5)
Цель: На уроке вы познакомитесь с разрядом личных местоимений, узнаете об особенностях их склонения, о причинах и условиях появления буквы Н при склонении местоимений 3 лица (он, она, оно, они), узнаете о синтаксической роли личных местоимений и об их правильном употреблении в речи.
-Личные местоимения представлены 8 местоимениями (слайд № 6)
Ед. число
Мн. число
1 л
я
мы
2 л
ты
вы
3 л
он, она, оно
они
-Посмотрите на таблицу и сделайте вывод о морфологических признаках личных местоимений
( местоимение обладают лицом, числом, родом - только у 3-его лица ед.числа).
- Первая особенность склонения такова: (слайд № 8)
При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже –«я», а в родительном – совсем другая основа – «меня».
- Вторая особенность:
Иногда в корне происходит чередование, например:
тебя – тобой, меня – мне.
- Третья особенность:
После предлогов у местоимений 3-его лица появляется буква «Н» (к нему, у нее).
Исторический экскурс (слайд № 9)
Это связано с историей развития языка. Раньше предлоги «в», «с», «к» оканчивались на носовой согласный и имели вид «вън», «сън», «кън» (сън имъ, кън ему и т.д.). В дальнейшем конечный «Н» предлога перешел к местоимению: въ немъ, съ нимъ, къ нему. По аналогии с предлогами «в», «с», «к» начальное «н» появилось и после предлогов у, возле, около и др. Однако после предлогов позднейшего образования (благодаря, вопреки, навстречу, согласно) и после прилагательных в сравнительной степени «н» в местоимениях не употребляется: возле него, но навстречу ему, выше его, лучше её.
- Эти три особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.
-Вернемся к предложению, которое мы записали ранее. Найдите личные местоимения, определите, каким членом предложения они являются. Сделайте вывод о синтаксической роли личных местоимений. (слайд № 10)
Вывод: личные местоимения в предложении могут быть подлежащим или дополнением.
-Прочитайте выразительно стихотворение Александра Пушкина. Найдите в данном тексте личные местоимения, выпишите их в тетрадь, определяя у них число (слайд № 11)
Ты и вы
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
-Ко скольким людям обращается литературный герой?
-Почему же употребляется форма мн.ч. «Вы»? (уважительное обращение)
-Тогда зачем автор стихотворения употребляет «ты»?
-Почему местоимение «Вы» написано с заглавной буквы? («Вы» - уважительное отношение к возлюбленной. «Ты» мысленно или реально приближает человека к себе ).
Вы — личное местоимение второго лица множественного или единственного числа. Служит для обозначения нескольких лиц, включая собеседника и исключая говорящего, а также как форма вежливости для обозначения одного лица — собеседника (слайд № 12).
Использование уважительного «Вы» в единственном числе впервые отмечено в латыни для обращения к императору. В прошлом к одному лицу, даже князю или царю на Руси обращались исключительно на «ты». Обращения на «Вы» в единственном числе не существовало. Так, в «Повести временных лет» дружина обращается к своему князю: «поиди княже съ нами въ Древляны на дань: и ты добудеши и мы».
В Россию выканье пришло относительно недавно. В 1722 году Пётр I ввёл в России Табель о рангах, по которой ко всем вышестоящим (по рангу) надлежало обращаться на Вы. За нарушение этого правила полагался штраф в размере двухмесячного жалования.
Когда же вы и ваш пишутся с большой буквы? (слайд № 13)
-если местоимения «Вы», «Ваш» используется как форма вежливого обращения к одному лицу
Вежливое Вы требует
- мн. числа глагола: Ольга, Вы пойдёте со мной в кино?
-мн. числа краткого прилагательного: Ольга, после премьеры Вы были так счастливы.
-ед. числа полного прилагательного: Ольга, Вы очень красивая.
-Ребята, обратите внимание на словосочетания: грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас (слайд №14).
Глагол с предлогом диктует нам Д.п., а местоимения употреблены в П.п. В чём причина? Совершим экскурс в историю. В XIX веке с предлогом «по» употреблялись формы предложного падежа местоимений кто, что, он, мы, вы правильно было говорить: по ком, по чем, по нас, повас. А. Х. Востоков в "Русской грамматике" (1834 года) приводит такой пример: «По ком стреляли? По неприятелю». В современном русском языке местоимения кто, что и он выступают обычно в форме дательного падежа - нам есть по кому равняться, по чему учиться. Именно по кому и по чему, а не по ком и по чем, эти формы признаны устаревшими. А вот местоимения мы ивы долгое время продолжают сочетаться с формами предложного падежа.* (эту же норму П.п. изучаем с детьми по учебнику)
*Но сегодня уже и эти местоимения употребляются в дательном падеже.
Скучаю, грущу, тоскую по вас - старая норма; скучаю, грущу, тоскую по вам – новая, пишут специалисты «Грамоты.ру». Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках.
Академическая "Русская грамматика" 1980 года скучать по вам и скучать по вас рассматривает как равноправные варианты. А вот согласно "Толковому словарю русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой правильно: скучаю по вам, рядом с скучаю по вас стоят пометы «устарелое и просторечное».
Этот же словарь разрешает нам скучать, грустить, тосковать и о вас.
6. Закрепление изученного.
-Чтобы закрепить полученные знания, выполним ряд упражнений.
Карточка 1.
Запишите правильные формы местоимения, указав их падеж. Вставьте пропущенные буквы.
Навстречу (ему, нему)
Старше (его, него)
Вокруг (ей, неё)
Б..жать впереди (ее, неё)
См…яться над (им, ним)
Д….брее (его…, него)
Пр…близился к (нему, ему)
Пр…готовить для (её, неё)
Умнее (их, них)
Карточка 2.1
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1.Перед (мы) намибыла небольшая лужайка с высокой травой, с лиловыми колокольчиками, с иван-чаем. 2.(Я) Мне очень захотелось собрать букет и подарить (он) его маме. 3.(Она) Ей всегда нравились полевые цветы, поэтому она составляла из (они)нихгербарий. 4.Над (мы) нами порхали разноцветные бабочки, стрекозы, в траве стрекотали кузнечики.
Карточка 2.2
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1. «Павлик, смотри, над (ты) тобойкружится птичка»,-сказала я брату. 2. Он взял (я) меня за руку и отвел к краю лужайки. 3.«Почему?»-спросила я (он) его. 4. «Там, где мы с (ты) тобой стояли, было гнездо птицы. Она боялась за птенцов, поэтому и кружила», -ответил Павел.
7. Релаксация. Игра (отгадывание загадок).
Какие два местоимения мешают автомобилям? (Я, МЫ)
Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. А вместе они – овощ. (ТЫКВА)
Какие местоимения самые чистые? (ВЫМЫТЫ)
В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)
Продолжаем наши задания.
На доске записан текст задания.
3. Вставьте в нужной форме местоимения «Вы», «вы», «мы». Расставьте недостающие знаки препинания.
Внук писал Бабушка и дедушка я соскучился по (Вы).
Анна Сергеевна скучаете ли Вы по (мы) ? А мы часто о (Вы) вспоминаем.
Я очень грущу по (Вы) милая Раиса Федоровна.
Тосковать по (мы) не нужно говорили ребята.
Ответ:
Внук писал: «Бабушка и дедушка, я соскучился по вас».
Анна Сергеевна, скучаете ли Вы по нас? А мы часто о Вас вспоминаем.
Я очень грущу по Вас, милая Раиса Федоровна.
«Тосковать по нас не нужно»,- говорили ребята.
4. Раскройте скобки, поставив слово в нужной форме. Расставьте недостающие знаки препинания (флипчарт).
Мальчики выбежали из калитки, а маленькая Оля пролезла через дырку в заборе. Сквозь ее не раз удирал ушастый заяц с морковкой в зубах. За им сейчас как раз и гнались мальчишки, потому что капуста вновь оказалась съеденной. Нет капусты- нет и вкусного бабушкиного пирога. Она не пыталась догнать ребят, потому что маленькие ножки еще не умели быстро бегать. Тогда она крикнула ребятам вслед: «Я буду плакать и грустить по Вам! Принесите мене ягодки, если не отыщете зайку!»
8. Подведение итогов (слайд № 15)
- Итак, какую тему мы изучали?
-О каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?
Запишите правильные формы местоимения, указав их падеж. Вставьте пропущенные буквы.
Навстречу (ему, нему)
Старше (его, него)
Вокруг (ей, неё)
Б..жать впереди (ее, неё)
См…яться над (им, ним)
Д….брее (его…, него)
Пр…близился к (нему, ему)
Пр…готовить для (её, неё)
Умнее (их, них)
Карточка 1.
Запишите правильные формы местоимения, указав их падеж. Вставьте пропущенные буквы.
Навстречу (ему, нему)
Старше (его, него)
Вокруг (ей, неё)
Б..жать впереди (ее, неё)
См…яться над (им, ним)
Д….брее (его…, него)
Пр…близился к (нему, ему)
Пр…готовить для (её, неё)
Умнее (их, них)
Карточка 1.
Запишите правильные формы местоимения, указав их падеж. Вставьте пропущенные буквы.
Навстречу (ему, нему)
Старше (его, него)
Вокруг (ей, неё)
Б..жать впереди (ее, неё)
См…яться над (им, ним)
Д….брее (его…, него)
Пр…близился к (нему, ему)
Пр…готовить для (её, неё)
Умнее (их, них)
Карточка 1.
Запишите правильные формы местоимения, указав их падеж. Вставьте пропущенные буквы.
Навстречу (ему, нему)
Старше (его, него)
Вокруг (ей, неё)
Б..жать впереди (ее, неё)
См…яться над (им, ним)
Д….брее (его…, него)
Пр…близился к (нему, ему)
Пр…готовить для (её, неё)
Умнее (их, них)
Карточка 2.1
Спишите. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1.Перед (мы) была небольшая лужайка с высокой травой, с лиловыми колокольчиками, с иван-чаем. 2. (Я) очень захотелось собрать букет и подарить (он) маме. 3. (Она) всегда нравились полевые цветы, поэтому она составляла из (они)гербарий. 4. Над (мы) порхали разноцветные бабочки, стрекозы, в траве стрекотали кузнечики.
Карточка 2.1
Спишите. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1.Перед (мы) была небольшая лужайка с высокой травой, с лиловыми колокольчиками, с иван-чаем. 2. (Я) очень захотелось собрать букет и подарить (он) маме. 3. (Она) всегда нравились полевые цветы, поэтому она составляла из (они)гербарий. 4. Над (мы) порхали разноцветные бабочки, стрекозы, в траве стрекотали кузнечики.
Карточка 2.1
Спишите. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1.Перед (мы) была небольшая лужайка с высокой травой, с лиловыми колокольчиками, с иван-чаем. 2. (Я) очень захотелось собрать букет и подарить (он) маме. 3. (Она) всегда нравились полевые цветы, поэтому она составляла из (они)гербарий. 4. Над (мы) порхали разноцветные бабочки, стрекозы, в траве стрекотали кузнечики.
Карточка 2.1
Спишите. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1.Перед (мы) была небольшая лужайка с высокой травой, с лиловыми колокольчиками, с иван-чаем. 2. (Я) очень захотелось собрать букет и подарить (он) маме. 3. (Она) всегда нравились полевые цветы, поэтому она составляла из (они)гербарий. 4. Над (мы) порхали разноцветные бабочки, стрекозы, в траве стрекотали кузнечики.
Карточка 2.1
Спишите. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1.Перед (мы) была небольшая лужайка с высокой травой, с лиловыми колокольчиками, с иван-чаем. 2. (Я) очень захотелось собрать букет и подарить (он) маме. 3. (Она) всегда нравились полевые цветы, поэтому она составляла из (они)гербарий. 4. Над (мы) порхали разноцветные бабочки, стрекозы, в траве стрекотали кузнечики.
Карточка 2.1
Спишите. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1.Перед (мы) была небольшая лужайка с высокой травой, с лиловыми колокольчиками, с иван-чаем. 2. (Я) очень захотелось собрать букет и подарить (он) маме. 3. (Она) всегда нравились полевые цветы, поэтому она составляла из (они)гербарий. 4. Над (мы) порхали разноцветные бабочки, стрекозы, в траве стрекотали кузнечики.
Карточка 2.1
Спишите. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1.Перед (мы) была небольшая лужайка с высокой травой, с лиловыми колокольчиками, с иван-чаем. 2. (Я) очень захотелось собрать букет и подарить (он) маме. 3. (Она) всегда нравились полевые цветы, поэтому она составляла из (они)гербарий. 4. Над (мы) порхали разноцветные бабочки, стрекозы, в траве стрекотали кузнечики.
Карточка 2.2
Спишите. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1. «Павлик, смотри, над (ты) кружится птичка», -сказала я брату. 2. Он взял (я) за руку и отвел к краю лужайки. 3. «Почему?» -спросила я (он). 4. «Там, где мы с (ты) стояли, было гнездо птицы. Она боялась за птенцов, поэтому и кружила», -ответил Павел.
Карточка 2.2
Спишите. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1. «Павлик, смотри, над (ты) кружится птичка», -сказала я брату. 2. Он взял (я) за руку и отвел к краю лужайки. 3. «Почему?» - спросила я (он). 4. «Там, где мы с (ты) стояли, было гнездо птицы. Она боялась за птенцов, поэтому и кружила», -ответил Павел.
Карточка 2.2
Спишите. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1. «Павлик, смотри, над (ты) кружится птичка», -сказала я брату. 2. Он взял (я) за руку и отвел к краю лужайки. 3. «Почему?» -спросила я (он). 4. «Там, где мы с (ты) стояли, было гнездо птицы. Она боялась за птенцов, поэтому и кружила», -ответил Павел.
Карточка 2.2
Спишите. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1. «Павлик, смотри, над (ты) кружится птичка», -сказала я брату. 2. Он взял (я) за руку и отвел к краю лужайки. 3. «Почему?» -спросила я (он). 4. «Там, где мы с (ты) стояли, было гнездо птицы. Она боялась за птенцов, поэтому и кружила», -ответил Павел.
Карточка 2.2
Спишите. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1. «Павлик, смотри, над (ты) кружится птичка», -сказала я брату. 2. Он взял (я) за руку и отвел к краю лужайки. 3. «Почему?» -спросила я (он). 4. «Там, где мы с (ты) стояли, было гнездо птицы. Она боялась за птенцов, поэтому и кружила», -ответил Павел.
Карточка 2.2
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1. «Павлик, смотри, над (ты) кружится птичка», -сказала я брату. 2. Он взял (я) за руку и отвел к краю лужайки. 3. «Почему?» -спросила я (он). 4. «Там, где мы с (ты) стояли, было гнездо птицы. Она боялась за птенцов, поэтому и кружила», -ответил Павел.
Карточка 2.2
Спишите. Поставьте, где это нужно, местоимения в нужном падеже, определите их синтаксическую роль.
1. «Павлик, смотри, над (ты) кружится птичка», -сказала я брату. 2. Он взял (я) за руку и отвел к краю лужайки. 3. «Почему?» -спросила я (он). 4. «Там, где мы с (ты) стояли, было гнездо птицы. Она боялась за птенцов, поэтому и кружила», -ответил Павел.
Самооценка деятельности учащихся на уроке.
На уроке я работал …
Своей работой на уроке я …
Урок для меня показался …
За урок я …
Мое настроение….
Самооценка деятельности учащихся на уроке.
На уроке я работал …
Своей работой на уроке я …
Урок для меня показался …
За урок я …
Мое настроение ….
Самооценка деятельности учащихся на уроке.
На уроке я работал …
Своей работой на уроке я …
Урок для меня показался …
За урок я …
Мое настроение …
Самооценка деятельности учащихся на уроке.
На уроке я работал …
Своей работой на уроке я …
Урок для меня показался …
За урок я …
Мое настроение …
Самооценка деятельности учащихся на уроке.
На уроке я работал …
Своей работой на уроке я …
Урок для меня показался …
За урок я …
Мое настроение …
Самооценка деятельности учащихся на уроке.
На уроке я работал …
Своей работой на уроке я …
Урок для меня показался …
За урок я …
Мое настроение ….
Самооценка деятельности учащихся на уроке.
На уроке я работал …
Своей работой на уроке я …
Урок для меня показался …
За урок я …
Мое настроение ….
Самооценка деятельности учащихся на уроке.
На уроке я работал …
Своей работой на уроке я …
Урок для меня показался …
За урок я …
Мое настроение ….
Самоанализ урока в 6 классе по теме: «Личные местоимения».
Учащихся данного класса обучаю с 5 класса. Многие ребята в классе занимаются прилежно, на уроках активны, серьёзно относятся к выполнению домашних заданий, а также к работе на уроке. Охотно выполняют творческие упражнения по учебнику, пишут сочинения по личным наблюдениям.
Есть учащиеся, внимание которых может быть рассеянным. Их необходимо вовлекать в учебную деятельность постоянно, используя разные формы и методы обучения, и контролировать работу.
Класс очень подвижный, но работоспособный, поэтому и темп урока быстрый, целенаправленный, содержание урока насыщенное.
Следовательно, и организационный момент начала урока деловой, подготавливает к внешней и внутренней готовности ученика к уроку: работать внимательно, уверенно, чувствовать поддержку одноклассников и учителя.
Ребята привыкли так работать. Поэтому на уроке была атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.
Задачи, цели, содержание урока соответствуют программному материалу класса. Этот программный материал подобран с учетом развивающих возможностей учеников. Все запланированные цели урока были реализованы.
На предыдущем уроке учащиеся получили знания о сущности местоимения (определение), его синтаксических функциях, его морфологических свойствах, разрядах. На втором уроке при изучении раздела «Местоимение» я поставила цель совершенствования приобретенных знаний, умений, навыков, а также получение новых знаний по теме «Личные местоимения». Считаю, что темп изучения нового материала, заданный мной, соответствовал темпу его усвоения школьниками. Применение при объяснении новой темы ИКТ и возможностей интерактивной доски, в частности флипчарта, способствует созданию для ученика ситуации успеха, ведет к созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Данные задачи и цели были реализованы в ходе урока следующим образом:
-знания о сущности местоимения закреплялись через работу над таблицами о личных местоимениях, через самостоятельную работу учащихся;
-знания закреплялись через работу с карточками, игру «Загадки о личных местоимениях», выполнения заданий корректирующего характера (флипчарт);
-знания об особенностях употребления личных местоимений в речи – через введения в объяснение нового материала урока исторических сведений о личных местоимениях и дополнительного материала о сочетании личных местоимений Мы и Вы с глаголами;
-знания о правописании личных местоимений с предлогами – через работу с индивидуальными заданиями по карточкам.
На уроке развивались следующие навыки:
- слуховое восприятие при работе над словосочетаниями;
-умение обобщать материал через итоговую работу;
-работа в парах, группах;
- самостоятельной работы и самоконтроля.
В воспитательном плане ценность урока заключается в том, что:
- дети учились развивать навыки общения со сверстниками, оценивать свою работу и работу одноклассников;
- сопереживать, радоваться успехам других учеников.
Указанные цели были реализованы посредством следующих упражнений:
- необычное начало урока формирует мотивацию к закреплению знаний по теме;
- работы с таблицей – требует обобщения, формирует умения, заложенные в целях урока;
- развития навыка использования местоимений в речи;
- итоговой беседы – основное средство систематизации и обобщения знаний по теме урока (рефлексия).
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(212) "план-конспект урока немецкого языка в 5-ом классе по главе 4 "Где и как живут здесь люди?" ( к учебнику И.Л.Бим ) "
["seo_title"] => string(120) "plan-konspiekt-uroka-niemietskogho-iazyka-v-5-om-klassie-po-ghlavie-4-gdie-i-kak-zhivut-zdies-liudi-k-uchiebniku-i-l-bim"
["file_id"] => string(6) "173559"
["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424008018"
}
}