IV.Исследование (+ понял(а), не понял(а), ? сомневаюсь)
V. Закрепление
1. Прием «Верные неверные утверждения
2. Защита проекта ( создание продукта деятельности)
3. Составление тестов
VI. Рефлексия Создание продукта деятельности Памятка «Личные местоимения»
(критериальное оценивание)
Ход урока
Психологический настрой
Урок под девизом: Мало знать, надо применять. ( слайд №1) Мало хотеть, надо делать.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит
Актуализация знаний
Обобщение сведений
В своем обращении к вам я выделила интонацией несколько слов.
- Назовите эти слова.
-Какой частью речи являются эти слова.
- Какой теме будет посвящен урок?
- будем учиться на уроке?
Тема урока: Обобщение сведений о местоимении, полученных в 3 классе. Личные местоимения. Роль местоимений в предложении.
-Назовите объект исследования и предмет исследования
Объект исследования: личные местоимения( слайд №2)
Предмет исследования:морфологические признаки местоимений, его роль в предложении
Сегодня на уроке вы будете исследователями. Наша цель систематизировать знания полученные в 3 классе, учиться определять и грамотно употреблять личные местоимения, познакомиться с морфологическими признаками и ролью личных местоимений в речи, в предложении
2. Работать будем по плану: ( слайд №3) 1. Пишу красиво
2. Орфографическая минутка
3. Думай, размышляй , исследуй
4. Редактируем текст
5. Защита продукта (Памятка)
6. Самооценка
3. Немного истории
-Почему эта часть речи получила такое название?
Дети находят в словаре С. Ожегова лексическое значение слова "местоимение" Оно заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
4. Прием «Мозговой штурм»
Назовите личные местоимения. Почему в русском языке их называют личными?
-Указывают на предмет, но его не называют
Сообщаю ( слайд №4) Местоимение – это
Местоимение указывает ________________
Местоимения 1 лица__________________
Местоимения 2лица ___________________ Местоимения 3 лица __________________
Вместо какого имени употребляются личные местоимениия?
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё это тайной быть должно
Для НАС и вас и всех…
Почему непонятен текст?
-Назовите личные местоимения
Исследование (+ понял(а), не понял(а), ? сомневаюсь ( слайд №6) 1. Орфографическая разминка по группам 3 балла
1 гр. Родина, Казахстан, столица, город, Житикара, президент, Астана.
2 гр. Сова, лисица, коза, сосна, лесок, трава, роса, дерево.
3 гр. Шоссе, коллектив, рассказ, группа, суббота, класс .
4 гр. Свободное письмо ( взаимооценка)
Вывод: местоимения 3 лица изменяются по родам.
Местоимения заменяют существительные.
Местоимения не называют предмет, а указывают на него.
Для чего существуют местоимения в речи?
-Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
2. Физминутка Раз, два, три…
3. Редактирование текста. (по группам) ( 4 балла)
Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка кружилась около меня и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету. ( слайд №6) В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким.
Вывод: местоимения делают речь лаконичной, выразительной
4. Найди местоимения в следующих произведениях ( зачитываются отрывки) (слайд №7)1 балл V.Закрепление