Орг. момент. Психологический настрой Деление на группы. Стадия вызова Повторение Оценивание: за ответ - смайлики Стадия осмысления Выполнение заданий. Оценивание: за ответ - звездочки 1.Игра « Наш толковый словарь» 2.Игра «Допиши половицу» 3. «Замени слово»: подберите к словам синонимы 4.Веселый тренинг «Друзья по часам» 5. Игра «Раз, два, три – говори!» (использование мяча). Учитель бросает мяч ученикам, называя слово, к которому ученик должен подобрать антоним. 6. Игра «Ералаш». Зная лексическое значение слов, запишите правильно предложения: 6. Тест - 5 мин Подведение итогов урока. Оценивание: формативное оценивание Рефлексия. 3 мин Домашнее задание: ученикам групп А, В -написать эссе «Мое осеннее настроение», используя синонимы, антонимы; ученикам группы С – составить 5-6 предложений с антонимами и синонимами. | 1 мин 2 мин 3 мин 3 мин 30 мин 3 мин 2 мин | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. «Активити»: показ видеофильма из журнала «Ералаш» О чем мы будем говорить сегодня? Какова тема нашего урока? (слайд 1) «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». К. Г. Паустовский Наша задача: доказать справедливость этого высказывания и ответить на вопрос: Для чего необходимо словарное богатство? Чтобы выполнить эту задачу мы должны: повторить теоретические сведения по теме «Лексика»; закрепить полученные знания. (слайд 2) (слайд 3) Блиц-опрос: Что изучает лексика? Какие слова называются однозначными? Какие слова называются многозначными? Что такое прямое и переносное значение слова? Что называют синонимами? Что такое антонимы? А сколько, по-вашему, слов в русском языке? Где об этом можно узнать? (в словарях) (слайд 4) - Количество слов в русском языке постоянно меняется, поэтому назвать точное количество слов невозможно. «Собраны» слова в словарях. Самый большой 17-титомный «Словарь современного русского литературного языка» насчитывает 120000 слов. (слайд). В нашем современном русском языке их еще больше! Почти миллион! - Для чего нам нужен «Толковый словарь»? (узнать лексическое значение слова) - Что такое лексическое значение слова? (его смысл) (слайды 5-6 ) Определите и запишите слова по данным толкованиям их лексического значения. 1.Площадка для катания на коньках-…. ( каток) 2.Герой казахского народного эпоса -…(батыр) 3.Служащая на борту самолета-… (стюардесса) 4.Сильная буря на море-… (шторм) 5.Кислый напиток из кобыльего молока-… (кумыс) (слайды 7-8) Какие слова в русском языке относятся к одной части речи, но имеют противоположное значение? Мир строит, а война… (разрушает). Герой умирает, а слава его …( живет). Корень учения горек, а плод его…(сладок). Не бойся врага умного, а бойся друга…(глупого). Мягко стелет, да….спать. (жестко) (слайд 9) Скупой- Блестеть- Большой- Метель- Волшебная- Монарх – (слайды 10-11) (слайд 12) Условия: я говорю слово, а вы мне быстро называете антоним. Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, смеяться, хвалить, зло, холод, чистый, больной, поднимать, поломать, здороваться, храбрый, правда, горячий. Вывод: Для чего используются антонимы в тексте? (чтобы подчеркнуть контраст, противоречие в чем-либо) (слайды 13-14) Злой кабан сидел на ветке. Пароход томился в клетке. Соловей точил клыки. Дикобраз давал гудки. Кошка физику учила. Маша хвостик свой ловила. Буратино шил штаны А портняжка ел блины. (слайды 15-17) Критерии оценивания теста: 9-10 правильных ответов – оценка «5» 7-8 правильных ответов - оценка «4» 4-6 правильных ответов - оценка «3» 1-3 правильных ответов - оценка «2» Учитель раздает листы самооценки и взаимооценки. «Облачко» Подводит итоги, объясняет домашнее задание (См. приложение к уроку) | Деление на группы разноцветными фишками. Слушают, делают для себя пометки, помогают друг другу. Взаимопроверка по ключу (1-б, 2-а, 3-б, 4-а, 5-б, 6-а,7-а,8-б,9-б,10-а) |