- способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Программное обеспечение – Microsoft Office Word 2007 (программа Power Point, графический редактор Paint и текстовый редактор Word),
2. УМК по русскому языку для 7 класса под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.; науч. ред. Н.М. Шанский (Москва, «Просвещение», 2009).
3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс. Русский язык. Основная школа./В.И Капинос и др. М.: Интеллект-Центр, 2007. С. 24-27
Ход урока
Организационный момент
Мотивация (сообщение темы и цели)
Опрос:
Индивидуальный опрос (работа по карточкам)
«Блиц-опрос»:
- Что называется деепричастием?
- Что такое деепричастный оборот?
- Как пишется НЕ с деепричастиями?
- Как образуются деепричастия совершенного вида?
- Как образуются деепричастия несовершенного вида?
- Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты?
- Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?
Актуализация знаний учащихся
Работа над эпиграфом к уроку
Ты, не подумав, не выскажи слова,
Высказав слово, потом не виляй.
Грубое слово встречай ты сурово,
К мягкому слову любовь проявляй.
И. Казак
- Докажите, что перед вами текст.
- Как вы понимаете его смысл?
- Запишите эпиграф в тетрадь.
- Объясните встретившиеся орфограммы.
- Найдите в тексте деепричастие, укажите их грамматические признаки (подумав, неизменяемость, совершенный вид).
- Назовите деепричастный оборот. Определите синтаксическую роль в предложении. (Высказав слово, обстоятельство).
- Расставьте недостающие знаки препинания.
2. Выполните морфологический разбор деепричастия
(1 учащийся выполняет разбор на доске, остальные – в тетрадях).
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Исследовательские задания:
а) пунктуационная задача:
Перед вами два предложения:
1)Лодка шла, не меняя направления; но, пройдя железнодорожный мост, повернула к другому берегу.
2) Тропинка шла лесом, петляя между деревьями, но не меняя направления.
Запишите предложения в тетрадь. Исследуя эти предложения, попытайтесь ответить на вопрос: «Почему деепричастный оборот, стоящий после союза но, в первом предложении отделяется от него запятой, а во втором – нет?»
(В первом предложении деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, соединённым союзом но, поэтому выделяются с обеих сторон запятыми. Во втором предложении они относятся к одному и тому же сказуемому, являются однородными и соединяются союзом но).
б) за строкой учебника
При обособлении необходимо учитывать следующие сложные случаи:
При деепричастном обороте может находиться вводное слово. Изучив местонахождение вводного слова по отношению к деепричастному обороту, попробуйте сформулировать пунктуационное правило
Принц пробежал мимо спрятавшейся Золушки, по-видимому не заметив её в тёмной аллее.
Сёстры не смогли узнать Золушку, заметив, вероятно, только дорогой наряд очаровавшей принца незнакомки.
Если вводное слово стоит в начале или самом конце деепричастного оборота, оно не отделяется запятой от оборота. (Предложение № 1) Если же вводное слово окажется в середине деепричастного оборота, оно выделяется двумя запятыми. (Предложение № 2)
2.Работа с учебником. Упражнение 1931
Прочитайте задание, текст.
Спишите, расставляя пропущенные знаки выделения.
Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.
(комментированное выполнение упражнения «по цепочке»)
Определите тип, стиль текста.
- В какой речи чаще используются деепричастные обороты?
3. Развитие речи
а) слово учителя
Деепричастный оборот – сжатая, лаконичная и очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи. Пользуясь им, следует помнить правило о едином действующем лице (или предмете) при основном (выраженном глаголом) и добавочном (выраженном деепричастием) действиях. Неправильное введение деепричастного оборота в текст может вызвать грубую речевую или грамматическую ошибку.
б) анализ таблицы «Речевые и грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота» Речевые и грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота
Предложение с ошибкой
Причины ошибки
Правильный вариант
Пробираясь по зарослям, он дошел до полянки.
Ошибка в употреблении вида деепричастия
Пробравшись по зарослям, он дошел до полянки.
Проезжая под мостом, у меня слетела шляпа.
Действие деепричастия и глагола выполняют разные лица.
Проезжая под мостом, я потерял шляпу.
Поднявшись вверх, он будет встречен мамой.
Употребление деепричастного оборота с пассивной конструкцией.
Поднявшись вверх, он встретит маму.
Быстро поев, он вышел, думая о случившемся и пытаясь что-то изменить.
Нагромождение деепричастных оборотов.
После завтрака он вышел, думая о случившемся и пытаясь что-то изменить.
Такие предложения иногда употребляли русские писатели XIX века (под влиянием французского языка), например: «Уехав из Вятки, меня долго мучило воспоминание об Р. (Герцен)
г) тестовое задание.
Рассмотрим образец тестового задания на синтаксическую норму из материалов ЕГЭ.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Рассматривая рисунок,
создаётся впечатление, что птица живая.
обратите внимание на штриховку.
неожиданно погас свет.
мне вспомнилось лето.
Ответ: 2
5. Употребление деепричастий в кубанской речи
а) слово учителя
Мы уже говорили, что деепричастия употребляются преимущественно в книжных стилях речи и образуются при помощи двух основных суффиксов: -а (-я) – от глаголов несовершенного вида и –в от глаголо совершенного вида (с некоторыми отклонениями).
В кубанской речи активно используются деепричастия несовершенного вида с суффиксами –учи (-ючи), -ачи (-ячи): идучи, знаючи, вместо идя, зная. Возможно, что распространение таких деепричастий в кубанских говорах вызвано влиянием украинского языка, в котором деепричастия с суффиксами –учи, -ючи, -ачи, -ячи общеупотребительны и являются литературной нормой.
Б) упражнение 3582
- найти диалектные деепричастия несовершенного вида и устно замените их литературными там, где это возможно. Учтите, что деепричастия с суффиксами –учи, -ючи придают высказыванию колорит народной речи, поэтический текст с такими деепричастиями воспринимается как произведение устного народного творчества. Замена таких деепричастий литературными аналогами с суффиксами –я, -а, не только лишает текст такого колорита, но и разрушает его ритмическую организацию.
Контроль знаний
Контрольно-диагностический тест3
Тема: «Деепричастие».
Класс 7 Ф.И. учащегося_____________________________
Вариант 1
А 1. Укажите предложение с деепричастным оборотом.
1) Усеянное звёздами небо манило к себе.
2) Потрескивая, горел костёр.
3) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
4) Чёрный дым, который поднялся из-за леса, застилал горизонт.
А 2. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.
1) Приближаясь к берёзовой роще, раздался треск повалившегося дерева.
2) Воробей, растопырив крылышки, и сжался весь от страха
3) Серёжа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.
4) Конь, жалобно заржав, потянулся к хозяйке.
А 3. Буква Е пишется в слове:
1) завис_в
2) понаде_вшись
3) встрет_в
4) раста_в
А 4. Не пишется слитно в примере:
1) (не) отправленное письмо
2) (не) припомню сюжета
3) (не) веря своим ушам
4) (не) доехавший до станции
А 5. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1) Лёнька растянулся на траве, положив голову на котомку и крепко уснул.
2) Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.
3) С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.
4) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
А 6. Укажите ошибку в определении грамматических признаков слова.
При разбое по составу надо учитывать, что у деепричастий отсутствует ___________________ .
Ответы:
1 вариант: 3, 4, 1, 1, 1, 2, посмотрев, глаголы.
2 вариант: 2, 3, 3, 1, 2, 4, подойдя, окончание.
Задание на дом
Задание по учебнику4:
а) ответить на контрольные вопросы, стр. 91-92
б) упражнение 194
Подобрать отрывки поэтических текстов с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
1 Русский язык: Учебник для 7 класса/ Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2009. С.92
2 Литературная норма и кубанские говоры./Р.М Гриценко. С. 114
3 Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс. Русский язык. Основная школа./В.И Капинос и др. М.: Интеллект-Центр, 2007. С. 24-27