Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Деепричастие»;
- закрепить навыки правописания, навыки обособления деепричастий и деепричастных оборотов на письме;
- совершенствовать умение находить в предложении деепричастие и деепричастные обороты, составлять предложения с деепричастным оборотом;
- грамотно употреблять деепричастия в речи, находить в тексте ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастия, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
Уметь находить деепричастия, отличать деепричастия от других частей речи, определять вид, выделять суффикс деепричастия, правильно выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Личностные УУД:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные УУД:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.
Ход урока
- Организационный момент
- Повторение изученного. Актуализация знаний
Задание 1 (словарная работа в парах)
Запишите слова, поставьте ударения. Используйте орфоэпический словарь. К какой части речи относятся все слова? На какой слог падает ударение? Работая в паре, прочитайте эти слова друг другу.
Закупорив, начав, начавшись, отдав, подняв, поняв, прибыв, создав
Задание 2 (заполнение таблицы, работа в парах)
После заполнения таблицы учащиеся рассказывают о деепричастии как части речи
| Деепричастие |
Отвечает на вопросы
|
|
Образовано от |
|
Вид деепричастия |
|
В предложении зависит от |
|
Оборот |
|
Выделяется запятыми |
|
Синтаксическая роль в предложении |
|
С не пишутся |
|
Задание 3
Образовать деепричастия от глаголов. Обозначить суффикс, определить вид
Прочитать, рисовать, выслушать, смотреть, умыться, готовиться, избежать, выбрать, прибирать, ломать.
Задание 4
Выпишите деепричастия, выделите в них суффиксы и определите вид
Оглянувшись, молчалив, проснувшийся, написан, улыбнувшись, красив, думая, замерзнув, пугающий, затих, распечатанный, устроившись, белея, темнеющий, подмигнув, спрятанный, белая, сломав, сломанный, расстелить, постелив, красив, моргая, молчалив.
Задание 5
В предложениях найдите деепричастия и деепричастные обороты, расставьте знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.
Затаив дыхание сидели дети на холодном камне дожидаясь когда к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких, ёлочек наконец-то заиграл на щеках у детей…
Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь. (М. Пришвин)
Задание 6
Исправьте предложения, в которых есть ошибка в использовании деепричастного оборота.
- Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
- Подходя к лесу, мне стало холодно.
- Отдохнув, мысли лучше идут на ум.
- Читая строки романа, становится грустно.
- Дойдя до реки, нами овладела усталость.
- Собираясь в поход, сбор был назначен на рассвете.
- Услышав новости, мне стало весело.
- Сделав уборку, комната выглядела чистой.
Задание 7
Выберите из вариантов ответов верное продолжение предложения
| Было сложно что-то изменить. Учитывалось, что у меня напряженный график работы. Мне пришлось внести изменения в распорядок дня. Мы достигли большей производительности труда. |
| Передо мной возникли созданные писателем образы. Мне захотелось посмотреть фильм. Было сложно что-то изменить. Многое для меня осталось непонятным. |
| Ученики провели серьезную работу. Ожидали большие трудности. Охватывает волнение. У Миши появилась возможность получить хорошую отметку. |
Домашнее задание: повторить рассказ о деепричастии по таблице, заполненной на уроке. Придумать и записать 5 предложений с деепричастием или деепричастным оборотом.
Подведение итогов урока