План - конспект урока русского языка в 4 классе по теме" Наречие как часть речи"
План - конспект урока русского языка в 4 классе по теме" Наречие как часть речи"
Цель: дать ученикам общее понятие о наречии как самостоятельной части речи; учить узнавать наречия в устной и письменной речи, раскрыть роль наречий в речи; формировать социальную компетентность: умение совместно работать в группах, проявлять инициативу; познавательную, самообразовательную, коммуникативную, лингвистическую компетентности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока русского языка в 4 классе по теме" Наречие как часть речи"»
Тема.Наречие как часть речи
Урок №1
Цель: дать ученикам общее понятие о наречии как самостоятельной части речи; учить узнавать наречия в устной и письменной речи, раскрыть роль наречий в речи; формировать социальную компетентность: умение совместно работать в группах, проявлять инициативу; познавательную, самообразовательную, коммуникативную, лингвистическую компетентности.
Оборудование: карточки для групповой работы, кубик, микрофон, учебник русского языка для 4 класса (2 часть), автор Э.С. Сильнова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I.Организация учеников к уроку
Ну – ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадка?
- Работать на этом уроке мы будем под девизом…. Чтобы прочитать девиз, нужно сложить его из рассыпанных слов.
(Слова – на магнитной доске) (Приложение 1.1)
Все, учился, Кабы, не, знал, то.
(Кабы все знал, то не учился.)
- Вы хотите все знать?
- Тогда настроимся на урок и проговорим слова аутотренинга.
Я – ученик (ученица).
Я хожу в школу.
Меня учат учиться.
Я все понимаю, я хочу все знать.
II. Актуализация опорных знаний
1.Каллиграфическая минутка.
- Посмотрите на доску. Что записано? Как вы понимаете пословицу? Спишите в тетрадь каллиграфически.
Если работа не удается, начни ее заново.
-Что сейчас изучаем на уроках русского языка? (части речи).
2.Работа в паре.
- Определите части речи в предложении. Советуемся в паре.
- Какие изученные части речи встретились в предложении?
- Что вы знаете о самостоятельных частях речи?
3. Стратегия «Кубование».( Приложение1.2)
- Внимание! Выполняем задание.
1) Часть речи.
2) Что обозначает?
3) На какие вопросы отвечает?
4) Каким членом предложения является?
5) Значение в речи.
6) Как изменяется?
III. Мотивация. Проблемная ситуация
- С каким словом возникли разногласия?(заново)
- Мы встречали такие слова и раньше. Как называются такие слова?
IV. Объявление, представление темы и ожидание результатов
- Сегодня нам предстоит встретиться со знакомыми незнакомцами – наречиями. Нужны ли нам знания о наречиях? Сегодня мы это выясним.
Упражнение « Микрофон»
- Что бы вы хотели узнать о наречии?
Я хочу знать …
Роль наречий в речи.
С какими частями речи связаны?
Как изменяется?
На какие вопросы отвечает?
Роль в предложении.
V.Предоставление необходимой информации
Мини- лекция
- К нам прибыла группа ученых мужей из Древнего Рима и Великой Руси. Вот они – то и поведают нам о наречии. ( Группа детей-языковедов.)
Ученый из Великой Руси: Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке, корень « речь» как бы связывает его с глаголом.
Ученый из Рима: Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».
Ученый из Великой Руси: Русские грамматисты называли ее точно так же, изменив лишь приставку, видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе.
Ученый из Рима: Античный философ Дионисий Фракийский первым дал название этой части речи. С греческого языка это название переводится как «при языке, при слове». В русском языке называется – наречие. В украинском - прислівник.
Ученый из Великой Руси: Наречием называется неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или поясняет где, когда происходит действие, куда оно направлено, и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Откуда? Когда? и др.
Ученый из Рима: Обратите внимание: наречие не изменяется по числам, по падежам, не имеет признаков рода, окончаний. В предложении наречия выполняют роль второстепенных членов предложения (обстоятельств).
VI. Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И беремся вновь за дело.
Какие наречия вы услышали в этом стихотворении?
VII.Интерактивное упражнение «Обучая– учусь»
- Я предлагаю вам объединиться в группы при помощи цветных карточек, которые есть у каждого из вас. Найдите стол с вашим цветом. Таким образом у нас образовалось 5 групп.
- Напомню правила работы в группе.
1.Перед началом работы выберите командира.
2.Внимательно слушайте и читайте задание.
3.Говорите по очереди, не перебивая друг друга.
4. Придерживайтесь правила поднятой руки.
5. Работайте так, чтобы не мешать другим.
- Каждая группа получила задание. На выполнение задания группам дается 10 минут.
1 группа(1 уровень) (Приложение 1.3)
Проведите лингвистический эксперимент. Уберите наречия из фрагментов сказки С. Маршака « 12 месяцев». Каким стал текст?
Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.
И был у нее, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.
Сделать вывод о роли наречий в русском языке.
Вывод: наречия делают нашу речь более точной, выразительной.
2группа (2 уровень)
Выписать словосочетания глагол + наречие. Показать связь слов между словами в словосочетании.
Видит, как сова ночью. Не ленись рано вставать и смолоду больше знать. Что летом родится, зимой пригодится. Лежа хлеба не добудешь.
Вывод:наречие – самостоятельная часть речи, которая не имеет окончаний, не изменяется.
3 группа (3 уровень)
Прочитать пословицы и поговорки, объяснить. Списать выделенные слова, в скобках написать вопросы к ним.
Окончил дело – гуляй смело. Сперва аз да буки, а потом науки. Тише едешь – дальше будешь. Рыбак рыбака видит издалека. Око видит далеко, а мысль еще дальше.
Вывод:наречия отвечают на вопросы где? как? когда? куда? откуда?
4 группа (4 уровень)
Прочитать пословицы и поговорки, объяснить их. Наречия выписать вместе с глаголом, от которого оно зависит. Сделать вывод.
Встань летом пораньше и иди гулять подальше. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Кто рано встает, тому бог дает. Родная мать высоко замахивается, да не больно бьет.
Вывод: наречия, как правило,связаны с глаголом.
5 группа (5 уровень)
Запишите предложения, подчеркните главные члены. Каким членом предложения являются наречия.
Пустая бочка громко гремит. Ленивый всегда празднует. Уменье всегда найдет примененье.
Вывод: наречия в предложении выполняют роль второстепенных членов (обстоятельств).
VIII. Подведение итогов
Упражнение «Ассоциативный куст»
Презентация «идей» и составление ассоциативного куста. ( Приложение 1. 4)
Оценивание работы в группе.
Делились ли мы информацией, помогали друг другу?
Говорили ли мы друг другу что-то приятное?
Уважали ли мы мысли, идеи каждого?
Все ли мы имели возможность участвовать в обсуждении заданий?
Какое у тебя настроение после работы в группе?
Обведи:
Упражнение «Ожидание».
- Насколько оправдались наши ожидания?
- Что нового для себя узнали?
- Нужны ли нам знания о наречиях?
Упражнение « Интервью».Работа в паре.
Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком. Урок прошел …, …, … .
IX. Домашнее задание
1 группа: с.122, упражнение 555.
2 группа: подобрать пословицы, поговорки, загадки с наречиями.